Презентации история школ на руси. Древняя русь. Пророк Наум наставит на ум

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки



Ипатьевский монастырь

Детей учили при церквах и монастырях.

Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6-12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.


Святого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению.

Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

М.Нестеров.

Преподобный Сергий Радонежский. 1899 .


М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890

В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями. В отличие от братьев Варфоломей отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.

После горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока.


В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста – верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней люди смастерили металлические писала.

Цера

Берестяная грамота




Пророк Наум наставит на ум.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица перьем, а человек - уменьем.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Аз, буки и веди – страшат, что медведи.


Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.

Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Церковно - приходская школа в с. Кочергинском (1913 год)




Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага писать стали гусиными перьями.

Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался – перница.



а ребятам мука.

Азбука – наука,

Грамоте учиться…

- не вырубишь топором.

Что написано пером…

нет науки.

всегда пригодится.

Побольше грамотных…

поменьше дураков.

Без муки…


Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».


Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии


Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.


Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества


Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.


Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский


Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.


Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.


Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку () и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.


Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.


Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».


С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.


В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».






А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».


К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.


Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.




К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».











Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах.

Русь древняя Русь православная

Летописец Нестор

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении. Летописец – человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Летопись – (лето-год, писать) рукописная книга, в которой в далёком прошлом записывались все события, случившиеся за лето.

Первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: « Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Произошло это в 988 году.

Школа Московской Руси

Начало образования

Памятный знак первой школе на Руси, Киев

«На чём и как писали?» Свиток

Берестяные грамоты

Первые рукописные книги на Руси

Береста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы. Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать. Свиток – свёрнутая длинная-предлинная рукопись. Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Тетрадь – (греч.- четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

«Кто придумал русский алфавит?»

Создатели русской азбуки – Кирилл и Мефодий

Азбука (кириллица)

«Первый печатник на Руси» В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве на Никольской площади особый дом для типографии, но открыта она была в 1563 году, когда в ней начал работать Иван Фёдоров. В 1564 году вышла в свет первая книга Ивана Фёдорова – «Апостол». В 1565 году была напечатана вторая книга – «Часовник».

Первый печатный станок

Русь! Нет в мире края Ближе и родней! Утром, просыпаясь, Ты идёшь по ней. Ласковое солнце Сушит влагу рос, Заплетает косы Молодых берёз. Мы с лучами солнца Шлём тебе привет. Он к тебе в оконце Прилетел, иль нет? Весело глядятся Лучики в стекло, Чтоб согрелась радость И исчезло зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»

В методических материах представлен опыт работы по теме «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал б...

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про- изведения XI XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».

Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.

(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)

Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)

Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на- родного быта.)

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется изображение паникадила.)

Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при- бор.)

Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу- ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?

(Ребята отвечают.)

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)

Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.