Что такое галера при петре 1. Что такое галера? Определение. Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Создание отечественного регулярного военного флота началось в 1696 г. с постройки на верфи в селе Преображенском первых 22 галер, предназначавшихся для второго Азовского похода.

Еще летом 1694 г. Петр перед своим отъездом из Архангельска заказал голландскому судопромышленнику Николаю Витсену, находившемуся тогда в России, 32-весельную галеру, которую предполагалось построить и Амстердаме, а затем в разобранном виде доставить в Россию.

В конце июля 1695 г. Петр узнал, что галера готова и отправлена в Архангельск вместе с ее моделью, сопровождаемая галерным мастером-голландцем, который должен был обеспечить сборку ее на месте. Петр приказал доставить судно в подмосковное село Преображенское. До Вологды галеру транспортировали водным путем по Северной Двине, а оттуда зимой (к началу января 1696 г.) перевезли на двадцати специально построенных санях к селу Преображенскому.

В связи с решением Боярской думы „морским судам быть" Петр должен был всего за несколько зимних месяцев построить флот, который смог бы обеспечить победу армии и взятие турецкой приморской крепости Азов.

Помимо стругов и других транспортных плавучих средств для доставки войск, техники и припасов к Азову в селе Преображенском было начато изготовление „членов" набора галер, которые должны были составить ядро направлявшегося к Азову „каравана". Образцом послужила доставленная и Преображенское голландская галера. Инструктировал и консультировал отечественных корабелов, еще не имевших опыта постройки подобных судов, галерный мастер-голландец.

Непосредственными строителями первых отечественных галер были солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков, многие из которых имели некоторые навыки в кораблестроении, приобретенные на постройке судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере. Петр по примеру своего учителя Франца Тимермана именовал этих строителей „шхипманами".

Солдаты и другие плотники сообща срубили к концу февраля 1696 г. „члены" судового набора для всех 22 галер. Из-за спешки пришлось использовать для постройки галер сырой лес; из такого же леса готовили на местной лесопильной мельнице доски для обшивки галер. Уже к середине марта все „члены", заготовленные для галер, а также разобранная голландская галера были доставлены в Воронеж, где сотни плотников во главе с преображенцами - „шхипманами" сразу же приступили к сборке и достройке судов.

Строителем царской галеры „Принципиум" был уроженец Вологды — искусный судовой плотник Осип Щека со своей командой из 24 вологжан, имевших опыт постройки многих речных судов. Другую галеру строил с командой из восьми человек нижегородский судостроитель Яков Иванов. Постройка остальных судов велась под руководством нескольких голландских галерных мастеров, которые были срочно выписаны и наняты на русскую службу, а именно: Иева Вилимсена, Питера Клара, Яна Янсена и др. Общее руководство всем кораблестроением в Воронеже Петр возложил на Франца Тимермана. Этот всезнающий учитель молодого царя, полюбившийся ему еще с отроческих лет, был назначен им обер-сарваером, то есть главным кораблестроителем.

К началу апреля 1696 г. постройка галер была в основном завершена и их благополучно спустили на воду, оснастили, вооружили и загрузили припасами, а затем в составе „каравана" отправили с войсками к Азову.

На постройке этих первых отечественных галер вместе с остальными бомбардирами-преображенцами работали Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Филипп Пальчиков, Анисим Моляров, Гаврила и Александр Меншиковы, Иван Кочет, Фаддей Попов и многие другие, ставшие впоследствии известными отечественными кораблестроителями. Всем им довелось в разное время строить галеры и скампавеи.

Галеры, строившиеся в Воронеже на „голландский манер" оказались громоздкими и глубокосидящими. По возвращении из-за границы Петр приказал не возобновлять контрактов с голландскими галерными мастерами, так как разуверился в их умении. Он распорядился выписать из Франции, Венеции и Греции лучших галерных мастеров, так как знал, что именно эти страны славятся более легкими и поворотливыми галерами, бороздящими воды Средиземного моря.

Вскоре в Россию стали прибывать такие известные за границей галерные мастера-венецианцы, как Яков Моро, Франц Пиколо, Яков Кол, Фран-циско Дипонтий, а также греческие галерные мастера Юрий Русинов, Самуил Леонтьев, Николай Муцин и другие. Все они были высококвалифицированными специалистами, каждый из которых за время своего пребывания на русской службе построил десятки галер, бригантин и скампавей. Кроме того, они обучили своему галерному искусству многих учеников из числа наших соотечественников, которые затем сами стали мастерами и подмастерьями галерного дела.

