Как помочь детям выучить русский язык. Как учить иностранных детей русскому языку дома Как помочь ребенку в изучении русского языка

Эта статья адресована, в первую очередь, билингвальным семьям, где один из родителей является носителем русского языка или владеет им на определённом разговорном уровне. У вас родился ребёнок и вы бы хотели приобщить его к национальной культуре через обучение русской речи?

Безусловно, нужно учесть важный фактор вашего местонахождения – в России вы или нет. Остановимся на более сложном варианте – вы за рубежом, а значит у вас нет возможности создать для вашего чада естественную языковую среду.

Принципы изучения иностранного языка у детей и взрослых отличаются. Взрослый подходит к этому вопросу осознанно, а ребёнок – бессознательно. Для взрослого обучение языку – это средство достижения цели (построение карьеры, образование, выезд в другую страну для создания семьи и т.д.). Для ребёнка – это просто средство коммуникации с окружающими и удовлетворение растущего познавательного процесса.

Кстати, наиболее оптимальное время для формирования лингвистических иностранных навыков – до 10 лет. Чем младше возраст, тем проще и легче усваивается всё новое. Доказано, что дети от 0 до 6 лет способны впитать в себя столько поступающей информации, сколько взрослому на это потребуется 60 лет.

  1. Окружите ребёнка русской речью – общайтесь по-русски (так, как вы разговариваете с ним ежедневно, т.е. объясняете свои действия словами – «я умываюсь», «я чищу зубы», «я пью молоко», «я ем кашу») и старайтесь свести до минимума перевод;
  2. Читайте русские сказки , включайте мультфильмы , показывайте сказки с использованием игрушек с обязательным участием самих детей, ставьте прослушивать детские песни и аудиокниги , также помогут интернет – ресурсы с играми ;
  3. И, конечно, играйте , играйте , и ещё раз играйте ! Для ребёнка основной вид учебной деятельности – игра. Хотите дать название фруктов и овощей? Организуйте совместный поход в супермаркет за необходимыми продуктами, а потом дома устройте игрушечный магазин, где ваш малыш купит у вас или сам продаст вам его любимые яблоки или морковь.
  4. После того, как ваш сын или дочь начали вас понимать и в состоянии вам ответить маленькими фразами, пришло время переходить к алфавиту и показу наглядности с кратким текстом-описанием . Главное, помните, никакой теории! Всё должно быть легко и непринуждённо. Избегайте трудных слов типа «слово-исключение». Вы же не будете объяснять малышу, что слово «друг» во множественном числе имеет форму «друзья» и его нужно просто запомнить. Ваше чадо, как минимум вас не поймёт, как максимум не захочет продолжать это занятие. Проще будет сказать, например, что есть волшебные слова, которые любят капризничать, когда их становится многоJ
На самом деле, эти рекомендации пригодятся и в случае, если ребёнок является носителем русского языка и уезжает в эмиграцию с родителями. Только разница в том, чтобы не освоить язык, а приложить усилия, чтобы его не забыть!

Добрый день, уважаемый студент! Эта статья больше подойдет родителям -иностранцам, которые хотят обучить своих детей русскому языку, ведь на данный момент есть пособия, но они описывают школьную грамматику, в основном, и родителям достаточно тяжело самим её освоить, не говоря уже про маленьких детей. Очень часто я вижу семьи, где ребёнок уже говорит на своём родном языке, но, проживает, например, в России или планирует переехать вместе с родителями.

Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:

Карточка - в неё записываем слово " мама" и рисуем или вклеиваем своё фото.

Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух "мама" и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:

Вы выбираете тему "Погода", выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:

Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо

Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:

Смотри, что это (показываете пальцем на карточку) - это солнце (можно на родном языке ему сказать, что солнце улыбается или машет ручкой, но обязательно проговаривайте слово "солнце" на русском)

Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:

Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).

Слова: солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: "светит" и пусть он повторит.

С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:

А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.

Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?

Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.

Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: "уши" или "ушки" и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.

Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, - «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка.
Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь.

Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?

Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.

Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы .
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Разберем на составляющие, что должен знать и уметь использовать ребенок, когда он пишет.

Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение».

Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…

В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.

В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.

В-пятых , ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.

В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.

В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.

Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!

В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.

Например, литературный язык содержит стили:

  • Официальный деловой
  • Публицистический
  • Научный
  • Разговорная речь
Нелитературные формы содержат стили:
  • Просторечье
  • Нецензурные слова и выражения
  • Территориальные диалекты
  • Социальные диалекты
Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания.

Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили , и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.

Как можно помочь этим детям?

Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.

Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка .
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, - какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.

Принцип Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата и наоборот. Данный принцип применим к каждой сфере жизни.

В том числе и к обучению детей.

Но вначале давайте вспомним, что такое грамотность?

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.

В современном мире информационных технологий и повсеместных сообщений — это визитная карточка человека.

Как повысить грамотность ребенка? На самом деле, это проще, чем может казаться. Предлагаем подборку эффективных упражнений для повышения грамотности.

Упражнение «Найди и исправь ошибки»

Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.
Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибок.
Вариант посложнее — указать общее количество ошибок в тексте.
Сложный уровень — не указывать количество ошибок.

В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.

Давала образец (иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»

Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.

А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.

Хорошие задания, тексты.
Прямо в тетради есть такие важные для детей упражнения, как «найди и исправь ошибки»

Повысить грамотность можно используя технику эффективного обучения «Воронка»

С помощью нее легко убрать ошибки в словарных словах.

Для этого нужно сделать следующее:

  • Прочитать ребенку словарные слова, обозначенные в конце учебника. Вы называете слово, ребенок его либо пишет, либо произносит по слогам.
  • Если ребенок произнес слово правильно, без заминок и запинок, вы переходите к следующему слову.
  • Если ребенок замешкался, сомневался или ответил неверно — вы ставите галочку напротив соответствующего слова.

Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.

Например, у сына одной из участниц ШУД получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.

После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео

Марина за неделю свела количество ошибок ребенка к нулю.

2) Словарные слова из 300 было 59 с ошибкой, делали так как Рената учила. Через неделю – 0 ошибок)))))))))
Еще раз Благодарим Вас от всей нашей семьи!

Отличный способ повысить грамотность — давать ребенку читать вслух тексты диктантов

Мои дети читают диктанты 1-2 раза в неделю.

Можно купить сборник диктантов для соответствующего класса, или скачать. Важно читать тексты 10 минут вслух, четко проговаривая каждое слово. Каждый текст читается три раза.

При такой подготовке очень скоро ребенок покажет лучшие результаты по русскому языку.

Верный способ повысить грамотность — записать ребенка на курс повышения грамотности «Грамотный ребенок за 30 дней» для учеников 2-6 классов

Скажу честно, курс родился не просто так.
Сейчас у нас обучаются около трехсот детей возраста от 6 до 16 лет.
Каждый день мы получаем ответы на миссии и задания по курсам английского, школы спецагентов, клуба гениальных детей.

Мы видим, что многие дети допускают очень похожие ошибки.
И мы видим, что ошибок много.

Дети не знают словарные слова, не усвоили орфограммы, не умеют применять правила русского языка.

В связи с этим у команды «Обучение с удовольствием» возник запрос: разработать программу, которая нацелена на повышение грамотности детей.

В течение двух месяцев тренинг находился в разработке и записи заданий. В создании курса принимали участие Любовь Стрекаловская, учитель Школы умных детей, Рената Кирилина, эксперт эффективного обучения, логопед-дефектолог.

В процессе создания курса было решено добавить в него игровой момент и отправиться с детьми на планету РЯЗ, чтобы побывать в городе Орфограмм, на улице «Пунктуации», посетить аллею «Словарных слов» и многие другие места.

В процессе обучения каждый день ребята будут получать два видео: урок-путешествие (где происходит объяснение и разбор правила/орфограммы) и миссию, которую нужно будет пройти (выполнить задание).

Прогресс в процессе выполнения детьми заданий будет уже с первых уроков.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в конце учебного года, отправился с нами в невероятное путешествие, страну «Ряз», запомнил орфограммы и научился писать без ошибок, или с их минимальным количеством, записывайтесь прямо сейчас.

Старт программы уже 8 апреля.
Количество занятий — 30 дней.
Материалы останутся в записи у участников курса пожизненно.

Принимаем детей со 2 по 6 класс.

___________
Важно! Если у вашего ребенка стойкая нелюбовь к русскому языку, отсутствует напрочь мотивация и интерес к обучению, помогите ему в данном курсе. Делайте задания вместе, смотрите ролики, путешествуйте, рисуйте карты планеты и не бросайте ребенка одного!

Если Вы не сможете помогать Вашему ребенку при прохождении курса, то возьмите пакет с «куратором», где вашему ребенку помогут эксперты эффективного обучения.

При логопедических диагнозах (дисграфия, дизорфография, дислексия) для лучшего эффекта курс желательно проходить дважды, а так же для автоматизации навыков продолжать работать над материалами курса.

Повысить грамотность ребенка, помочь ему писать грамотнее — всё это вполне под силу заинтересованным родителям. Предлагаем рекомендации специалиста.

Грамотность. Что это такое?

Называют определенную степень владения навыками чтения и письма в соответствии с принятыми грамматическими нормами.

Одной из важнейших задач обучения в начальных классах школы является формирование у детей орфографической грамотности – умения писать правильно, без ошибок. Русский язык в этом плане считается очень сложным. Чтобы овладеть им, детям приходится запоминать множество правил.

Но даже отличное их знание не гарантирует отсутствия ошибок на письме, если у ребенка отсутствует или не развито языковое чутье – интуитивное владение языком. Чтобы помочь своему ребенку стать грамотным человеком, родители должны позаботиться о развитии у него этого самого языкового чутья.

Развитие языкового чутья

Малыш, только начинающий говорить, усваивает законы языка на подсознательном уровне, воспринимая речь окружающих, пытаясь подражать ей при создании собственных высказываний. С возрастом интуитивное усвоение, как особенность детской памяти, постепенно угасает, если его не тренировать и не закреплять. Лучшим способом тренировки, развивающей языковую интуицию, является чтение книг . Изучение русского языка в школе лучше дается тем детям, которые рано начинают самостоятельно читать и делают это с удовольствием. Поэтому нужно воспитывать интерес к книгам с самого раннего детства. Приучив ребенка с малых лет слушать занимательные истории и чудесные сказки, родители легко добьются того, что в возрасте 5-6 лет он захочет научиться читать их самостоятельно.

Диктанты помогут повысить грамотность

Когда ребенок овладеет письмом, родителям нужно стараться как можно чаще писать с ним диктанты. Для начала можно давать задания по переписыванию коротеньких текстов из книг, затем ребенку необходимо учиться писать под диктовку. В текстах для диктантов должны содержаться практические отработки по всевозможным правилам русского языка.

Зрительное восприятие слов, регулярное прорабатывание орфографических норм их написания способствует развитию памяти, интуитивных и аналитических способностей, логического мышления. Поэтому регулярное написание диктантов наряду с чтением книг лучше всего развивает языковое чутье и помогает ребенку стать по-настоящему грамотным человеком.