Сочетается ли романтика окружающая маттео фальконе. Размышляем о прочитанном. Сравним прозаический и стихотворный тексты

  1. Почему именно так названа новелла, ведь в ней рассказывается и о других героях?
  2. Чем интересна земля маки? Что сразу может насторожить читателя?
  3. Какие качества характера Маттео Фальконе принесли ему необыкновенную известность?
  4. Как вёл себя Фортунато с бандитом и с полицейскими? Как отнёсся Маттео к поступку сына? Что его особенно возмутило и почему он произнёс: «Мой ли это ребёнок?»

Творческое задание

Чем заканчивается новелла? Как бы вы оценили характеры и поступки героев этой новеллы? Сочетается ли романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порождённого окружающей дикостью? Свой ответ подтвердите примерами из прочитанной вами новеллы.

Подготовьте устный или письменный развёрнутый ответ на этот вопрос. Свой ответ подтвердите примерами из прочитанной вами новеллы.

Сравним прозаический и стихотворный тексты

«Проза и стихи требуют различного исполнения.

„Стих нужен человеку, - разъяснял поэт Валерий Брюсов, - потому что у него есть потребность сказать иные речи более выразительно, чем то может разговорный язык. Стихотворная речь достигает этой цели тем, что делит речь на определённые, легко обозримые части. Стих есть некоторое целое... ему дана поэтом обособленная жизнь. Ошибается тот, кто при чтении вслух не отмечает этой целостности стиха".

Действительно, легко заметить, что, как бы стихотворная речь произведения ни приближалась к прозаической, она никогда не может совершенно ей уподобиться и уподобляться не должна.

Вот отрывок из повести Мериме „Маттео Фальконе", в котором рассказывается, как подкупленный жандармом мальчик Фортунато, сын Маттео, выдал спрятанного беглеца и был за то казнён отцом.

Жандарм беседует с родителями Фортунато:

„ - Он так хорошо запрятался, что не будь здесь маленького Фортунато, я никогда бы не нашёл его.

Фортунато! - вскричал Маттео.

Фортунато! - повторила Джузеппа.

Да, Санпьеро спрятался в этой копне сена, но мой племянничек раскрыл эту хитрость. И его и твоё имя будут в рапорте...

Проклятье! - тихо произнёс Маттео".

Жуковский сделал стихотворный пересказ этой повести, в котором это место изложено так:

      „...От нас бы верно
      Он ускользнул, когда б не Фортунато,
      Мальчишка твой, помог нам". - „Фортунато!" -
      Маттео вскрикнул. - „Фортунато!" - мать
      Со страхом повторила. - „Да, Санпьеро
      Здесь в сене спрятался, а Фортунато
      Его и выдал нам, за это всё вы
      Получите спасибо от начальства".
      Холодным потом обдало Маттео...

Несмотря на всю близость стихов Жуковского к прозе, отличие стихового рассказа совершенно явно. Мерное чередование ударений, попадающих лишь на чётные слоги, создаёт ритмическую инерцию и заставляет иначе воспринимать те словосочетания, которые в прозаическом контексте не обнаруживали своего „стихового склада"».

Г. В. Артоболевский. «Художественное чтение»

Творческое задание

Найдите полный текст стихотворного переложения новеллы, исполненного В. А. Жуковским. Прочитайте его, сравните с прозаическим переводом новеллы. В чём различие характеров персонажей в стихотворном и прозаическом переводах? Какие способы выражения авторского отношения к персонажу используют поэт и прозаик? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на эти вопросы.