Юрий Антонович Русинов

Особенно удачным оказалось приглашение на русскую службу грека Юрия Антоновича Русинова, проработавшего в России более двадцати лет. Этот галерный мастер в ранге капитан-лейтенанта был выдающимся строителем и конструктором галер и им подобных судов. Спроектированная Русиновым „конная галера", предназначавшаяся специально для перевозки лошадей, получила высокую оценку Петра. Под руководством Русинова на Олонецкой верфи, на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, в Новгороде, на реке Луге, а также в Або и других финских портах было построено свыше ста галер и скампавей. Из всех иностранных мастеров Русинов выделялся своими незаурядными педагогическими способностями. В 1715 г. Петр издал специальный указ, в котором объявлялось, чтобы те, „кто пожелает учиться галерному делу у мастера Юрия Русинова, явились бы к нему. За каждого выученного мастеру будет выдано вознаграждение 50 рублей за человека, а выученный будет получать 60 рублей в год".У Русинова было до десятка галерных учеников, в том числе и Мокей Черкасов, ставший замечательным отечественным строителем галер.

Мокей Черкасов

Ученик Юрия Русинова Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный отечественный галерный мастер. Он родился примерно в 1670 г. в одной из приладожских деревень и с самого основания в 1703 г. Олонецкой верфи был направлен туда „записным" плотником. С первых дней Черкасов стал работать на постройке „государевой" галеры, которую заложил сам царь, а строил галерный мастер Юрий русинов. Петр во время своих посещении верфи приметил сноровистого и сметливого плотника и в 1706 г. распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерного мастерства галерному мастеру Николаю Муцину. В последующие годы Черкасов трудился на галерном дворе в Санкт-Петербурге под руководством своего наставника, а также сопровождал его в командировках- в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки лесоматериалов для постройки галер.

В 1713 г. Юрий Русинов был переведен в Санкт-Петербург на Галерный двор и настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей Черкасов, который к этому времени имел опыт самостоятельного строения галер.

Когда в 1714 г. Галерная эскадра Балтийского флота готовилась к походу на запад и к сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова в подмастерья скампавейного дела, придала ему команду из восьми плотников и назначила в распоряжение Ф. М. Апраксина, командовавшего Галерной эскадрой.

В составе Галерной эскадры в ту пору было до ста галер и скампавей, которые до отказа загружали войсками и провиантом. Два месяца продолжался ее переход шхерными фарватерами к рейду Твермине вблизи полуострова Гангеуд. Команде Черкасова доставалось немало: почти ежедневно та или иная галера оказывалась поврежденной в результате посадки на мель или от столкновения при совместном плавании в узкостях. По его требованию до десятка бывалых солдат были приданы в помощь команде плотников. Когда Петр задумал оборудовать волок в узкой части перешейка полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и, таким образом, перехитрить врага, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по его чертежу оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавеи, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка. Петр высоко ценил деятельность Мокея Черкасова и после победоносного Гангутского сражения наградил его вместе с другими участниками.

Затем Мокей Черкасов получил новое назначение: его направили в Казанское адмиралтейство, где он должен был построить 15 разборных скампавеи, которые предназначались в качестве подарка союзной в то время Дании. В 1716 г. задание было выполнено и Черкасов отбыл в/Копенгаген, где руководил сборкой и снаряжением скампавеи, доставленных из Казани в разобранном виде.

По возвращении на родину вплоть до 1719 г. Черкасов строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона, чтобы научиться строить эти суда „на французский манер". Мокей Черкасов довольно быстро освоил методы французского мастера и в следующем, 1720 г. сам построил пять „новоманерных" галер. Адмиралтейств-коллегия наградила его за „прилежный к галерному делу труд" прибавкой к денежному окладу.

В 1724 г. Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии по чертежу Скляева десять плоскодонных галер и пять прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование Киевской верфью, где ему помогал строить суда способный подмастерье Андрей Алатчанинов.

В последующие годы Мокей Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить десятки новых галер и скампавеи.

За двадцатилетнюю службу искусный галерный мастер Мокей Черкасов построил около сотни гребных судов и прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами. Особой известностью пользовались скампавеи черкасовской постройки.

Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 г. от чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище.

