Стихотворение «Русь» Блок – читать полностью онлайн или скачать текст. Анализ стихотворения Блока «Русь Ты и во сне необычайна

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание.
Одним из наиболее известных произведений Блока, посвященных родине, является стихотворение «Русь».
Это раннее произведение, посвященное данной теме, поэтому оно отражает настроения и представления о Руси, которые были характерны для Блока в тот период творчества.
Блок этого периода - это Блок «Незнакомки». Облик Прекрасной Дамы, которой были посвящены более ранние сборники Блока, серьезно видоизменился. Светлый недостижимый идеал сделался более реальным. Он словно из потусторонней действительности перешел в наш мир. Раньше Блок воспевал свою мечту. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального - низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала. Однако тема родины в стихотворе-
нии «Русь» раскрывается несколько своеобразным способом, что также говорит о его отношении к данной теме. Блок сознательно дистанцирует родную страну (вернее будет сказать, свое представление о ней) от пошлой действительности, относя в далекое, полумифическое прошлое. В его воображении она стоит гораздо ближе к идеалу, чем страна современная - с миром богатых и бедных, бездуховностью и нищетой. Она таинственная и святая. Это неразгаданная тайна. Блок словно пытается приблизиться к ней, всмотреться в ее душу.
Ты и во сне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
И в тайне - ты почиешь, Русь.
В этом образе очень много от Прекрасной Дамы, которую ранее воспевал Блок и которая восходит к идее Вечной Женственности В. С. Соловьева. Для Блока Русь является воплощением этой вечной женственности - не случайно в облике родной страны как бы сливаются образы Прекрасной Дамы и Матери. Подобно непостижимым глубинам Вечно Женственного начала, суть Руси непостижима, она мистична по своей природе. Это страна «с мутным взором колдуна», где «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях», где «ведьмы тешатся с чертями ь дорожных снеговых столбах». Это Русь сказочная, Русь древних преданий. Не случайно описание страны начинается так же, как это делается в сказках:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена...
Здесь «вихрь, свистящий в голых прутьях, поет преданья старины...».
Это страна пилигримов и странников, которые хотят обрести некую важную, сакральную истину, понять то, что не дано понять никому. Оттого здесь «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Но именно поэтому жизнь, быт здесь не устроены, везде видна нищета. Но это нищета пилигрима, идущего к святым местам. Пилигрим живет мечтой, религиозным чувством, своим идеалом, видением. Оттого его жизнь (воспринятая с точки зрения сугубо материальной) - «дремота».
Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Николай Бердяев назвал русских апокалиптиками, потому что вся их душевная устремленность, весь внутренний строй направлены на поиск и обретение окончательной, «главной» истины. Эта устремленность к абсолютному знанию и неумение довольствоваться меньшим, нежелание идти на компромиссы, приводят к тому, что вся жизнь страны и людей, ее составляющих, как бы обращена в будущее, нацелена в «золотой век», когда эта вожделенная истина будет обретена. Однако если есть «окончательная истина», то после ее обретения движение вперед прекращается. Течение истории останавливается. «Апокалиптич- ность» русской души состоит именно в этом, и Блок в данном аспекте, безусловно поэт очень русский.
Но для апокалиптика все истины, кроме одной, главной, не представляют никакой ценности. Если это женский идеал, то это доведенная до своей высшей точки идея Вечной Женственности, если это идея справедливости, то это Мировое Братство - не меньше. Промежуточная истина не важна, ведь это лишь часть дороги, «распутье», на пути к истине окончательной.
Оттого русский человек мало умеет радоваться настоящему, не ценит быстротечного и прекрасного времени. Оттого в России не прижились идеи Возрождения, а Пушкин, в котором они воплотились с наибольшей силой, - был лишь исключением. Жизнь вне «окончательной истины» для апокалиптика - тюрьма, вечное томление. Оттого так сильны у русских писателей и поэтов (и особенно у Блока) мотивы смерти, узничества, бегства, дороги, настойчивого поиска истины, неудовлетворенности бытием. В стихотворении «Русь» это также воплотилось в полной мере:
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
Однако это не песни радости, избытка сил. Это, скорее, песня-стон, песня-плач о бренности и несовершенстве мира. Это песня не воспевающая что-либо, но оплакивающая все бытие в полном объеме. Оттого-то и проявляется в ней неясность идей, некая размытость, нечеткость мысли: ведь оплакивается сразу весь мир.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Мировоззрение русского человека (в определении Н. Бердяева) здесь совпадает с мироощущением Блока, который, по отзывам современников, был буквально пропитан эсхатологическими настроениями (т. е. ожиданием конца мира).
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Итак, Русь у Блока выступает как средоточие мировоззрения, глубоко религиозного и апокалиптичного по своей сути. Это неразгаданная тайна, некий идеал, воплощение Вечной Женственности.
Творчество Блока явилось одним из самых заметных явлений русской литературы XX века и оказало огромное влияние на литературу последующих лет.

Он придерживался такого течения в поэзии как символизм. И это наполняло его произведения таким философским и не всем понятным смыслом. Ниже представлен анализ "Руси" Блока.

История создания

Анализ "Руси" Блока А. А. нужно начинать с предпосылок для написания стихотворения. У некоторых поэтов есть удивительная способность предугадывать важные события. И Блок не был исключением. История создания стихотворения "Русь" Блока связана с событиями Первой революции.

Это произведение было написано 24 сентября 1906 года и было своеобразной реакцией поэта на все то, что происходило в стране. Блок искренне переживал за будущее России, и все его переживания и размышления нашли отражение в его творчестве. В этом творении есть отголоски фольклора, что добавляет стихотворению еще больше выразительности.

Образ Родины

В анализе "Руси" Блока особое внимание следует уделить образам в стихотворении. Конечно, ключевым является образ России, и, учитывая, что поэт принадлежал к течению символистов, в этом творении много ярких образов. В самом начале стихотворения пред взором читателя оказывается таинственная и загадочная Русь.

Она прекрасна и завораживает лирического героя. Здесь можно провести параллель с Прекрасной Дамой (ее образ был ключевым в раннем творчестве поэта). Герой переносится в прошлое России, когда в ней еще было место для сказочных преданий, когда она была загадочна. Путник уже готов прикоснуться к этой старине, но неожиданно он понимает, что Русь уже стала другой.

В ней много нищеты, простой народ страдает, и это не может не заметить лирический герой. Он узнает другую ее сторону и всю дорогу размышляет о том, какой образ настоящий. В стихотворении "Русь" Блок продолжает придерживаться того мнения, что несмотря на все трудности и нищету, Россия продолжает оставаться прекрасной благодаря тем людям, которые продолжают чтить традиции и бороться за то, чтобы жизнь становилась лучше.

Образ лирического героя

В анализе "Руси" Блока следует подробно рассмотреть и образ лирического героя. Это путник, который продолжая путь поздним вечером, впадает в дремоту. И его посещают сказочные видения, которые кажутся пугающими и завораживающими одновременно. Герой чувствует себя частью тех сказочных преданий, но это не мешает ему заметить и другую сторону.

Это нищета и страдания простого народа, который уже начинает терять веру и думает только о том? как бы улучшить материальное положение. И, продолжая путь, герой размышляет, какая Русь ему ближе: та, в которой оживают предания старины, или та, в которой есть несправедливость и нищета. Путник приходит к выводу о том, что несмотря на все то, что он видел, Русь остается таинственной и необычайной, и он принимает любой ее образ.

Особенности композиции

В анализе "Руси" Блока нужно отметить стихотворный размер и разновидность рифмования. Стих написан четырехстопным ямбом и перекрестной рифмой. Композиция стихотворения "Русь" Блока является кольцевой - первая и последняя строфа повторяется. Но если в самом начале читатель понимает, что все эти видения посещают лирического героя во сне, то в конце путник говорит о своем отношении к Родине со стороны. Это добавляет стихотворению выразительности и позволяет читателю окунуться в этот волшебный мир старинных преданий.

Художественные средства выразительности

В стихотворении "Русь" Блока следует отметить большое количество различных литературных тропов, которые помогают создать волшебную атмосферу старины. Это и гипербола, которая позволяет поэту показать необъятность и величие страны. Блок использовал и олицетворение: он отождествил Русь с Прекрасной и Таинственной Дамой, чьи одежды, несмотря ни на что, остаются чистыми, а сам ее образ непостижимым и необычайным.

Большое количество эпитетов добавляет выразительности и экспрессии стихотворению. Особое внимание поэт уделил описанию старинной Руси, а именно, ее преданиям, что создало волшебную таинственную атмосферу. Вместе с тем, Блок сумел передать мрачное настроение героя, когда он видит нищету народа. Появляется некий контраст между волшебством, тайну которого хотелось постичь путнику, и теми "лохмотьями", которые и заставили задуматься его о том, какая все-таки Русь настоящая. Использование фольклора добавляет образам в стихотворении еще больше символизма.

Отношение поэта к России

Год написания Блоком "Руси" является 1906-й. В то время поэт поддерживал революционеров и верил в их идеи. Поэт видел, что простой народ угнетают, дворянство и интеллигенция мельчают, и он надеялся на то, что революция вернет мир и спокойствие в страну.

Позже поэт осознает, что до того светлого будущего, на которое все надеялись, еще неблизко. Что предстоит много работы, и стране нужно преодолеть наступившую после революции разруху. Блок был из тех людей, которым всегда было важнее благополучие страны и простого народа, нежели карьера или материальные ценности. В своем стихотворении поэт словно предчувствовал, что непростые времена для России впереди, и людям важно не забывать о ее величии.

Почему же поэт назвал стихотворение именно "Русь", а не "Россия"? Возможно, таким образом он хотел, чтобы люди не забывали о культурном наследии страны, ведь на Руси еще не было той бедности, которая заставила людей забыть о сказках и других преданиях. А. А. Блок принимал Родину любую: таинственную и загадочную, даже волшебную и с нищетой, и "в лохмотьях". Для него Русь всегда была непостижимой, чистой и удивительной.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…

Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Анализ стихотворения «Русь» Блока

Революция 1905 г. оказала большое влияние на А. Блока. Она раскрыла всю несостоятельность его революционных идеалов. Одновременно кровавые события показали поэту настоящую картину действительности. С этого времени он начинает постепенно отходить от символизма. Вместо туманных и неясных образов в его творчестве появляются темы, имеющие непосредственное отношение к реальной жизни. Одной из них становится тема Родины. Образ многострадальной России очень увлек Блока. Он видел в нем возможный выход из тяжелой ситуации. Тема национального единства выглядела спасением для общества, которое раздирали противоречия. В 1906 г. поэт написал стихотворение «Русь», которое проникнуто огромной любовью к своей стране.

Образ Женщины, который Блок воспевал в прошлом, трансформируется в образ Вечной России, олицетворяющий одновременно Мать, Жену и Подругу. Поэт подчеркивает ее божественное происхождение и таинственный облик: «твоей одежды не коснусь». Патриотическая тема в России всегда была тесно связана с православием. Однако Блок вообще не использует религиозную символику. Перед нами восстает дохристианская языческая Русь с ее древними преданиями и верованиями («ведуны с ворожеями», «ведьмы… с чертями»). Поэт описывает необъятность своей страны, ее многонациональность. Особое значение для него имеет богатая русская история, уходящая корнями в глубокую древность.

Лирический герой в стихотворении пребывает в состоянии «дремоты». Блок имеет в виду, что Россия до сих пор не вышла из вечного сна. В русской душе заложены огромные внутренние силы, которые ждут своего пробуждения. Несмотря на все свое величие, страна по-прежнему нищая и убогая. Появляется печальный мотив, связанный с образом одинокого ночного певца на кладбище. Автор замечает, что его песни выражают обобщенное чувство любви к Родине, не привязанное к чему-то конкретному. В этом можно увидеть намек поэта на различные политические течения, каждое из которых предлагало свой единственно верный путь для России. Они способны только «запятнать первоначальную чистоту» своей Родины. Блок считает, что смог сохранить «живую душу», которая испытывает искренние переживания за судьбу страны. Последнее четверостишие практически полностью повторяет первое. Автор замыкает композицию, изобразив цельный облик Вечной России.

Стихотворение «Русь» — яркий пример патриотической темы в творчестве Блока.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...

Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.