Сочинение по литературе по произведениям П. Мериме

Текст сочинения:

В первую очередь сказать, что Проспер Мериме - один из замечательных французских критических реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы. В отличие от своих предшественников - Стендаля и Бальзака Мериме не стал властителем дум целых поколений: воздействие, оказанное им на духовную жизнь Франции, было менее широким и мощным. Однако эстетическое значение его творчества огромно. Созданные им произведения необыкновенны: столь глубоко воплощена в них жизненная правда, столь совершенна их форма.
На мой взгляд, тема народа как хранителя жизненной энергии нации, как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль в творчестве Мериме. Он обращается к людям, стоящим за пределами общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера, страстность натуры, бескорыстие, внутренняя независимость.
Именно таким человеком является главный герой новеллы - Маттео Фальконе. Этот образ исключительно рельефно представлен автором. Изображая благородные, героические черты его облика, Мериме не скрывал и отрицательных, уродливых сторон его сознания, порожденных окружавшей его дикостью, отсталостью, нищетой, несмотря на то что он был из достаточно зажиточной семьи.
Стоит отметить, что предыстория героя - человека отважного и опасного, прославившегося необыкновенным искусством стрельбы из ружья, «верного в дружбе, опасного во вражде», создает особую нравственную атмосферу, в свете которой необыкновенность основного события должна предстать как закономерность корсиканской жизни.
В начале рассказа есть сообщение о том, что автор видит Маттео через два года после происшествия, о котором собирается рассказать. Мы узнаем, что он был человеком моложавым, энергичным, с орлиным носом и большими живыми глазами. Это делает эпилог излишним, позволяет читателю после прочтения новеллы связать «происшествие» с последующей жизнью героя, узнать о том, что убийство сына, по‑видимому, не повлияло на Маттео, не лишало его ни энергии, ни живости характера.
Стоит сказать, что при чтении произведения можно поразиться одному факту. Когда Маттео сообщили, что поймали разбойника - Джаннето Сампьеро, совершившего много проступков, преступлений (от его рук пострадало и семейство Фальконе - он украл дойную козу), он находит оправдание такому поступку, говоря, что тот был голоден. Маттео даже сочувствует Джаннето: «Бедняга!» Однако сына своего он не пожалел, он даже не захотел его слушать. Даже стал подозревать, его ли это ребенок. Он тоже придумал своему сыну оправдание: «Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем». Фортунато предал корсиканские законы, нарушил нормы морали той среды, в которой живет.
Маттео решил наказать своего сына: застрелил мальчика, но перед этим заставил его приготовить свою душу к смерти. Фортунато читал молитвы и «умер христианином».
Мне кажется, что приговор, вынесенный Фортунато отцом, выражал нравственное отношение к предательству всего народа.
Мериме‑новеллист существенно углубил в литературе изображение внутреннего мира человека. Психологический анализ в новеллах реалистичен. Новеллы Мериме, может быть, наиболее популярная часть его литературного наследия. Без сомнений можно сказать, что проза Мериме входит в число самых блестящих страниц в истории французской литературы XIX в.


Справочный материал для школьника:
Проспер Мериме - известный французский писатель.
Годы жизни: 1803-1870.
Наиболее известные труды и произведения:
1829 — «Таманго» (Tamango), новелла
1829 — «Взятие редута» (L’enlèvement de la redoute), рассказ
1829 — «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone), новелла
1830 — «Этрусская ваза» (Le vase étrusque), новелла
1830 — «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac), новелла
1833 — «Двойная ошибка» (La double méprise), новелла
1834 — «Души чистилища» (Les âmes du Purgatoire), новелла
1837 — «Илльская Венера» (La Vénus d’Ille), новелла
1840 — «Коломба» (Colomba), повесть
1844 — «Арсена Гильо» (Arsène Guillot), новелла
1845 — «Кармен» (Carmen), повесть
1869 — «Локис» (Lokis), повесть
«Джуман» (Djouman), новелла
«Синяя комната» (Chambre bleue), новелла
1825 — «Театр Клары Газуль» (Théâtre de Clara Gazul), сборник пьес
1828 — «Жакерия» (La Jacquerie), историческая драма-хроника
1830 — «Недовольные» (Les Mécontents), пьеса
1850 — «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux héritages ou Don Quichotte), комедия
1827 — «Гусли» (Guzla)
1829 — «Хроника царствования Карла IX» (Chronique du règne de Charles IX)
1835 — «Записки о путешествии по югу Франции» (Notes d’un voyage dans le Midi de France)
1837 — «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse)
1863 — эссе «Богдан Хмельницкий» (Bogdan Chmielnicki)

Чем заканчивается новелла Маттео Фальконе? Как бы вы оценили характеры и поступки героев этой новеллы? Сочетается ли романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порождённого окружающей дикостью? Свой ответ подтвердите примерами из прочитанной вами новеллы.

Ответы:

новелла Мериме "Маттео Фалькони" заканчивается страшной картиной - отец убивает своего сына. Отец показан в новелле как человек жестокий и вместе с тем уважаемый, потому что он всегда держал свое слово. Его сын, еще совсем молодой юноша, оказался не таким. Он не считал свое слово и честь самыми важными в этой жизни и любил деньги. Поэтому он сперва выпросил у бандита монету, а потом легко предал его, когда сержант дал ему часы.

Новелла заканчивает тем, что Маттео убивает своего единственного сына Фортунато. Маттео. Истинный житель местности маки, хранитель традиций этой территории. Ради сохранения своего честного (с точки зрения местных понятий) имени готов убить даже своего несмышлёного сына. Фортунато. Десятилетний мальчик, подающий большие надежды на право продолжения дела (а заодно и традиций) Маттео Фальконе, но оступившийся один раз. Кто знает, ошибка эта по малолетству или проявление истинного характера мальчика (корыстолюбие, предательство)... Теодоро Гамба. Полицейский, выполняющий свою обязанность - ловить преступников - любыми средствами. Поэтому Джаннетто на него не в обиде: такая работа. Джузеппа. Жена, женщина, которую не очень-то уважают в корсиканских семействах. Хозяйственна, послушна мужу, набожна. Искренне жалеет сына, но защитить его от мужа никак не может.

Новелла "Маттео Фальконе" Проспера Мериме заканчивается трагически. Главный герой Маттео Фальконе убивает своего сына, за то, что тот опорочил его честь, сперва пообещав беглому преступнику защиту, а потом позарившись на часы выдав его солдатам.

подчеркивает. имеет ли значение ее наряд. а фантастический пейзаж из цветных кристаллов. как позт ощущает себя в окружающем мире робко или уверенно. смущенно или независимо. она замкнута в себе или открыта для общения. как можно охарактиризовать ее лицо

ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ ФЕДИНА ЗАДАЧА!!! ОТВЕТЬТЕ ХОТЯ БЫ НА ОДИН!!! ПОЖАЛУЙСТА!!! 1)Можно ли сказать, что Федя-человек с чувств

ом юмора?Почему вы так думаете?

3)Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатрический или юмористический?

1. Как вы оцениваете взаимоотношения старого и молодого солдата? Лермов-автор был ровесником молодого солдата. Удалось ли ему передать уважение к

ветерану былых сражений?
2. Какой эпизод сражения, описанный старым солдатом, кажется вам самым важным?
P.S. Желательно полными ответами!!!

Бородино
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Вопросы по произведении "Приключение Тома Сойера"1) Как относятся к Тому Сойеру окружающие- взрослые, дети?2) Почему Том так часто нарушает запреты

взрослых и общепринятые правила поведения? 3)Как удалось Тому избежать нудной работы? Какой закон открыл Том? Приходилось ли вам сталкиваться с действием этого закона в жизни? 4)Какие поступки Тома помогли вам лучше понять его? 5) Можно ли сказать, что автор отмечает такие качества Тома, как справедливость, верность друзьям, находчивость, храбрость? Найдите эти эпизоды. 6) С кем тому легче находить общий язык - со взрослыми или? Всегда ли взрослые справедливы к Тому? Найдите эпизоды, в которых Том и взрослые не понимают друг друга. На чьей стороне автор - Тома или взрослых? Докажите своё мнение, опираясь на текст. 7) Почему Том Сойер и Гекльберри Финн? Сравните этих героев: чем похожи, чем различаются? С кем из них вы хотели бы дружить? Почему? 8) Как подружились Том Сойер и Бекки Тэтчер? Как им удалось выжить пещере? Дождались ли они спасателей?