Иван Немцов

Достойно упоминания имя отечественного кораблестроителя Ивана Немцова, деятельность которого была связана в основном с постройкой галер и заведованием Галерным двором в Санкт-Петербурге.

Иван Немцов происходил из северодвинских крестьян и вместе со своим братом Ильей с отроческих лет работал на постройке различных промысловых судов. К концу XVII в. он славился на Севере как искусный строитель ботов и иных мореходных промысловых судов.

Когда началось строительство судов в Воронеже для второго Азовского похода, архангельский воевода Ф. М. Апраксин направил туда обоих братьев. Они участвовали в постройке судов (чаще всего, галер), присматривались к методам иностранных мастеров, руководивших всеми работами.

С организацией Олонецкой верфи в Лодейном поле обоих братьев направили туда в помощь голландским мастерам: Ивана в качестве корабельного подмастерья, а Илью как корабельного ученика. В течение двух следующих лет Иван Немцов строил 14-пушечные шнявы „Дегас" и „Фалк" под руководством иностранных мастеров, которых за два года сменилось шесть человек. Фактически построил эти суда сам Немцов и по свидетельству вице-адмирала Крюйса блестяще справился с этой задачей. В 1704 г., когда сам Петр стал строить на Олонецкой верфи шняву „Мункер", он взял к себе в помоийгани Ивана Немцова. Как известно, шнява „Мункер" оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг.

Как опытного кораблестроителя Немцова неоднократно направляли в Новгород, Астрахань, Нижний Новгород и Москву для постройки „новоманерных" судов и выполнения ряда заданий Петра.

После заключения мирного договора со Швецией Адмиралтейств-коллегия, учитывая опыт минувшей войны, решила пополнить Галерную эскадру Балтийского флота новыми парусно-гребными судами, построенными „по французскому манеру". Руководителем строительства галер решили назначить Ивана Немцова, присвоив ему звание галерного мастера и назначив заведующим Галерным двором в столице.

Иван Немцов оказался весьма инициативным и деятельным администратором и строителем галер на Галерном дворе. Он быстро перенял у венецианского мастера Франциско Дипонтия все известные методы постройки „новоманерных" судов и вскоре сам начал их конструировать. Внимание Петра привлекла плоскодонная галера конструкции Ивана Немцова, созданная специально для использования в мелководных районах финских шхер.

До глубокой старости продолжал Иван Немцов строить галеры и скампавеи на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, где он и умер в 1747 г.

Известный историк русского флота Н. А. Бестужев утверждал, что имя отечественного галерного мастера Ивана Немцова стояло в одном ряду с именами лучших иностранных строителей галер.

Андрей Алатчанинов

Наиболее яркой фигурой в отечественном гребном кораблестроении являлся галерный мастер Алатчанинов, который начал свою активную деятельность на этом поприще к концу жизни Петра.

Год и дату рождения Андрея Алатчанинова установить не удалось, хотя известно, что он был значительно моложе не только Ивана Немцова, но и Мокея Черкасова. Подростком в 1714 г. он начал плотничать на верфи Казанского адмиралтейства и, видимо, являлся уроженцем окрестных мест. Ведал Казанским адмиралтейством Мокей Черкасов, который организовал там массовую постройку скампавеи. Он понял, что юный плотник обладает незаурядными способностями и сразу определил его к себе в ученики галерного мастерства. Являясь поклонником французских методов постройки галер, Мокей Черкасов посвятил своего ученика во все их тонкости. В течение последующих шести лет Алатчанинов был в Казани учеником и первым помощником Черкасова и под наблюдением своего учителя сам начал строить суда.

В 1720 г. решением Адмиралтейств-коллегий ученик 1-го класса Алатчанинов был направлен в Санкт-Петербург на Галерный двор в помощь галерному мастеру-венецианцу, чтобы научиться у него строить галеры „на венецианский манер". Учась у венецианца его методам создания галер, Алатчанинов критически сравнивал эти методы с „французским манером", которому его научил Черкасов. У пытливого молодого кораблестроителя стали появляться свои идеи по конструированию, которые позднее воплотились в самобытный стиль в кораблестроении.

Галерным мастером Андрей Алатчанинов стал сразу после смерти своего учителя Мокея Черкасова в 1731 г., приняв в свое ведение Киевскую верфь. В истории отечественного кораблестроения еще не было случая, чтобы такому молодому человеку, как Алатчанинов, присваивали звание галерного мастера, да еще ставили во главе верфи.

