Ниндзя- воины ночи. История, факты и оружие синоби. Ниндзя - это кто? Боевые искусства ниндзя Современные ниндзя японии

Ниндзя: демоны ночи

Ниндзя всегда были окутаны легендами. Одетые в черное бесшумные воины-диверсанты, возникающие в ночи, наносящие противнику смертельный удар и исчезающие, словно на бесшумных крыльях… Образ скрытного, но всемогущего разведчика и тайного убийцы, обладающего невероятными способностями, всегда поражал воображение иностранцев. Про ниндзя снято множество фильмов, написаны десятки книг и создан целый сонм компьютерных игр. При этом, как это часто бывает, реальные ниндзя весьма сильно отличались от кинематографических, хотя, разумеется, отчасти то, что показывают в кино, соответствует исторической правде.
Искусство ниндзя - ниндзюцу - это то, чему ниндзя обучались с юношества. На самом деле, главным в ремесле ниндзя всегда было получение информации, то есть разведка, а вовсе не диверсионные акты и убийства как таковые. Именно для этого ниндзя обычно носили повседневную крестьянскую одежду, чтобы не выделяться из толпы. Торговец, крестьянин, даже цирковой акробат - ради маскировки и достижения своих целей ниндзя мог принять любой образ! Кроме того, согласно историческим данным, знаменитые черные ночные костюмы ниндзя - не более, чем выдумки и мифотворчество. Как раз черный костюм в ночи заметен, так как он становится темным пятном, которое легко обнаружить. Недаром говорят: «ночью все кошки серы». Именно поэтому реальные костюмы ниндзя имели разные оттенки серого, включая пепельный, а также красновато-коричневые и желто-коричневые цвета. Ниндзюцу - это целый комплекс разного рода навыков, куда в первую очередь входило получение информации любыми способами, а также владение любым бытовым предметом в качестве оружия. Кроме того, ниндзя учились обороняться от любого оружия, внезапно появляться и исчезать, а также изучали медицину, траволечение и иглоукалывание. Широко известно, что ниндзя умели долго находится под водой, дыша через трубочку, лазать по скалам и крышам, хорошо ориентироваться на местности и видеть в темноте - благодаря специальным тренировкам.
Ниндзя всегда считались отдельным классом в средневековой Японии, не относясь ни к военному, ни к крестьянскому сословию. Обычно их нанимали самурайские правители, чтобы использовать мастерство ниндзя против соперничающих кланов. Среди снаряжения ниндзя наиболее известным является сюрикэн - метательное оружие в виде металлической звезды с лучами в виде шипов или лезвий. Многие другие виды оружия ниндзя были закамуфлированы под крестьянские орудия труда. Хотя основным оружием у них всегда была катана и особое копье. Все было направлено на то, чтобы на виду никак не выделяться из толпы, действовать неожиданно, быстро добиваться своей цели и исчезать в мгновение ока.
Ниндзя появились где-то около десятого века, а их расцвет пришелся на так называемую Эпоху воюющих провинций, на XV - XVI столетия, когда самурайские кланы соперничали между собой за верховную власть в Японии. С победой Иэясу Токугавы и учреждением сёгуната в Эдо дела у ниндзя пошли на спад. Сначала Токугава, справедливо опасаясь, что его поверженные враги могут использовать ниндзя против него, спровоцировал войну между двумя мощнейшими кланами, Кога и Ига, а затем, когда они обескровили друг друга, заставил уцелевших ниндзя присягнуть на верность лично ему. Кроме того, с началом периода Эдо междоусобные войны прекратились, поэтому и спрос на услуги ниндзя - разведку и заказные убийства - резко упал.
Овеянные легендами ниндзя - мистические ночные демоны с их невероятной скрытностью и смертоносным мастерством - остались уже в прошлом. Однако, они оставили яркий след в истории Японии и их образ будет всегда оставаться притягательным.

Время чтения: 7 мин

Мир тайных обществ всегда был наполнен мифами и легендами. Оно и понятно — правильная репутация зачастую решает куда больше мордобоя. Но мало кто способен потягаться с ниндзя. По воде бегают, на потолке спят, а самые продвинутые прямо сейчас сидят у вас под столом, выжидая удобного момента, чтобы… Не скажу. Так страшнее. разобрался в истории, кто же такие ниндзя.

У них обязательно есть «звездочки», лица закрыты черными масками, видны лишь жестокие глаза лучших наемных убийц и шпионов. Но было ли так на самом деле? Откуда взялись ниндзя — или «синоби», «скрывающиеся»? Что они ели? Чем занимались все оставшееся после внезапных убийств время?

Дзинъити Каваками — 21 сокэ (глава семьи) дома Бан из префектуры Кога, основатель общества по изучению и практике традиции синоби семьи Бан и управляющий Музея Ниндзя в Ига — смеется и говорит: «Ты не заработаешь на жизнь, будучи ниндзя».

Что читают с этим материалом сегодня?

Отшельники-драчуны

Если смотреть с точки зрения антропологии, появление ниндзя мало чем отличается от возникновения такого явления, как казацкие Сечи, а развитие ниндзюцу как боевого искусства очень похоже на капоэйру, которую беглые рабы создали, чтобы драться со своими бывшими хозяевами.

В японской версии все началось с ямабуси. Синтоизм, «путь богов», считает горы священным местом, где живут боги-ками и духи предков. Тревожить их не слишком-то вежливо, если ты простой смертный. Другое дело — горные отшельники, владеющие буддийской и даосской магией. По совместительству — удобный способ доставки молитв. Хотите попросить у бога чего-нибудь? Последний ямабуси отправляется перед закатом, успейте пересказать ему свое обращение.

Но в горах было небезопасно: разбойники не отличались особым почтением ни к богам, ни к отшельникам. Поэтому монахам приходилось собираться вместе и учиться драться. Кое-что они подсмотрели в Китае, кое-что придумали сами, кое-что просто выдумали.

Естественно, существование могущественных горных воинов не прошло незамеченным, к ним потянулись желающие обучиться боевым искусствам. И, постепенно, кто-то пришел к выводу, что этим можно зарабатывать на жизнь, если переодеться в незаметные одежды и набраться терпения.

Шпионы и шпионки

Sorry! But JavaScript is obviously disabled, forbidden and prohibited in your browser. See the picture instead of interactive image 😉

Амигаса
(соломенная шляпа)

Одна из версий гласит, что ниндзя появились одновременно с самураями. Феодалы вычитали в трактатах Сунь-Цзы о шпионаже и решили обзавестись собственной разведкой, которой не надо опираться на моральные принципы. Потому что честь честью, а дело — делом. По сути, была создала профессия разведчика-диверсанта-убийцы. Синоби не считались преступниками, они преследовали политические мотивы.

По другой версии, ниндзя никто не создавал, они появились сами по себе в виде «семейного бизнеса». Целые кланы, внутри которых воспитывались элитные воины. Человек с улицы не мог попасть в эту школу, ему нужно было родиться членом семьи, чтобы стать синоби.

Скорее всего, было и так, и так. Что известно точно: гендерных предрассудков у ниндзя не было.Когда дворянка-поэтеса Мочизуке Чийоме овдовела, дядя ее мужа-самурая — глава клана Такеда — предложил девушке создать женскую школу ниндзя. Туда набирали сирот, проституток и беженок — чтобы внедрять в структуры кланов-конкурентов. Конечно, куноити — женщин-ниндзя — обучали по-другому: ставку делали на обаяние и знание ядов.

Что сегодня читают с этим материалом?

Рассвет и забытье

Особенно вольготно ниндзя чувствовали себя в период феодальных войн Сэнгоку Дзидай. Он начался в середине 15 века и продлился 150 лет. Сегунат стал сдавать, феодалы воспользовались моментом, чтобы устранить несправедливость по отношению к себе. Кому-то не хватало земель, кому-то власти. В такое время убийцы идут нарасхват, так что синоби процветали.

Горные крепости двух крупнейших школ — Ига и Кога — считались наиболее неприступными сооружениями в стране. Всего насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Их влияние росло. Что, естественно, не слишком нравилось честолюбивым самураям, задумавшим вернуть сегунат под своим чутким руководством.

Феодалы поняли, что новое сословие мешает их планам. И развернули против ниндзя настоящую войну: от попыток (вполне успешных) рассорить крупнейшие кланы до полномасштабных сражений.

Фото shutterstock

По иронии, впрочем, именно будущий сегун Токугава Иэясу принял бежавших ниндзя. И использовал их против своих противников, чтобы установить в регионах марионеточное правительство по кровному принципу. В смысле, рассадил на ключевые позиции своих родственников. Так ниндзя, по сути, принесли себя в жертву наступившему периоду Эдо — эпохе мира и развития.

Дальше был онивабан — секретная служба сегуната Токугава, просуществовавшая до середины 19 века. Боевые диверсанты стали придворными сексотами, шпионящими за гражданами. В новом периоде — Реставрации Мэйдзи — ниндзя и вовсе сочли устаревшими и забыли о них на долгие сто лет.

Думай, одевайся, ешь как ниндзя!

Ниндзя, по сути, были и остаются слегка модифицированными буддистами. Они верили, что абсолютной гармонии и безопасности достичь невозможно. А каждое действие нарушает природный баланс и вызывает равное по силе противодействие. Лишь понимая истинную причину вмешательства, можно минимизировать его последствия. Если совсем просто: думай, что делаешь, и что тебе за это будет, и постарайся дышать ровнее.

Три блока навыков ниндзя

В основе ниндзюцу — три основных блока навыков. Первый из них — работа с окружающей средой и снаряжением. Синоби учится читать следы, скрытно перемещаться, преодолевать преграды и обманывать противника. Второй блок — собственно драка, как искусство тела (тай-дзюцу), так и владение оружием (бу-дзюцу). И, наконец, третий блок — самый сложный. Психотренинг Нимпо-микке помогает ниндзя мобилизовать внутренние ресурсы организма с помощью сознания.

Не пропустите

Экипировка воина

Со снаряжением отдельная беда. В кино и мультфильмах под облегающими костюмами нет разве что ядерной боеголовки. Стандартную экипировку настоящего ниндзя вы можете увидеть на инфографике. Мы же остановимся на интересных моментах.

К примеру, синоби владели техникой «некоме-дзюцу», что позволяло им отвечать на вопрос «который час» по кошачьим зрачкам — чем выше солнце, тем они уже. Это кажется смешным, пока не вспомнишь, как важно воину правильно определить время и насколько часто в средневековой Японии попадались наручные часы.

А вот знаменитые отравленные заколки не миф, куноити вовсю ими пользовались, назывались канзаши. Чтобы узнать, о чем говорят в соседней комнате, синоби доставали трубку для прослушки — саоте хикиганэ. А записывали все в пенал-ятатэ. Чтобы передать шифровку, носили разноцветные зернышки риса. И, наконец, хэдшот. Знаете, как ниндзя скрывали шум от движений ночью? Клали в карманы сверчков.

Чтобы таскать на себе такую кучу полезных гаджетов и порхать по крышам, нужно поддерживать форму, поэтому ниндзя сидели на диете: пшено, темный рис с отрубями, фрукты и овощи. Многие из них были вегетарианцами. Не потому, что так любили животных, соображения были более утилитарные: маскировка включает в себя избавление от лишних запахов.

Да, насчет одежды. Кто уже приготовил черный балахон с прорезью для глаз, выбрасывайте. Ниндзя умели мас-ки-ро-вать-ся. А это значит — никаких черных облегающих костюмов, если вы не идете на вечеринку, где так одеты все. Одежда синоби соответствовала местности, обстановке, погоде, времени года и суток. Что значит белые одежды зимой и темно-синие в полнолуние.

Знаменитые ниндзя и их сверхспособности

Мочизуке Чийоме, основательница куноити, могла закружиться в серии пируэтов так, что взлетала и парила в воздухе.

Симотсуге Кизару, по прозвищу «древесная обезьяна», тоже умел летать, предварительно хорошенько распрыгавшись. Это умение он передал Симотсуге Козару, своему сыну, «маленькой обезьяне».

Хатчисука Тензо из клана Ига для отступления мог прорыть целый тоннель за то время, пока его противники толпились у дыры в земле и недоуменно разводили руками.

Достоверно известна, также, история о безымянном ниндзя, который просидел в выгребной яме, ожидая будущую жертву, и покончил с ней метким плевком отравленным дротиком в ближайшее обнаженное место. Впрочем, подобное говорят и об ассасинах.

Джеймс «Я верну миру интерес к синоби» Бонд

Как связаны Роальд Даль, Шон Коннери и возрождение ниндзя в 20 веке? В 1967 году автор «Бесподобного мистера Фокса» и «Чарли и шоколадной фабрики» написал сценарий для пятого фильма о Джеймсе Бонде.

Неизвестные похищают космические корабли США и СССР. Вот-вот вспыхнет ядерная война между сверхдержавами. И только британский суперагент способен спасти мир. А поскольку действо происходит в Японии, на помощь шпиону-англичанину приходят шпионы-японцы, то есть — ниндзя.

К слову, в Оксфордский словарь, а затем и к нам всем, это слово попало за три года до этого, в 1964, когда Ян Флеминг издал оригинальный роман, отличавшийся от экранизации мрачностью и большей любовью к мелочам.

Но истинная популярность к ниндзя пришла в 80-х. Сказался массовый переезд восточных актеров и мастеров боевых искусств в Лос-Анжелес. Буквально в каждом втором боевике появлялись ловкие и кровожадные наемники. Синоби стало настолько много, что появился даже «закон сохранения ниндзюцу» — чем больше ниндзя в кадре, тем проще будет главному герою с ними справиться.

Страшнее всего напороться на одного ниндзя, вполне может оказаться, что протагонист именно он, а вы — случайная жертва.И, конечно, нельзя забыть мультсериал «Черепашки-ниндзя», благодаря которым большинство детей и взрослых вообще узнали о том, кто такие синоби.

Не пропустите

Не убийцы, просто люди с обычной работой

В современном мире ниндзя практически не осталось. В смысле, шпионы, диверсанты и мастера нестандартного боя существуют, но не могут похвастаться происхождением от средневековых легенд. Есть тысячи школ ниндзюцу, которые не соответствуют корю. Это такой список боевых искусств, существовавших до Реставрации Мэйдзю, в котором прописаны все правила.

«Ниндзя не были обыкновенными убийцами, как показывают в кино» , — говорит Дзинъити Каваками. Он — один из последних ниндзя, что называется, с родословной. Происходит из древнего дома Бан префектуры Кога — той самой, где находилась неприступная крепость клана Кога.

Все традиции древнего искусства изучает с шести лет. Теперь его цель — сохранить их. Мастер достаточно иронично относится к «ходящим по воде» и «летающим по небу» ниндзя. «Они — всего лишь люди» , — уверен он. А это значит, что работать ниндзя 24 часа в сутки нельзя, если ты мужчина или женщина в клане. «У них была и дневная работа, — улыбается он, — нужно было кормить себя, убийства случались не так уж часто».

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это - дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ. Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы - шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий - XIV и XVI - дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года. Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу - некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки. Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове - иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства - скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл? Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

История и происхождение ниндзя

Ниндзя — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.

Ниндзя появились в Японии во времена феодальных междоусобиц, длившихся там более 700 лет подряд.

Японское феодальное общество было разделено на ряд сословий: удельные князья (яп. —大名, даймё:, букв. «большое имя»), ниже располагались профессиональные воины (самураи яп. 侍, бу́си яп. 武士), ещё ниже - крестьяне, затем шли священнослужители, ремесленники, торговцы, и наконец, "грязное" сословие (яп. — 部落民«буракумины»). Места для ниндзя в этой иерархии не было. Они находились вне общества и вне закона. Соответственно, у них властвовали иные правила - их собственные.


У каждого феодала имелись на службе специалисты особого рода, которые создавали шпионские сети в других княжествах для получения информации о замыслах их властителей. Они же проводили различные диверсионные мероприятия: поджоги, отравления, похищения, убийства, распространяли ложные слухи, подбрасывали фальшивые документы, чтобы сбивать врагов с толку и сеять между ними раздоры.

Их, ниндзя, боялись. Потому что они олицетворяли собой иной мир - чужой, непонятный и враждебный для большинства жителей тогдашней Японии. Им приписывали общение с духами, оборотнями, приведениями и прочими тёмными силами. Сами же воины-тени всячески поддерживали эти суеверия, ибо они рождали у потенциальных противников ощущение обречённости и становились, таким образом, ещё одним оружием в их арсенале. История свидетельствует, что, используя в своих интересах страх перед нечистой силой, ниндзя порой добивались успеха в совершенно безнадёжных предприятиях.


Это были представители кланов, существовавших вне общественной иерархии, не подчинявшиеся общепринятым нормам. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало теоретическое обоснование наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, выведывания его тайн и сокрушения изнутри.

Даже хорошо зная символику китайской и японской культуры, трудно проникнуть в тайну, скрывающую историю возникновения, образ жизни и психологию ниндзя. Из-за почти полного отсутствия древних письменных источников, та информация, которая дошла до нас о старых кланах ниндзя, носит обрывочных характер.


История ниндзя берет свое начало с середины 6-го века. В то время Китай был разделен на два больших государства, Вэй и Лян, и ряд мелких. Все они враждовали между собой. Эта борьба подточила их силы, и в начале следующего столетия власть во всей стране перешла к новой династии Тан. В танской империи сосуществовали три религиозно-философских учения: даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм, который начал распространяться среди китайцев с середины 1-го века, всё больше и больше набирал силу и настолько окреп, что танские императоры сделали его государственной религией.

Буддийское духовенство в Китае делилось на две основные группы: тех, кто жил в монастырях (их было большинство) и тех, кто бродил по стране, питаясь подаянием и проповедуя взгляды, существенно отличавшиеся от официально признанных.


В своих странствиях бродячие монахи ("люгай") постепенно проникали всё дальше и дальше за пределы своего отечества - в Корею, Вьетнам, а с начала 17 века - и в Японию. Нужно отметить, что китайские власти всегда боролись с нищенствующими бродячими монахами. Обвиняя их в извращении учения Будды и в колдовстве, они преследовали их всеми доступными способами. Монахи, однако, активно сопротивлялись, и заходили в борьбе с властями так далеко, что нередко примыкали к отрядам повстанцев или к шайкам разбойников. Постепенно в связи с этим в их среде сложилась своеобразная система выживания в экстремальных условиях, получившая название "люгай мэнь" - "врата учения нищих монахов". Она включала в себя искусство маскировки и перевоплощения, методы врачевания, приготовления лекарств, технику гипноза и вхождения в транс, и многое другое, что помогало бродячим монахам преодолевать опасности, подстерегающие их повсюду.


Со времён династии Тан установились прочные связи между буддийскими кругами Китая и Японии. Достаточно сказать, что все школы и секты японского буддизма, возникшие в период с 7 по 9 век, свою философию и ритуалы заимствовали у аналогичных китайских школ. Но попадая на японскую почву, школы китайского буддизма смешивались с местными верованиями и претерпевали поэтому довольно существенные изменения. Собственно говоря, именно это позволяет отличить их от китайских прототипов.

Подобные изменения произошли и с сектой бродячих монахов "люгай", которая трансформировалась в движение части японских монахов (в основном самозваных, т.е. не имеющих государственного свидетельства, так называемых "сидосо"), противопоставлявших себя официальной церкви. Это движение получило название "гёдзя" (отшельничество), а его центральной фигурой является полулегендарный Энно Одзуну (634-703).


Выросший в богатой и знатной семье, он в пятнадцатилетнем возрасте постригся в монахи и стал изучать буддийский канон. Но склонность к мистике побудила его вскоре уйти из монастыря и поселиться в пещере, на заросшей густым лесом склоне горы Кацурага. Там он прожил более 30-ти лет. За это время Одзуну с помощью китайцев детально ознакомился с системой "люгай мэнь" и соединил её с синтоистским культом гор. В результате получилось оригинальное учение, названное им "Сюгэндо" - "путь обретения могущества". Важнейшую роль в практике "обретения могущества" (т.е. овладения сверхъестественными силами) Одзуну признавал за буддийскими методами достижения "просветлённого сознания". Речь идёт о дыхательно-медитативных упражнениях ("кокю", кит."цигун"), ритуальные восхождения к вершинам, где якобы обитали горные духи (ками), возжигание священных костров (гома) для привлечения божественной силы (икёй), технику вхождения в транс ("такисугё", стояние под водопадом, когда у адепта изменяется сознание под воздействием ледяной воды, падающей на темя), декламация заклинаний (дзюмон).

Как и бродячие монахи "люгай" в Китае, последователи "сюгэндо" в Японии очень скоро стали подвергаться преследованию со стороны светских властей и официальной церкви. Аскеты-отшельники лишали казну налога, а монастыри - прихожан и даров. В то же время они пользовались огромным авторитетом в народе как знахари и прорицатели. Дело дошло до того, что многие крестьяне стали считать самозваных монахов, этих бродяг и отшельников, единственными истинными последователями учения Будды! Понятно, что правящие круги не желали мириться с таким положением вещей. Были изданы указы, запрещающие бродяжничество (717 г.) и учение "сюгендо" (718 г.). Однако запреты не дали желаемого результата. Число последователей Энно Одзуну продолжало увеличиваться. Они укрывались в потайных скитах в горах, поэтому их стали называть "яма-но-хидзири", т.е. "горные мудрецы".

Во времена царствования императрицы Кокэн вся реальная власть с 765 по 770 годы сосредоточилась в руках министра-монаха Докё, гонения на неофициальную церковь усилились. Особым указом Докё запретил строительство часовен и храмов в горах и лесах, а самозваных монахов было велено разыскивать и заключать под стражу. Репрессии повлекли за собой объединение горных отшельников, бродячих монахов и части крестьян - приверженцев "сюгэндо" - в замкнутые общины, и всё большую милитаризацию этих общин.

Зачатки знаний о выживании, почёрпнутых у китайских монахов "люгай", были дополнены и расширенны; выделилась особая прослойка монахов-воинов (сохэй), главной задачей которых стала защита горных общин от нападений вооружённых отрядов, посылаемых властями. Большую роль в совершенствовании воинского искусства "горных мудрецов" сыграло то обстоятельство, что после поражения в 764 году восстания Накамаро Фудзивара уцелевшие мятежники, большинство из которых составляли профессиональные воины, бежали в горы. Там они пополнили ряды сохэй.


На рубеже 9-10 веков учение "сюгендо" было дополнено и углублено идеями буддийской школы "сингон", включающую медитацию в процессе созерцания священных картин, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты, что давало ощущение слияния с Космосом и обретения магической силы.

Превращению "сохэй" в ниндзя способствовали политические события. С середины 10-го до середины 17-го века вся Япония оказалась охваченной войнами князей друг против друга, мятежами аристократии и народными восстаниями. Кровавая смута продолжалась более 700 лет подряд! В такой обстановке очень быстро возникла необходимость в квалифицированной разведке, которая могла бы обеспечить решающий перевес какой-либо из враждующих сторон. Нужно было не только уметь добывать важную информацию, но и в кратчайшие сроки доставлять её по назначению. "Сохэй" обладали необходимыми качествами такого рода. Поэтому именно они стали в феодальной Японии потомственными профессиональными разведчиками, террористами и диверсантами. Практически каждых удельный князь (даймё) старался привлечь на свою сторону какой-нибудь клан "сохэй", чтобы обезопасить себя от неприятеля. Так волею судьбы монахи-воины оказались втянутыми в феодальные распри и борьбу за власть. В свою очередь это привело к тому, что система их подготовки стала быстро совершенствоваться. Кланы "сохэй" стали один за другим превращаться в "рю" ниндзюцу.


В середине 13-го века получили известность уже около двадцати школ ниндзюцу, а к 17-му веку их стало более семидесяти. Пополнение рядов ниндзя в ту эпоху шло в основном за счёт "ронинов", т.е. самураев, потерявших службу, а вместе с ней жалование и землю. Наиболее известными школами были следующие: Гэкко-рю, Дзёсю-рю, Ёсицунэ-рю, Ига-рю, Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю, Нэгоро-рю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэ-рю, Уэсуги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю.


К 1615 году сёгун Токугава Иэясу завершил объединение страны. Установленный им режим жестокой центральной власти и изоляции он остального мира, продержался ни много ни мало 250 лет, вплоть до буржуазной революции Мэйдзи 1868 года. Феодальные усобицы, заливавшие Японию кровью 700 лет подряд, наконец прекратились. В эпоху Токугава ниндзя стали считать не просто отщепенцами, а нелюдью - "хинин" (буквально это значит "нечеловек"). Отныне любого из них, попавшего в руки властей, следовало казнить лютой позорной смертью уже не за конкретные деяния, но просто за то, что своим существованием они нарушали общепринятый порядок.

