Кому Пётр I запрещал жениться. Как Петр I запретил дворянам жениться без знания «цифири Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Накопительная серия Интернет - викторин

3 «Петр I и формирование российской государственности»

5-8 классы
День старта 16.01.2013 - День финиша 14.02.2013

Время старта 12.00 - Время финиша 12.00

  1. Назовите автора книги "ПЕТР ПЕРВЫЙ":

1)Алексей Николаевич Толстой
2) Лев Николаевич Толстой
3) Алексей Константинович Толстой
4) Иван Сергеевич Тургенев

2. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:

1) сам Петр I
2) Александр Данилович Меньшиков
3) Леонтий Филиппович Магницкий
4) Франц Лефорт

3. В каком году русские войска захватили турецкий гарнизон Азова?

1)1695 2)1696
3)1697 4) 1694

4. Кто командовал сухопутными войсками при взятии Азова?

1) Федор Головин
2) Патрик Гордон
3) Франц Лефорт
4) Алексей Шеин

5. Как называлась первая газета, появившаяся в России?

1)«Новости» и печаталась сначала в Англии;

2) «Куранты», печаталась в России и распространялась по подписке;


3) «Ведомости», печаталась в России и продавалась всем желающим;


4) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя.

6. В каком году был издан "Указ о строительстве флота"?

1) 1695
2) 1696
3) 1697
4) 1698

7. При проведении денежной реформы в 1696 г. на всех крохотных серебряных копейках стали помещать___________.

Назовите, что помещают на серебряных копейках?

8. Кому принадлежат слова обращения к воинам перед Полтавской битвой «Воины! Вот настал день, который решает судьбу Отечества! Так не должны же вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое. За Отечество и Веру. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого. То ложь, которую вы победами своими неоднократно доказывали. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога! Лишь бы жила Россия во славе и благополучии для благосостояния вашего!»

9. Назовите кому установлен памятник, укажите место и дату установки памятника, автора этой скульптуры и по чьему приказу был установлен.

10. Что запретил Петр I делать необразованным дворянам?

А) ездить за границу;

Б) жениться;

В) заниматься предпринимательством;

Г) служить при дворе.

11. Как стали называться при Петре I отборные части русской армии?

А) гренадеры;

Б) стрельцы;

В) дружина;

Г) гвардия

12. При Петре I вместо приказов были учреждены…

А) коллегии;

Б) советы;

В) министерства;

Г) отделы.

13. Сколькими ремеслами владел Петр I?


В) 11;
14. Каких экзотических животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?

А) слонов;

Б) верблюдов;

В) медведей;

Г) жирафов.

15. Что поразило Петра I при посещении Голландии, и он, вернувшись в Россию, учредил «Садовую контору»?

А) обилие плодовых деревьев;

Б) обилие цветов в дворцовых садах и парках;

В) необыкновенной красоты кусты;

Г) наличие и разнообразие клумб.

16. С какого приказа начались реформы молодого монарха?

А) дворянам сбрить бороды;

Б) утверждения рекрутской повинности;

В) с создания Правительствующего сената;

Г) указ об основании Санкт-Петербурга.

17. В 1722 году Петр I издал указ о систематическом…

А) наблюдении за состоянием почвы вокруг Санкт-Петербурга;

Б) наблюдении за природой;

В) наблюдении за состоянием Невы;

Г) наблюдении за погодой.


САМЫЕ-САМЫЕ БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ И СОРАТНИКИ

Необходимо написать ответ в виде ФАМИЛИЯ ИМЯ того, о ком говорится в вопросе. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. За неправильные ответы баллы НЕ вычитаются!

18. Весельчак и гуляка в мирной жизни, лихой рубака и храбрец на войне, он стал ближайшим соратником Петра, несмотря на значительную разницу в возрасте. Его возвышение произошло стремительно и неожиданно для всех. Всего 9 лет находился он рядом с Петром, ему молодой монарх доверял, к его советам прислушивался…

19. Говорят, что он в младенчестве пас свиней. Это до встречи с Петром. Но встреча с молодым царем его изменила. Всегда собран, в обхождении свободен, одарен высоким умом, рассудительностью и живостью. Владел несколькими иностранными языками: английским, немецким, испанским, французским, польским, литовским. Личный доверенный царя. Его считали вторым лицом государства.

20. Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.
О каком географическом месте идет речь?