Несколько следующих лет Алатчанинов работал в Санкт-Петербурге на Галерном дворе на постройке судов для Балтийского флота. В связи с возрождением постройки судов в Тавровском адмиралтействе в 1733 г. туда была направлена рабочая команда во главе с Алатчаниновым. На него было возложено строительство судов для Азовской флотилии. Он по собственным чертежам построил в те годы в Таврове 15 транспортных судов и 500 больших казачьих „чаек".

После окончания войны с Турцией надобность в Азовской флотилии, а следовательно, и в Тавровском адмиралтействе отпала. Алатчанинов снова возвратился в столицу, где вскоре принял от Ивана Немцова в свое ведение Галерный двор.

Гребные суда, построенные под руководством Алатчанинова в 40-х годах XVIII в., были использованы для наступательных действий русской армии против Швеции. На них войска перебрасывали из Выборга к Гельсингфорсу, а оттуда — к Аландским островам, обеспечивая таким образом боевой успех в войне со шведами.

В последующую четверть века галерный мастер Андрей Алатчанинов непрерывно работал на столичном Галерном дворе, являясь главным строителем всех гребных судов. За особые заслуги в постройке судов для гребного флота Алатчанинову был присвоен ранг бригадира — небывалый случай для галерных мастеров (да притом еще для выходца из народных низов!). Ему был определен вчетверо больший денежный оклад, чем всем остальным галерным мастерам.

Скончался выдающийся конструктор-строитель отечественных гребных судов, отдавший этому делу более пятидесяти лет жизни, в 1766 г. За особое изящество и ходкость построенных Алатчаниновым судов его вдове „не в образец другим", была назначена высокая по тем временам пенсия 200 рублей в год.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 году на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты. В 1693 году Петр едет в Архангельск, где он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он вооружает выстроенный корабль «Св. Павел» и принимает пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат «Св. Пророчество». С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. Эти попытки к созданию флота не могли удовлетворить Петра. Покинув Архангельск, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход (1695г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она получала с моря боевые запасы и провизию. В 1694 году была заказана в Голландии 32-весельная галера, она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38м, длина по ватерлинии 29м, ширина 6м, высота от киля до палубы 3,8м, вооружение- от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того были заложены два 36-пушечных корабля «Апостол. Петр» длиною 35м, шириною 7,6м и «Апостол Павел» длиною 30м, шириною 9м. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиу»м, которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 18 июля 1696 года Азов был взят.

Весной 1700 года был заложен 58-пушечный корабль «Предестинация» длиной 36м, шириной 9,4м. Одновременно началась постройка другого 56-пушечного корабля «Черепаха». С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр решил демонстрировать свой флот. В составе эскадры из 11 кораблей, нескольких галер он вышел в Азовское море. В эскадру входил 62-пушечный корабль «Скорпион», 34-пушечный «Благое начало», 32-пушечный «Цвет войны», 42-пушечный «Отворенные врата», которым командовал Петр, остальные имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле «Крепость» был отправлен в Константинопль русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию, был заключен мирный договор на 30 лет. В1700 году началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей- один фрегат сель на мель и был взят, ровно как и оба галиота, остальные ушли.В 1702 году была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город- Петербург, путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей. Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда- шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки- небольшие бриги-имели две мачты с косыми парусами и кливер, флейты имели также две мачты, буера имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью, бригантины,боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением. Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры- скампавеи (от итальянского слова scampar via- убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 году Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита. 5 ноября 1704 года в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 году был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль «Полтава». С 1712 года строятся крупные линейные корабли- 60-пушечные корабли «Екатерина», «Нарва», «Ревель», «Шлиссельбург» , «Ингерманланд» и «Москва». Кроме постройки кораблей у себя, Петр покупает корабли за границей. Были приобретены 50-пушечный корабль «Антоний», 32-пушечный фрегат «Самсон» и 22-пушечный фрегат «Св. Яков». У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской торговле. Весной 1713 года было решено вытеснить шведов из Финского залива. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 малых судов с десантом в 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу, а корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России. Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятелем три русских корабля сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. Начальство над флотом принял сам Петр. Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей под начальством Апраксина, вышел в море. Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц- шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей. 27 июля 1714 года произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот- один фрегат, 6 галер и 3 шхербота подошли к месту спуска галер на воду, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим эскадрой Эреншильдом. Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра 1 военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов, численность команд кораблей доходила до 28000 человек. Постройка военного флота была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди.