Когда установился прочный мир, оказавшись "безработными", кланы ниндзя в своём большинстве постепенно перешли к занятиям ремёслами и торговлей. Не находя практического применения своим питомцам, а также вследствие повсеместных жёстких гонений, школы ниндзюцу постепенно пришли в полный упадок.



Кланы и школы ниндзя

Всего существовало несколько десятков кланов ниндзя по всей Японии, но наибольшую известность получили кланы уезда Кога и провинции Ига. Уезд Кога контролировала коалиция кланов "53 семьи Кога". Провинция Ига была разделена между 3 крупными кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В этих двух районах сформировались важнейшие школы ниндзя: Кога-рю и Ига-рю.



Ниндзюцу

Ниндзю́цу (яп. 忍術 Ниндзюцу, «искусство скрытности») — японское боевое искусство.

Обобщая высказывания японских мастеров, можно следующим образом определить сущность классического ниндзюцу: это путь духовного и физического совершенствования человека с целью обретения им способности тайно управлять событиями с целью выживания своей семьи, своего рода и своего клана.

Это искусство побеждать несмотря не на что. Не надеяться на успех, а быть уверенным в нём, пребывая в радости, не испытывая ни страха ни гнева - таков дух истинного ниндзюцу!



Подготовка к рукопашному бою

Существуют два основных способа подготовки к рукопашному бою, принципиально различающиеся между собой. Первый их них основан на подборе определённой совокупности технических приёмов, наилучшим образом соответствующих возможностям данного человека. Затем владение этими приёмами доводят до уровня мастерства. Ситуации, возникающие в бою, подгоняют в таком случае под избранные приёмы. Это способ формализации техники, сведения её к тем или иным шаблонам. Его концентрированным выражением являются комплексы стандартных технических действий, известные под названием "ката", "таолу".

И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что любые заранее отработанные приёмы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли "боем стихий". Они имели в виду то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимосвязью и взаимопереходами пяти природных стихий - земли, воды, огня, ветра и пустоты.

Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современного ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают всё те же наборы конкретных приёмов, только выполняемых в определённой манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Нужно не играть в стихию, а быть стихией. Причём перевоплощение должно становиться настолько убедительным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

Платформами для запуска определённых программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. "Ключом" же для запуска конкретных программ (т.е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие первоэлементы кольца:

  • Огонь (визуализация - жёлтый треугольник; качество - агрессивность и неукротимость; направление — Запад)
  • Вода (визуализация - оранжевый круг; качество - податливость и текучесть; направление — Восток)
  • Земля (визуализация - красный квадрат; качество - постоянство, твёрдость, устойчивость; направление — Юг)
  • Пустота (визуализация - голубая точка; качество - созидательность, протяжённость; направление — Центр)
  • Ветер (визуализация - зелёный полукруг; качество - лёгкость и подвижность; направление — Север)
  • Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак "в лоб".

Противнику, действующему в аналогичной манере навязывали бой Воды. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз на разом накатывающегося на утёсы неприступного берега и размывая его.

К примеру, один из возможных образом боя Земли - могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камушком (враг). Первый в таком случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесён мощнейшей контратакой, как бы он не пытался сопротивляться своей неизбежной гибели.

Одним из аспектов боя Пустоты являлось "соблюдение дистанции", вызванное необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Атака врага "проваливается" в никуда, подставляя его под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого "чувства противника" и умения перемещаться.

Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нём преобладали обманные движения, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя, и ломающего всё на своём пути.

Важным условием для овладения аспектами боя стихий является склонность к образному мышлению. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если "зажато" тело, если человек не вполне здоров. Естественность движений обеспечивает раскованность, свободу, уверенность, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры.



Рукопашный бой

Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить - это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.


Рациональность. Все действия лазутчика подчинялись одной цели и должны были быть строго рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, если его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего подкрадываться к часовому по шуршащей траве, ежесекундно рискуя, если в него можно бесшумно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? К чему ввязываться в групповой бой, когда легче направить преследователей по ложному следу? Весьма целесообразным считалось использование специального оружия и приспособлений, которые позволяли нейтрализовать противника ещё до того, как он вошёл в прямой контакт с лазутчиком.

Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приёмов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела - от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк. Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предыдущего. Абсолютно недопустим захват, если ещё не решил, как поступишь в дальнейшем. Приёмы выполняют лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше.

Сюрпризность. Поскольку боец обычно сталкивался с профессионалами, отлично владеющими оружием, победу приходилось добывать нешаблонными тактиками, замешанными на сюрпризности и ставящими врага в непривычную для него боевую ситуацию. Наиболее распространенными ошарашивающими действиями являлись неожиданность и внезапность нападения, тесно связанные с невидимостью или усыплением бдительности противника своим внешним видом и поведением; непредсказуемые изменения ("ломка") дистанции; мгновенные отключения (ослепление, оглушение) или обман (ложный шум) органов чувств; использование стандартного оружия в необычной манере и применение незнакомого врагу оружия (например, перчаток с шипами).


Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны. Оценить возможности и уязвимые места врага можно было по многим факторам.

По внешнему виду, непроизвольным движениям и лицу определялось, какие точки бойца наиболее уязвимы, но телосложению предполагалось, в каких боевых приёмах противник, несомненно, опасен, а по манере двигаться распознавалось его место в системе первоэлементов (стихий), исходя из которого и выбирался свой вариант поединка.

Переход на тот или иной вид "боя стихий" должен был происходить рефлекторно, как реакция на подсознательную оценку противника и внешних условий (так, схватка в узком пространстве мало подходила для стиля ветра, а встреча с робким бойцом явно соответствовала стилю огня). Созданию нужных рефлексов способствовала жёсткая дисциплина тренировочной схватки, закрепляемая в сонном состоянии и отказ от каких-либо сковывающих правил.


Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать базовые приёмы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приёмов. Тут не помогут никакие медитации.

Научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперёд, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте.

Выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т.д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнёром.

Принцип "тело и оружие едины". Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис - "оружие является продолжением тела". В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет собой оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движения тела. При работе с любым оружием состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии - всё остается неизменным.

Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, ниндзя становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать её как своё собственное тело. Сюда входили, например, периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту ухода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться не узнанным. Идентификация его могла поставит под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфической маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягивающуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию, маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.


Привыкание к оружию. Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать её своей.

Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель - добиться естественности, раскованности движений.

Ниндзя действовали тайно, а поэтому старались ничем не выделяться среди окружающих, всячески избегали столкновений с ними. На всех дорогах средневековой Японии, у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников подвергали тщательному обыску. Поэтому ниндзя имел при себе минимум снаряжения.

Кусок верёвки или цепь, полотенце, посох, короткий крестьянский нож, может быть - серп, немного еды и лекарств, кремень для высекания огня, вот и всё. С таким грузом он мог свободно передвигаться, не опасаясь проверок. Достигнув места назначения, ниндзя из подручных средств изготавливал приспособления, в которых нуждался, а оружие (если в том была необходимость) отбирал у противника. Выполнив задание, он уничтожал или прятал свои инструменты и снова принимал облик безобидного путника.

В качестве оружия ниндзя чаще всего использовали сельскохозяйственные орудия и предметы повседневного обихода. Такой принцип позволял им не вызывать ненужных подозрений, не иметь при себе лишних вещей, не усложнять себе жизнь проблемами изготовления клинков, рукоятей и других технически сложных изделий.

Вот почему одним из самых главных видов их вооружения (если не самым главным) была деревянная палка. Существует путаница в отношении размеров этих палок. Чтоб избежать её, возьмем за основу тот факт, что средний рост японского мужчины в Средние Века составлял примерно 150 см. (это сегодня японцы стали выше благодаря пище, богатой животными белками). Длина посоха не превышала длины человеческого роста (плюс высоту деревянных сандалий - "гэта"), но чаще всего равнялась расстоянию от земли до плеча. Иными словами, она колебалась в пределах 140-160 см.

Посох в бою держали, как правило, двумя руками. Техника работы с ним представляла нечто среднее между использованием копья (яри) и алебарды (нагината). Она включала в себя тычковые (лицо, горло, сердце, солнечное сплетение, пах) и маховые удары, секущие (по суставам рук и ног), блокирование вражеского оружия, удушения, комбинированные сковывания. Использовали посох для опоры в прыжковых ударах ног, для загребания и бросания в лицо врагу песка или грязи.

Коса и серп (по-японски "кама" или "гама") - это классическое оружие крестьян, участвовавших в войнах и мятежах. Существует много разновидностей серпов и кос, отличающихся друг от друга длинной деревянной рукоятки, длинной и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку. В принципе, чем длиннее ручка и лезвие, и чем они прямее, тем выше эффективность камы как оружия, но тем труднее прятать это оружие под одеждой. Чаще всего применяли одновременно два серпа: "о-гама", серпом на длинной ручке (до 120 см.) парировали и отклоняли вражеские атаки, а малым серпом, "ната-гама" (лезвие 15-30 см, ручка 20-45 см.) поражали противника.

Основными мишенями при атаке серпом являются кисти рук, держащие оружие, локтевые и коленные сгибы, шея и голова, спина и бока. В современных условиях, когда больше нет самураев, вооружённых мечами и копьями, серп ещё эффективнее в ближнем бою, чем прежде. Им очень удобно перехватывать удары ногами, успешно противостоять любому противнику, вооружённому холодным оружием (шестом, цепью, дубинкой, кинжалом и т.д.). Можно даже метать его в цель. Остановить хорошо тренированного бойца, вооружённого двумя серпами, можно только выстрелом из пистолета или автомата.

Свободно работать одним серпом, тем более - двумя, очень непросто. При слабом владении техникой, ими легче ранить себя, чем противника. Требуется много времени (несколько лет ежедневных упорных тренировок), прежде чем придёт ощущение серпов чем-то вроде естественного продолжения своих рук. Поэтому для тренировки следует применять только учебное оружие, с тупыми деревянными "лезвиями", полностью исключающими порезы и уколы. Наиболее подходящая длинна ручки тренировочного "ната-гама" - от запястья до локтевого сгиба, "о-гама" - от запястья до подмышки.

Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колёса (дайсярин) и прыжки (тоби).

Маскировочный костюм ниндзя

По мнению историка-япониста Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или темно-серые оттенки. По мнению Горбылёва, именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.

Один из настоящих доспехов ниндзя. Музейный экспонат

Снаряжение ниндзя

В снаряжение ниндзя входило 6 обязательных предметов (рокугу): амигаса (плетеная шляпа), кагинава (кошка), сэкихицу (грифель) или ядатэ (чернильца с пеналом для кисти), якухин (медикаменты), цукэдаке или утидакэ (контейнер для переноски тлеющих углей), сандзяку-тэнугуи (полотенце).

Любопытные факты о японских воинах-ниндзя

Наши знания о древних японских воинах-ниндзя основаны в основном лишь на литературных произведениях, фильмах и комиксах, в которых есть много противоречивой информации. С настоящими фактами о ниндзя, которые заставят вас удивиться, ознакомьтесь ниже.


Синоби-но моно

Согласно сохранившихся документов, правильным названием является «синоби-но моно». Слово «ниндзя» — это китайское прочтение японской идеограммы, которое стало популярным в 20-м веке.


Синоби-но-моно (ниндзя) по-японски

Первое упоминание о ниндзя

Впервые о ниндзя стало известно из военной хроники «Тайхэйки», написанной в 1375 году. В ней было рассказано, что ниндзя ночью проникали во вражеский город и поджигали здания.

Золотой век ниндзя

Ниндзя процветали в течение 15-го и 16-го века, когда Японию раздирали междоусобные войны. После 1600 года в Японии воцарился мир, после чего начался упадок ниндзя.

«Бансэнсюкай»

Сохранилось очень мало записей о ниндзя во время эпохи войн, после наступления мира же они начали вести записи о своих навыках. Самым известным руководством по ниндзюцу является так называемая «Библия ниндзя» или «Бансэнсюкай», которая была написана в 1676 году. Существует около 400 — 500 руководств по ниндзюцу, многие из которых до сих пор сохраняются в секрете.


Спецназ самурайской армии

Сегодня популярные СМИ часто изображают самураев и ниндзя заклятыми врагами. На самом деле, ниндзя были чем-то вроде современного спецназа в самурайской армии. Многие самураи обучались ниндзюцу. Так как ниндзя были наёмниками- они работали и на самураев. На любого, кто платил деньги. Враждовали же самураи и ниндзя только тогда, когда их интересы не совпадали, например, когда ниндзя надо было убить человека, которого охраняли самураи.