При Петре были введены некоторые ограничения для женитьбы, причем они коснулись практически всех сословий. Запрещено было вступать в брак неграмотным дворянам, а военные и гражданские чиновники не могли вступать в брак без согласия начальства.

Не хочу учиться - хочу жениться

20 января 1714 Петром был издан указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы. По распоряжению императора юные дворяне отправлялись на обучение за границу за счёт государства. В России, на тот момент, катастрофически не хватало образованных кадров – управленцев, военных, государственных деятелей.

В 1722 году, Пётр издает ещё один указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы, а про нарушивших указ сообщалось в Сенат. Документ был направлен против дворянских семей, которые не желали отдавать своих наследников на государственную службу.

В документе подход императора обосновывается, тем что нельзя женить людей, негодных «ни в какую науку и службу», наследники таких родителей вряд ли будут полезны для государства. Также в указе запрещается женить психически больных и умалишённых. Отстранялись от государственной службы и управления имениями люди, не имеющие способностей к административной деятельности.

Девушки - потом

Коснулись реформы брака и военного сословия. Регламент об управлении Адмиралтейства и флота от 1722 года запрещал гардемаринам жениться без указа вышестоящего начальства. Если офицер все же женился, то его наказывали 3 годами каторги. Также существовало возрастное ограничение: в Адмиралтейской коллегии запрещалось жениться раньше 25 лет. Проверялись также документы и свидетельства о рождении, чтобы избежать их фальсификации.

Император полагал, что офицер флота, на обучение которого расходовались большие средства, выделенные государством, сперва должен сформироваться как личность, быть хорошим специалистом и послужить Родине как военный, чтобы принести пользу стране. Брак и личные интересы военный должен ставить на второе место.

Также военное законодательство при Петре снизило ответственность отца, в случае зачатия незаконнорожденного ребёнка. В петровском воинском уставе, говорилось, что неженатый мужчина должен вступить в брак с беременной или родившей женщиной, если ранее он ей супружество обещал. Если нет – то служивого человека нельзя было принудить к женитьбе. В таком случае, «провинившийся» оплачивал штраф в пользу государства.

Жениться по любви

Император Пётр был противником браков по принуждению, поэтому издал указ 22 апреля 1722 года, где обязал Сенат и Синод запретить практику договорных и принудительных браков. В первую очередь, это коснулось дворянских семей, где родители и опекуны молодых вынуждали их вступать в брак. Это также коснулось крестьянства России, до этого помещики женили своих крепостных крестьян, без каких-либо ограничений со стороны государства.

Этот законодательный акт оспаривался в Сенате и не одобрялся элитой. Недовольство вызывал пункт, касающийся зависимых крестьян. Пётр Великий не принял во внимание мнение сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты.

Естественно, чтобы преобразовать правила вступления в брак, Петру было необходимо вмешаться в церковные дела. Семейное право полностью находилось в юрисдикции Церкви. Первое преобразование императора – изменение характера процедуры обручения. Церковь превратила этот обряд в обязательное священнодейство.

Обручение до реформы выполняло функцию нерасторжимого договора между семьями жениха и невесты. Его проводили родные или опекуны, часто обручали совсем маленьких детей. В 1702 Пётр запретил выплачивать неустойку за несостоявшийся брак, это лишило обручение имущественного аспекта и упростило жизнь молодым людям.

Изменился и срок обручения – при Петре оно могло состояться не ранее чем за 6 недель до свадьбы. Разрешалось расторжение помолвки, если жених и невеста не видели друг друга раньше, а при встрече друг другу не приглянулись. До реформы, были распространены подмены на смотринах, то есть родственники заменяли некрасивую или больную девушку на её красивую служанку или сестру.

Возраст для женитьбы был прописан в указе о единонаследии 1722 года. Жениться запрещалось до 20 лет, девушки могли выйти замуж только после 17. Самым важным, было согласие на женитьбу молодых, а также их родителей или опекунов.

В указе 1924 года говорится, что родителям запрещено принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием молодых близкие должны были поклясться, что они не заставляют детей жениться или выходить замуж. Если этот запрет нарушался, то за ним следовало покаяние.

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедиях, а также очень много вы сможете узнать заглянув в Интернет, были направлены на достижение прогресса.
Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.
Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.

И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь. Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной. Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается.

31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.

Об основании школы математических и навигацких наук

Январь 1701 года

Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

20 января 1714 года — сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…