, 1910 .

ГАЛЕРА

(франц. galere , исп. и итал. galero , от лат. galea - шлем, изображение которого помещалось обыкновенно в древности на носу судна): 1) общее название гребных военных судов у древних греков, римлян и карфагенян; они устраивались обыкновенно низкобортными и в несколько рядов весел. Галеры были в употреблении и на Средиземном море, в средние века, причем гребцы набирались из преступников или пленных и приковывались к скамьям. Отсюда ссылка на галеры до сих пор - род каторги во Франции.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГАЛЕРА

в древности и в средн. века военное гребное судно. Гребцы на г. были прикованы к сиденью и набирались из рабов, пленных и преступников. Ссылка на г. была одним из самых тяжких наказаний во Франции и Испании. В России г. введена при Петре I под названием каторга, котор. позднее была применена ко всем принудительным работам преступников.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ГАЛЕРА

в старину военное гребное судно, на котором гребцами были рабы. Во Франции очень долго практиковалась в качестве высшей меры наказания ссылка на галеры.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГАЛЕРА

исп. Дорожный экипаж в Испании, открытый спереди, и с полотняным верхом.

, 1865 .

ГАЛЕРА

франц. galere , исп. и ит. galero , провансал. galea , средневеков.-лат. galea , galeida . Двухмачтовое, низкобортное гребное судно.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Гале́ра

ит. galera) старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры - каторга.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Галера

галеры, ж. [ит. galera ] (истор.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе – принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Галера

ы, ж. (ит. galera).
Старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в Зап. Европе гребцами обычно бывали каторжники.
Галерный - относящийся к галере, галерам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (Galley) тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой меч, от греческого… … Морской словарь

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия:

Монера. Одноярусные Корабли. Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие - слово "галера", которое вошло, вероятно, во все европейские языки. Название “галера” происходит от итальянского “галеос” - “меч-рыба”.

Галера. Сражение. 11 в.

В 11 веке на верфях крепнущих торговых республик северной Италии - Венеции и Генуи - началась постройка собственных дромонов по византийскому образцу. От греческого оригинала венецианский дромон 12 века отличался надстройкой на корме.

Галера сверху. 1670 г.

Кроме того, вместо подводного тарана венецианцы стали устанавливать на носу судна надводный таран - толстый, окованный латунью деревянный брус. Он-то и делал корабль похожим на меч-рыбу. Византийцы строили галеры, как конструктивное продолжение дромонов. Галера - гребно-парусное, двух - трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех - четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).

Экипаж галеры доходил до 250 человек. галера предназначалась для действия у берегов и в шхерах.

Галера большая 16-17 вв.


Гребной, чаще военный, корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя. Галеры впервые появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем входили в состав военных флотов европейских стран до середины XIX века.

Предшественниками галер были униремы и биремы. Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов: терцаруло (по три гребца с веслом на банке) и скалоччио (на каждой банке 3-6 гребцов с общим веслом).

Галера большая XVI-XVII вв.


В XV-XVI вв. состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки. Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именуемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый i mpavesata, и изначально действительно состоявший импавез (тип большого щита популярный у арбалетчиков). Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков. Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал).

И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме. На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так, например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.

Галеры в битве при Лепанто. Худ. Андреа Мичиэли.


Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем, а метательные машины играли лишь вспомогательную роль. И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер. Изменилось лишь вооружение абордажной команды, перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также статус гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками.

Галеры. Морское сражение галер Фердинанда I с галерами мусульман в1537 году.

В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов. Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами. Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно, и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудиями меньшего калибра. В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на: зензели (классические военные узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью) и бастарды (грузовые широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности). По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли: фуста (галера с 18-22 банками гребцов); галиота (галера с 14-20 банками гребцов); бригантина (галера с 8-12 банками гребцов).

В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.

Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива. В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

Гребные корабли широко использовались Россией и Швецией в период Северной войны. Все-таки галера могла многое из того, на что парусники не были способны в принципе. Гребные корабли имели возможность давать задний ход, разворачиваться на месте и двигаться в полное безветрие. В шхерах, устьях рек и на финских озерах они были незаменимы.