Ниндзя «хинин»

Популярные средства массовой информации также изображают ниндзя, как выходцев из крестьянского сословия. По правде говоря, ниндзя могли происходить из любого класса, как самураев, так и других людей. Более того, они были «хинин», т. е. находились вне структуры общества. С течением времени (после наступления мира) ниндзя стали считаться ниже по статусу, однако они по-прежнему занимали более высокое социальное положение, чем большинство крестьян.

Ниндзюцу — специализированная форма рукопашного боя

Обычно принято считать, что ниндзюцу является одной из форм рукопашного боя, системой боевых искусств, которую до сих пор преподают во всем мире. Тем не менее, идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого сегодняшними ниндзя, была изобретена неким японцем в 1950 — 1960 годах. Эта новая боевая система была «завезена» в Америку во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах и стала одним из самых популярных заблуждений о ниндзя.

Сюрикены или сякены

Метательные звезды (сюрикены или сякены) не имеют ни малейшей исторической связи с ниндзя. Метательные звезды были секретным оружием, которое использовалось во многих самурайских школах. С ниндзя их начали ассоциировать только в 20-м веке благодаря комиксам и анимационным фильмам.


Маски и повязки

Ниндзя никогда не изображают без масок, однако не существует ни малейшего упоминания о том, что ниндзя носили маски. На самом деле, зачастую они должны были закрывать свои лица длинными рукавами, когда противник находился рядом. При работе в группах они носили белые повязки, чтобы видеть друг друга в лунном свете. Ношение же маски в обычное время привлекало бы больше внимания.

Ниндзя сливались с толпой

Популярный образ ниндзя обязательно включает в себя черный облегающий костюм. На самом деле, в таком костюме они бы выглядели столь же уместными, как например на улице современной Москвы. Они носили традиционную японскую одежду.

Одежда для маскировки

Сегодня люди считают, что ниндзя носили черные одежды, чтобы им было удобнее прятаться в темноте. В Shoninki (Настоящий путь ниндзя), написанном в 1681 г., говорилось, что ниндзя должны носить одежды синего цвета, чтобы смешаться с толпой, поскольку этот цвет был популярен в то время. Во время ночных операций они одевали черные одежды (в безлунную ночь) или белые (при полной луне).

Ниндзя не использовали прямые мечи

Знаменитые сегодня «ниндзя-то» или мечи ниндзя с прямым лезвием и квадратной рукоятью действительно существовали в средневековой Японии, поскольку тогда делали квадратные боевые рукавицы, но ниндзя их начали приписывать только в 20-м веке. «Средневековый спецназ» использовал обычные мечи, чтобы не выделяться раньше времени.

«Кудзи»

Ниндзя известны своими заклинаниями, которые они якобы делали с помощью жестов рук. Это искусство называлось «кудзи» и оно не имеет никакого отношения к ниндзя. Кудзи возникло в Индии, а позже его переняли в Китае и Японии. Оно представляет собой серию жестов, предназначенных для того, чтобы отогнать зло в определенных ситуациях или отвести дурной глаз.


Фугасы, ручные гранаты, взрывчатые вещества, ядовитый газ

Образ ниндзя, использующего дымовую шашку, довольно универсален и распространен в современном мире. Хотя у средневековых воинов не было дымовых шашек, у них существовали сотни рецептов, связанных с огнем: фугасы, ручные гранаты, водонепроницаемые факелы, разновидности греческого огня, огненные стрелы, взрывчатые вещества и ядовитый газ.

Инь-ниндзя и ян-ниндзя

Это наполовину правда. Существовали две группы ниндзя: те, которых можно было увидеть (ян-ниндзя), и те, личность которых всегда оставалась тайной (инь-ниндзя).

Ниндзя — черные маги

Помимо изображения ниндзя-убийцы в старых японских фильмах зачастую можно было встретить образ мастера ниндзя, воина-мага, который побеждал врагов хитростью. Интересно, что навыки ниндзя действительно содержали определенное количество ритуальной магии, от магических шпилек, которые якобы обеспечивают невидимость, до принесения в жертву собак, чтобы получить помощь богов. Тем не менее, стандартные навыки самураев также содержали элемент магии. Это было обычным для того времени.

Искусство тайных операций

Если быть точнее, их действительно часто нанимали, чтобы убить жертву, но большинство ниндзя обучались искусству тайных операций, пропаганде, шпионскому ремеслу, изготовлению и использованию взрывчатых веществ и т. д.

«Убить Билла»

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильму «Убить Билла». На самом деле, это была известная историческая личность — Хаттори Хандзо был настоящим самураем и обучал ниндзя. Он стал известным генералом, который получил прозвище «Дьявол Хандзо». Именно он во главе группы ниндзя способствовал тому, что Токугава стал сёгуном Японии.

Любители и энтузиасты

Первый крупный бум современной популярности ниндзя наступил в Японии в начале 1900-х годов, когда об этих средневековых шпионах-убийцах было известно очень мало. В 1910 — 1970-х годах любителями и энтузиастами было написано множество книг, которые просто изобиловали ошибками и фальсификациями. Эти ошибки были затем переведены на английский язык во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах.

Зашифрованные свитки ниндзя

Утверждается, что манускрипты ниндзя были зашифрованы, чтобы никто посторонний не смог прочесть их. Это недоразумение возникло вследствие японского способа написания свитков. Во многих японских свитках просто приводились списки названий навыков, без надлежащей их расшифровки. Хотя их истинные значения были утеряны, тексты никогда не были дешифрованы.

Миф о самоубийстве ниндзя при отказе от задания

Это голливудский миф. Нет никаких доказательств того, что отказ от миссии приводил к самоубийству. На самом деле некоторые руководства учат тому, что лучше отказаться от миссии чем сделать все поспешно и вызвать проблемы.

Спящие агенты

Считается, что ниндзя были гораздо более сильными, чем обычные воины, но такими были только определенные ниндзя, которые проходили обучение специальному стилю ведения войны. Многие ниндзя просто скрыто жили жизнью обычных людей во вражеских провинциях, вели обычную повседневную деятельность или путешествовали для распространения слухов. Рекомендуемыми способности для ниндзя были: устойчивость к болезням, высокий интеллект, быстрая речь и глупый внешний вид (потому что люди обычно игнорируют тех, кто выглядит глупо).

Ни рода, ни клана

В Японии есть ряд людей, которые утверждают, что они являются мастерами школ ниндзя, которые ведут свою родословную со времен самураев. Этот вопрос является очень спорным, поскольку не существует ни одного доказанного факта, что рода или кланы ниндзя выжили до сих пор. Впрочем, нет и доказательств, что кланов ниндзя не существует. Ниндзя не любят себя афишировать.


Оружие и экипировка ниндзя

В фильмах и книгах про ниндзя эти легендарные лазутчики из феодальной Японии всегда используют необычного вида оружие и хитроумные приспособления, помогающие им в выполнении непростых заданий и вызывающие интерес и изумление у современников. В большинстве случаев демонстрируемая экипировка отнюдь не является художественным вымыслом. Сюрикены, кунаи, араре, саи и многое другое - все это действительно входило в арсенал синоби.


Настоящие образцы оружия и экипировки ниндзя. Музейный экспонат

Перед выходом «на дело» для каждого члена отряда (или воина-одиночки) подбиралась уникальная экипировка, зависящая от целей миссии (убийство, похищение, диверсия, шпионаж, кража, запугивание и так далее), его роли в операции и предполагаемых внешних условий. Ведь все время таскать с собой полный арсенал ниндзя, состоящий из нескольких десятков единиц оружия, было физически невозможно.

Важно отметить, что особенности оружия и экипировки синоби обусловлены спецификой их деятельности. Во-первых, они практически всегда действовали скрытно, под покровом ночи или в сумерках, избегая прямых и открытых столкновений. Поэтому громоздкие, тяжелые и шумные виды оружия (как и доспехи) им были ни к чему. Во-вторых, в рядах синоби состояли женщины и даже подростки (обряд инициации у ниндзя проходил очень рано), что также смещало приоритет в пользу легкого и компактного оружия.

В-третьих, нередко ниндзя маскировались под крестьян, бродяг, торговцев, монахов или артистов. Поэтому и снаряжение у них должно было быть таким, чтобы в случае чего его можно было спрятать под одеждой или выдать за сельскохозяйственный (или любой другой) инвентарь.

Ну а теперь перейдем к непосредственному рассмотрению самых интересных и необычных видов оружия и снаряжения воинов-ночи.


1. Ниндзя-то или гатана

Прямой укороченный меч, также известный как ниндзя-то. Его лезвие часто специально затемнялось, чтобы не давать бликов, а ножны немного превышали размер клинка, поскольку свободная часть их использовалась в качестве футляра для различных полезных мелочей: ядов, отмычек, документов и так далее. Кстати, нередко синоби приходилось спасаться бегством, во время которого они бросали наиболее обременительное снаряжение, и в первую очередь меч. Поэтому в отличие от самурайских катан, тати и вакидзаси, гатана делалась из более дешевой стали по упрощенной технологии.


2. Амигаса

Тайное оружие в виде соломенной широкополой шляпы, в каркас которой был вплетен острый кольцеобразный клинок. Иногда клинок был непрерывный, а иногда он представлял собой разрозненные элементы, вплетенные в произвольном порядке по периметру шляпы. Во втором случае распознать в шляпе оружие было намного сложнее. Такое оружие можно было использовать как в ближнем бою, так и метать в противника со средней дистанции.



3. Шуко и ашико

Приспособления для лазанья по стенам и деревьям в виде накладок с шипами, которые одевали на ступни и ладони. Также в случае необходимости ашико могло использоваться в качестве оружия, наносящего жуткие рваные раны, как от когтей диких зверей.



4. Кама

Серповидное оружие с коротким лезвием и удлиненной рукояткой, нередко используемое в паре.



5. Макибиси

Металлические шипы против пехоты или конницы, которые ниндзя рассыпали в случае погони. Имели самые разные формы и размеры: от скрученных гвоздей и заостренных пирамидок, до шипованных наподобие ежей шариков.



6. Кусаригама

Весьма хитрое оружие, имеющее несколько различных техник применения. Состоит из серпа (кама) и прикрепленной к рукоятке цепи с грузом на конце. Цепью можно было запутать противника, выбить из его рук оружие, после чего нанести удар серпом. Так же можно было метнуть во врага сам серп, после чего притянуть к себе оружие цепом.



7. Какутэ

Кольцо с одним или несколькими шипами, направленными внутрь, что позволяло носить его под видом украшения. В открытом бою какутэ могли развернуть шипами наружу, наподобие кастета. Иногда ниндзя носили сразу несколько таких колец. Часто на шипы наносили яд.



8. Сюрикены

Пожалуй, самое популярное в современной культуре оружие синоби, регулярно мелькающее в фильмах и играх про ниндзя. Представляет собой остро заточенные по краям пластины для метания, которые могут быть различных форм и размеров.



9. Саи

Колющее оружие наподобие стилета, специфическая гарда (заостренная и с выгнутыми вверх краями) которого делает похожим саи на трезубец.



10. Кагинава

Кошка, состоящая из веревки с двойным или тройным (иногда и более) крюком на конце. Предназначена для лазанья по стенам и преодоления прочих высоких препятствий.



11. Фукибари

Миниатюрная духовая трубка или «метательный мундштук», что более точно характеризует ее миниатюрные габариты - не более 5 см в длину. Это позволяло прятать ее во рту, а случае необходимости поразить цель отравленной иглой (хари) с расстояния 5-7 метров. Также существовали более крупные духовые трубки - фукия-дзуцу, длинна которых составляла до 30 сантиметров, а расстояние поражения дротиком было в несколько раз больше, чем у миниатюрной фукибари.


12. Тэссэн

Складной боевой веер, состоящий из заостренных у верхней кромки железных пластин или спиц. Из-за своего внушительного веса мог использоваться в качестве оружия (дубинка) даже в сложенном состоянии.



13. Неко-те

Пять заостренных наподобие когтей на конце наперстков, превращающих кисть синоби в лапу дикого зверя. Неко-те позволял наносить хлесткие удары по лицу и незащищенным участкам тела врага, оставляя после себя жуткие и нередко смертельные рваные раны.



14. Шобо

Металлическая или деревянная палочка, заточенная с обеих концов и оснащенная кольцом для пальца посередине. Зажималась в кулаке и позволяла наносить тычковые удары острыми концами, направленными в жизненно важные органы противника.