Скачать презентацию на тему мышление по психологии. Презентация по психологии на тему "мышление". Знаково-символическая функция мышления

Слайд 3

Мышление– это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Слайд 4

МЫШЛЕНИЕ Установление всеобщих взаимосвязей Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Обобщение свойств однородной группы явлений и др. Основные функции

Слайд 5

Интуитивное Дискурсивное Классификация мышления Наглядно-образное Наглядно-действенное Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее) Практическое Теоретическое Абстрактно-логическое Виды мышления По форме По степени новизны и оригинальности По характеру решаемых задач По степени развернутости

Слайд 6

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Слайд 7

По характеру решаемых задач различают мышление: - теоретическое; - практическое. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.

Слайд 8

По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление- мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Слайд 9

По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

Слайд 10

По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Слайд 11

Основные мыслительные операции мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного отвлечение существенных свойств предмета от несущественных мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон Мыслительные операции Анализ Синтез Абстракция Сравнение Обобщение

Слайд 12

Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Взаимосвязь форм мышления Умозаключение форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Суждение форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

Слайд 13

Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени Качества мышления Глубина мышления Самостоятельность мышления Гибкость мышления Критичность мышления Быстрота мышления

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Мышление" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

Слайд 3

Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия

Слайд 4

Виды мышления

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.

Слайд 5

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Слайд 6

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Основные мыслительные операции

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Слайд 10

Формы мышления

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Слайд 11

Мышление и речь

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.

Слайд 12

продолжение

Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.

Слайд 13

Слайд 14

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Широта Гибкость Самостоятельность Глубина

Быстрота Оригинальность Критичность

Слайд 15

Слайд 16

Творческое мышление

Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей: Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей); Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);

Слайд 17

Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации). Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (нахождение единственного точного решения); дивергентное - включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Логическое мышление» - Игровые технологии. В трех букетах всего 15 роз. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Мышление. Направление игры. Интеллектуальный марафон. Использование игры: Логические задачи. Сколько роз в каждом букете? Виды мышления. В первом и во втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз.

    «Мышление» - Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд). 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи. Два определения мышления: В широком и узком смысле (В. Петухов). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью.

    «Тренинг мышления» - Национальный комитет по задачам в сфере образования США. Критическое мышление. И умирают, так и не начав. Как принимаются решения? Необходимость в навыках критического мышления. Определение критического мышления. Решения, которые мы принимаем, отразятся на жизни будущих поколений. Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество».

    «Суждение как форма мышления» - Неверно, что все кошки серые. Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Бабочки –капустницы бывают белыми или желтыми. Суждение как форма мышления. Все рыбы умеют плавать. Общеутвердительные Все … Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Виды простых суждений. Сложные суждения. Строятся с помощью связок «И» «ИЛИ» «ЕСЛИ…, ТО…» «НЕВЕРНО, ЧТО…».

    «Развитие критического мышления» - Приемы по развитию навыков прогнозирования. Запоминание. «Двухчастный дневник». Аргумент одной группы – контраргумент другой. Зачем? Простой вопрос. Аквариум. Учащиеся могут переходить в другой угол. Почему «6 W». Перепутанные логические цепочки. Визуальные формы организации изучения материала. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими.

    «Внимание память речь мышление» - По степени новизны и оригинальности. «Практик». Лекция № 4 Мышление и речь. Свойства восприятия: Слуховое. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Общее представление о памяти. Лекция № 5 Воображение: Проприоцептивное. По форме. По степени рефлексии. Функции и формы выражения воображения. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику.

    Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Рубинштейн С. Л Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Леонтьев А. Н. Мышление социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью, самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. Брушлинский А. В. Мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях. Педагогический словарь.


    Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: 1. генезису развития; 2. характеру решаемых задач; 3. степени развернутости; 4. степени новизны и оригинальности; 5. средствам мышления; 6. функциям мышления;



    Наглядно - действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно - образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно - образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно - логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно - логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно - логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.


    2. По характеру решаемых задач различают мышление: - теоретическое; - практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.


    3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.


    4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких- то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.




    6. По функциям различают мышление: - критическое; - творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.


    Использованная литература: 1.Гиппенрейтер Ю. Б., Спиридонов В. А., Фаликман М. В. (ред.) Психология мышления. 2.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство « Питер », с.: