Первая морская победа. Чесма: крупнейшая морская победа России

Часть 1. Архипелагская авантюра

Почти каждый военный моряк скажет, что три белые полоски на гюйсе (воротнике) его формы – это три великие победы Российского флота: Гангут, Чесма и Синоп. И окажется не прав. Эти полоски ничего не означают, в 1822 году воротник форменки украшала всего одна полоска, и лишь в 1888-м их стало три. Почему три? Просто так красивее, да и почти во всех флотах к тому времени было именно так.

Но вот если спросить у случайных прохожих и даже у моряков: а где была Чесменская битва, и какой флот в ней участвовал? Уверен, что абсолютное большинство ответит неправильно: кто-то начнёт говорить про Чёрном море и Черноморский флот, кто-то вспомнит Ушакова, кто-то вообще пожмёт плечами… А ведь это великая и славная победа русского флота – пожалуй, самая славная во всей его трёхвековой истории.

Пролог

Ноябрь 1764 года. В порту Ливорно на севере Италии бросил якорь фрегат «Надежда Благополучия». С собой он привёз чугун, тульские пряники, самовары. Фрегат под российским торговым флагом, с наглухо скрытыми 34 орудиями, постоял с полгода, забрал груз макарон, пряностей, чего-то еще… и отправился в обратный путь. Для всего мира это непримечательное событие – ну, подумаешь, фрегат прибыл с товарами — уже вовсю ведётся торговля с Новым Светом!.. Но для Российской империи того времени это событие было совсем не обыденным. Дело в том, что русские корабли дальше Балтийского моря ещё не ходили — за исключением, разве что, корабля «Арманд», который прибыл в 1717 году в Далмацию для «начала сношения с южными славянами»… А тут боевой фрегат, возглавляемый капитаном 1-го ранга Ф.С.Плещеевым, пусть и под торговым флагом. Официально цель экспедиции — установление торговых отношений морем. Фрегат был зафрахтован паевым обществом Тульского купца Васильева; примечательно, что в составе пайщиков общества числилась сама императрица Екатерина II.

Истинной целью этой экспедиции было проведение разведки морского пути, закупки морских карт, изучение акваторий и возможных мест стоянки. Дело в том, что в то время Россия вела приготовления к войне с Османской империей, но имела только Балтийский флот: Чёрное море всё ещё оставалось в руках турок

На случай боевых действий готовился план, масштабы которого даже сегодня трудно оценить, но и тогда это была настоящая авантюрна. План разработали братья Алексей и Григорий Орловы, а его сутью было намерение «поджечь Османскую империю со всех сторон». То есть с одной стороны — наземная операция на юге Балкан, а с другой — отправка Балтийского флота вокруг Европы в Средиземное море. Далее планировалось высадить десант в Морее (так тогда назывался полуостров Пелопоннес) и поднять восстание православных народов против угнетателей-османов. Флот должен был поддержать восстание боевыми действиями с моря.

Все просто… кроме одного. Флот в то время, по выражению императрицы, был «больше похож на флот для ловли сельди», чем на боевую силу. Да и дальше Балтийского моря наши корабли не ходили.

Вот поэтому-то и отправился военный фрегат на Средиземное море. Место его стоянки – порт Ливорно — было выбрано не случайно. Во-первых, в этом городе толерантно относились ко всем иноземцам и иноверцам; во-вторых, именно в Ливорно обосновал свой штаб граф Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины Григория Орлова. Сюда со всей Европы стекалась разведывательная информация о состоянии турецкой армии, о настроениях среди греков — в общем, всё, что нужно было для осуществления задуманной авантюры. Алексей Орлов, официально находясь в Ливорно на лечении, жил на широкую ногу: содержал свой театр, давал маскарады и балы, то есть вёл светский образ жизни того времени. Хотя министерство иностранных дел того времени во главе с графом Никитой Паниным очень ревниво относилось к расходам на «дипломатическую» деятельность члена Тайного совета графа Алексея Орлова. Что поделаешь, в России всегда была ревность между смежными министерствами и ведомствами…

По морю в Морею

И вот час «Ч» настал. Султан Мустафа III, подогреваемый французской дипломатией, объявил войну России. Повод был формальный – случайный набег казаков на селение, входившее в Османскую империю, но так или иначе в 1768 году боевые действия начались.

После достаточно бурных споров Екатерина II решила отправить десант и оружие в Грецию морем – как это и предусматривалось планом братьев Орловых. Учли опыт плавания фрегата «Надежда Благополучия» — назначенные в дальнее плавание корабли почти семь месяцев обивали войлоком и ещё одним рядом дубовых досок, «дабы черви морские из южных морей не проели корпус». Первую Архипелагскую экспедицию возглавил адмирал Спиридов. Ему были даны все полномочия, офицерам и матросам выплачено жалование за четыре месяца вперёд, и 18 июля 1769 года (здесь и далее все даты по старому стилю) флот «о семи кораблях, одного бомбардирского, одного фрегата, четырёх пинков, двух пакетботов и трёх гальетов» вышел в море.

Путешествие из Кронштадта в Морею — это, пожалуй, тема отдельной истории. Оно продолжалось более девяти месяцев — втрое дольше, чем плавание фрегата «Надежда Благополучия». Из 15 судов ровно треть не дошла даже до Англии, а у Порт-Магона (Маона в современном написании) на острове Менорка в Средиземном море из своей эскадры Спиридов увидел лишь четыре линейных корабля и четыре фрегата. Сам адмирал на своем флагманском «Евстафии» пришёл 18 ноября 1769 года первым, но потом в течение нескольких месяцев приходилось поджидать отставшие и чинившиеся суда.

За первые же два месяца плавания (и притом сравнительно тёплых месяца - от конца июля до конца сентября) Спиридов потерял сто человек умершими и около 500 тяжело больными. Только во время остановки в английском порту Гулль (Халл), то есть за три недели с небольшим, умерло еще 83 человека.

Состав экспедиции был интернациональным: к английским и датским офицерам в Копенгагене прибавилось 700 датских матросов — взамен умерших или заболевших. Из русских матросов много было бывших крестьян из глубины, никогда до поступления на службу не видевших моря.

Мы не будем здесь останавливаться на быте тогдашних моряков, в качестве примера приведём только один интересный факт. Для того, чтобы бороться с цингой, использовалось так называемое «еловое пиво» — водка, настоянная на еловом сусле (известный сегодня английский рецепт одноимённого напитка несколько отличается от нашего). Заметим, что дело происходило ещё до похода Кука, а ведь, как известно, именно там было определено, что причиной цинги является нехватка витамина С!

Андреевский флаг в Архипелаге

К весне 1770 года флот прибыл к берегам Мореи. Почти сразу же был взят стратегический порт – Наварин. На волне всеобщего ликования греки и русский десант во главе с майором графом Долгоруким брали одно поселение за другим. Казалось, партия Орловых может праздновать победу – план удается. Турки не ожидали прихода русской эскадры, считая это бреднями, и потому удар с тыла застал их врасплох… Но греки оказались ненадежными союзниками. Не готовые к настоящим боевым действиям и боясь за свои семьи, они отступили, как только на полуострове появились османские янычары. Сказалась также нехватка оружия и боеприпасов. И теперь уже завистники партии Орловых могли потирать руки…

Однако произошло ещё одно событие. Через полгода вслед за первой экспедицией была выслана вторая. Она состояла из пяти кораблей, двух фрегатов и двух транспортов с десантом. Возглавлял её шотландец на службе у российской короны – контр-адмирал Эльфинстон. В то время Британия считалась союзницей Российской империи и всячески помогала ей в борьбе с турками – ведь это вредило Франции, так как ослабляло влияние последней на Османскую империю. Эльфинстон получил от императрицы грамоту на крейсирование акватории противника, а точнее, разрешение на корсарство или, по-другому, пиратство.

Так вот Эльфинстон, преисполненный желания заработать (читай пограбить), только войдя в воды Средиземного моря и узнав, что где-то рядом стоит турецкий флот, спешно высадил десант и отправился на поиски противника. Через несколько дней он нагнал 15 вражеских кораблей и сходу бросился в бой.

В истории всегда есть место настоящим героям. Их все знают, их славят, они обычно наделены всеми положительными качествами: мужеством, отвагой, преданностью в деле служения Родине и далее по списку. Но иногда и жажда наживы вкупе с тщеславием могут являться мотивом для совершения подвига. Эльфинстон никак не соответствовал представлениям о настоящем герое и был полной противоположностью осторожному и ревностному служаке Спиридову. По словам Екатерины Великой, он «принадлежал к той категории людей, которая повинуется первому порыву и не думает о последствиях». Франт, гуляка, отчаянный и дерзкий, жаждущий славы, денег и приключений. Но, наверное, именно его безрассудный поступок (а можно сказать, и подвиг) положил начало цепочки событий, которые в итоге привели к Чесменской виктории.

Итак, Эльфинстон с отрядом из пяти кораблей бросился в бой с эскадрой, численно втрое его превышающей. И каково же было его удивление, когда противник уклонился от решающей схватки и предпочёл отойти. Точнее, наступил полный штиль, и турки отбуксировали свои корабли гребными судами подальше от отчаянных русских. Они приняли эскадру Эльфинстона за авангардный отряд Российского флота и подумали, что если 5 линейных кораблей — это лишь авангард, то каков же тогда ВЕСЬ флот!!!

Высаженный Эльфинстоном десант соединился с основными силами, но положение повстанцев и русских войск к этому моменту было уже хуже некуда. Противостоять наступлению турок на суше союзники не могли – приходилось отступать и срочно готовить эвакуацию местных жителей и десанта на корабли. Положение партии Орлова можно охарактеризовать как полный провал замыслов. И тут ещё выясняется, что выскочка-шотландец своим безумным поступком может либо погубить вверенный ему и так необходимый Спиридову флот, либо стать героем! И если последнее, то всю славу он заберёт себе. Поэтому Спиридов срочно отбывает на поиски эскадры Эльфинстона для воссоединения с ним и ведения совместных действий. Орлов с кораблем «Три Иерарха», фрегатом «Надежда Благополучия» и посыльным судном «Почтальон» ещё задерживается в Морее для эвакуации мирного населения. Но порт Наварин уже взорван и сдан османам.

Две российские эскадры воссоединяются 22 мая 1770 года. Между Свиридовым и Эльфинстоном происходит размолвка. Спиридов, основываясь на мандате, выданном Екатериной, считает себя главой всей экспедиции и требует подчинения от Эльфинстона. Однако тот, основываясь на таком же мандате императрицы, считает себя абсолютно самостоятельным в выборе действий. Так бы и спорили между собой адмиралы, если бы вскоре не прибыл генерал-аншеф граф Орлов со своим уже мандатом от Екатерины II и правом поднятия «кайзер-флага». «Кайзер-флаг» означал, что поднявший его имеет полномочия наместника императорской власти. Таким образом, главным, принимающим и отвечающим за все действия на море, стал сухопутный офицер, кавалерист граф Алексей Григорьевич Орлов. Партия Орловых получила ещё один шанс.

До Петра I крупных военных кораблей в России не существовало, потому, как и выхода к морю собственно и не было. Первый русский парусный корабль «Орел», предназначенный для военных нужд и созданный в 1669 году вмещал экипаж всего лишь из 35 человек и предназначался для высадки десанта и абордажной команды, то есть для ближнего боя, но никак не для действий в условиях открытого моря.

Изучив корабельное дело за границей, император пришел к выводу о необходимости серьезной реорганизации морского дела в России и приступил к кораблестроению. Итогом столь обширной реформаторской деятельности стали первые победы, одержанные русским флотом во времена его правления. Впервые русский флот зарекомендовал себя в Азовских походах, после чего был на практике проверен в ходе Северной войны.

Флот при Петре I

Одно из первых крупных и удачных сражений парусного военного флота России при Петре Великом произошло как ни странно, не в море, а на реке Пелкиной 6 октября 1713 года. В сражении приняли участие галерный флот главнокомандующего Апраксина с десантом морской пехоты на борту общей численностью более 16 тысяч человек и корабельный флот, которым командовал сам Петр. Русские войска атаковали позиции противника, обойдя его с флангов, и после непродолжительного сопротивления одержали сокрушительную победу.

27 мая 1714 года состоялось еще одно решающее морское сражение морского флота – Гангутский морской бой, участие в котором принимали гренадерские, пехотные, гвардейские и галерные полки и батальоны. Гангутский бой происходил в условиях открытого моря и превосходящих сил противника, поскольку русская морская эскадра, состоящая из гребного флота, сражалась с 15 линейными кораблями, 3 фрегатами, 2 бомбардирскими кораблями и 9 галерами шведского флота, которым командовал Г. Ватранг.


Гангутский морской бой

Понимая, что победить в бою напрямую такой огромный и хорошо вооруженный флот у русских кораблей нет шансов, Петр решил перебросить часть флота через перешеек севернее самого мыса у которого планировалось дать бой, для чего был построен целый перевалочный мост, по которому галеры должны были быть перетянуты на другую сторону. Шведы, прознав о столь хитроумном маневре, разделили свой флот и бросили его наперерез только что переправленным кораблям, которых там не оказалось, так как все проведенные Петром действия были ничем иным, как военной хитростью, в результате которой удалось поделить большой флот и получить заметное преимущество.

Отряд русского флота в составе 20 кораблей, возглавляемых командором М.Х. Змаевичем начал прорыв шведского флота, при этом оставаясь вне линии огня, в то время как другой отряд из 15 кораблей находился до определенного времени в резерве, что избавило Петра от нужды в переволоке кораблей, но поставило шведов в тупик. Шведы три раза пытались идти в атаку, но были отбиты и после сдачи главного флагмана были вынуждены признать поражения. Спастись удалось только небольшой части шведских кораблей.


Адмирал русского флота М.Х. Змаевич

Еще одно сражение, прославившее русский флот и поставившее его в один ряд с лучшими флотилиями европейских стран произошло 27 июля 1720 года у острова Гренгам, входящего в группу Аландских островов. Русским флотом в составе 90 кораблей командовал М. Голицын, шведским — К. Г. Шеблад. В результате произошедшего боя русским галерам и не требующим большой глубины лодкам удалось заманить шведский флот на мелководье, где он и был разгромлен.

Морские сражения при Петре I поставили крест на господстве шведов в Балтийском море и показали, что Россия становится серьезным соперником не только на суше, но и на море.

Маврикий Бакуа, Гангутское сражение. Гравюра

9 августа 1714 года у мыса Гангут в ходе Северной войны Русский флот под командованием Петра I одержал над шведами первую в русской истории крупную морскую победу. Теперь в деталях — что за сражение и насколько оно было значимо в истории России. Давайте разбираться.

Что знаем о Гангутском сражении

Гангутское сражение - морское сражение Великой Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.

Тактический ход Петра I

Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.


Картина Алексея Боголюбова

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.


Андрей Лысенко. Пётр I встречает иностранный флот, 2004.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман - прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.


П. Н. Вагнер, Гангутское сражение
Мифы и неточности

Впрочем, Санкт-Петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику).

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

«За этот бой Пётр I был произведён в вице — адмиралы»

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью).


Модель корабля, Класс С-1. Прам «Элефант», масштаб 1:48, Аркадий Поливкин, Вечеслав Поливкин, г. Витебск.

В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году - вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова.

9 августа — в честь этого события в России официально установлен праздник - День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

Русские потеряли убитыми 124 человека. Раненых было 342 человека.

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день - день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь.


Пантелеймоновская церковь, улица Пестеля. Санкт-Петербург, фото: Евгений Якушев

В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).

В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись:

«Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек»

Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

Гангутская победа произвела большое впечатление на западные державы. Гангут показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой придется считаться. Особенно встревожилась Англия, которая взяла курс на нейтрализацию России в Балтике. Английское правительство, опасаясь, что Россия вынудит Швецию капитулировать и резко усилит свои позиции на Балтийском море, стало оказывать давление на Стокгольм, с целью продолжения войны и угрожать русским своим мощным флотом. С лета 1715 года британская эскадра начнет систематически посещать Балтийское море, стараясь сдержать натиск России на Швецию. Впрочем, это уже другая история…

Гангутское сражение-первая морская победа России bolivar_s wrote in August 8th, 2015

Цитата сообщения Майя_Пешкова Гангутское сражение-первая морская победа России


9 августа 1714 года у мыса Гангут в ходе Северной войны Русский флот под командованием Петра I одержал над шведами первую в русской истории крупную морскую победу.

Гангутское сражение — морское сражение Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

Граф (с 1709) Фёдор Матвеевич Апраксин — один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал (1708), первый президент Государственной Адмиралтейств-коллегии. Командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе (1722).

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.


Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.


Картина Алексея Боголюбова

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.


битва на Gangout. Гравюра А. Зубова. Бумага, тушь, 1715.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Впрочем, санкт-петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику) .

Русская боевая скампавея Фузелёр морского полка

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

Классический фрегат петровского периода. Построен по типу известного фрегата "Штандарт",макет

За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.

НЕПТУНУС.70 пуш. Линейный корабль, Россия, 1714 г.макет

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью). В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году — вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова

9 августа в честь этого события в России официально установлен праздник — День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

Русские потеряли убитыми 124 человека, из них — 8 штаб- и обер-офицеров, 101 урядник и рядовой, 1 «неслужащий», из моряков — 14 нижних чинов. Раненых было 342 человека.


Санкт-Петербург, Россия. Церковь св. великомученика Пантелеимона на ул. Пестеля.

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день — день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь. Нынешнее здание — в 1735—1739 годах, на месте более старого, построенного при Петре I.В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

Гангут - полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26-27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя Петра I (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата). В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта. Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга.

9 августа 1714 года состоялось морское сражение между шведской и российской эскадрами, в которой россияне одержали полную победу. Величие этого для России состоит еще и в том, что это первое морское сражение, которое было, выиграно используя регулярный военный флот, который так упорно создавал Петр I.

Сражение при Гангуте состоялось в период Северной войны, которую вели Швеция и Россия, на протяжении, почти 20 лет. К 1714 году Россия заняла центральную и южную части Финляндии, бывшие тогда под властью Швеции. Чтобы закрепить сухопутные победы, и полностью решить вопрос выхода к Балтийскому морю, необходимо было разгромить шведский флот, считавшийся в то время самым сильным в мире.
К 1714 году на Балтике уже был сформирован флот ничем не слабее шведского. По канонам того времени он состоял из гребного флота - галеры, и парусного, состоявшего, в основном, из фрегатов. В июне 1714 года к п-ову Гангут подошла эскадра из 99 галер, которая должна была оказать поддержку русскому гарнизону в Або. Но на его пути встал шведский флот из тридцати кораблей, половина из которых была линейными кораблями, т.е. самыми мощными по вооружению в то время. Хотя, формально, нашим флотом командовал генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевича Апраксин, но после прибытия Петра, все управление легло на его плечи. В лобовой атаке наши галеры значительно слабее линейных кораблей шведов, поэтому бессмысленно было атаковать их в лоб. Поэтому Петр применил хитрость. Он приказал построить «переволок» через полуостров. Шведский адмирал узнав об этом, отправил фрегат и несколько галер для перехвата этих судов. Еще одну часть своего флота он направил против основных сил русского флота, но узнав о переволоке, вернул их обратно, испугавшись атаки с двух фронтов. Воспользовавшись этим, основные силы русского флота миновали шведский флот и благополучно высадили десант для поддержки гарнизона Або. А вот отряд шведских кораблей, отправленный для перехвата российских кораблей переправляемый через переволок, был блокирован и полностью уничтожен. Остальной флот шведов отошел к Аладским островам.
Этот успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». «Первые плоды Российского флота. Морская победа при Аланде июля 27 дня 1714».
Пётр I, начавший эту битву контр-адмиралом, закончил ее вице-адмиралом.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 9 августа - День воинской славы России, день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в 1714 году.