Капа флоу. Сдача и интернирование Флота открытого моря. «Бык» как общее достояние

В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U-47 под командованием корветтенкапитана Гюнтера Прина совершила дерзкий рейд в главную базу в гавани Скапа-Флоу.
Уинстон Черчилль: «Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение».

"- Мы внутри, - сказал я.

Никто не ответил, но мне показалось, что вся лодка затаила дыхание, а двигатели заработали тише и быстрее.

Это был широкий залив. Хотя холмы, окружающие его, были очень высоки, с лодки они выглядели как цепь низких дюн. Осторожно осматриваясь во всех направлениях, мы двигались вперед в спокойные воды. Несколько огоньков пролетели над водой, как падающие звезды. Я почувствовал, как кровь стучит в висках. Но это были только танкеры, спящие на якорях. Наконец, там, ближе к берегу, показался величественный силуэт военного корабля, четкий, как будто нарисованный на небе черными чернилами. Все его контуры казались филигранной работой.

Мы медленно приближались к нему. В такой момент все чувства замирают. Ты становншься частью лодки, мозгом этого стального зверя, крадущегося к своей огромной добыче. В такой момент ты должен отождествить себя с железом и сталью - или погибнуть.

Мы подкрались еще ближе. Теперь мы могли ясно видеть выступы орудийных башен, пушки которых угрожающе поднимались к небу. Корабль лежал как спящий великан.

Думаю, он относится к классу «Ройал Оук», - прошептал я.

Эндрас молча кивнул.

Мы подкрались еще ближе и внезапно за первым силуэтом увидели смутно вырисовывающиеся контуры второго корабля, такого же огромного и мощного, как и первый. Мы смогли узнать его, увидев за кормой «Ройал Оук» мостик и орудийную башню.

Это был «Рипалс». Мы должны атаковать сначала его, потому что «Ройал Оук» прямо перед нами и никуда не денется.

Все аппараты готовы.

Команда эхом отдалась по лодке. Затем молчание, прерываемое только булькающими звуками идущей в аппараты воды.

Потом шипение сжатого воздуха и тяжелый металлический звук, когда рычаг устанавливается в нужную позицию. Затем доклад:

Аппарат один готов.

Огонь! - скомандовал Эндрас.

Лодка задрожала. Торпеда пошла к цели.

Если она попадет, а она должна попасть, так как силуэт прямо перед нашими глазами...

Пять, десять, пятнадцать...

Время казалось вечностью. На лодке не слышно ни звука, только голос Шпара тяжело отдается в тишине:

Двадцать...

Наши глаза неотрывно следят за целью, но стальная крепость остается неподвижной.

Внезапно с носа «Рииалса» в воздух поднимается столб воды и доносится глухой звук детонации.

Похоже на брань в отдаленной ссоре.

Попал, - говорит Эндрас.

Вместо ответа я спрашиваю:

Второй аппарат готов?

Я направил лодку к «Ройал Оук». Мы должны были поторопиться, иначе они вцепятся в нас раньше, чем мы выпустим вторую торпеду.

Пять на левый борт.

Лодка медленно повернула налево.

Руль на середину.

Мы были прямо против «Ройал Оук». Он выглядел даже мощнее, чем раньше. Казалось, его тень стремится достичь нас. Шмидт управлял лодкой так, словно сам мог видеть цель. Середина корабля в перекрестье. Теперь нужный момент.

Огонь, - командует Эндрас.

Снова лодка вздрагивает от отдачи, и снова голос Шпара начинает считать:

Пять... десять...

Но тут происходит нечто, чего никто не ожидал, а те, кто видел, никогда не смогут забыть. Стена воды поднимается к небу. Впечатление такое, будто море внезапно поднялось.

Один за другим громкие взрывы звучат, как барабанная дробь в сражении, и соединяются в мощном грохоте, разрывающем уши.

Пламя, синее, желтое, красное, ударяет в небо. Небо полностью скрыто этим адским фейерверком. Сквозь пламя парят черные тени, как огромные птицы, и с шипением и плеском падают в воду. Фонтаны воды поднимаются высоко вверх, а там, куда они падают, видны обломки мачт и труб. Вероятно, мы попали в склад боеприпасов, и смертельный груз разорвал собственный корабль на части.

Я не мог оторвать глаз от этого зрелища.

Казалось, распахнулись ворота ада и я заглянул в пылающую печь. Я посмотрел вниз, в лодку.

Внизу было темно и тихо. Я мог слышать жужжание моторов, даже голос Сиара и ответы рулевого. Как никогда раньше, почувствовал я родство с этими людьми, молча выполняющими свои обязанности. Они не видят ни света дня, ни цели и умрут в темноте, если понадобится.

Я крикнул вниз:

Его прикончили!

Минуту было тихо. Потом могучий рев прокатился по кораблю, почти звериный рев, в котором нашло выход сдерживаемое напряжение последних двадцати четырех часов.

Молчать! - закричал я, и стало тихо.

Три румба налево.

И ответ рулевого:

Три румба налево.

Фейерверк над «Ройал Оук» замирал, лишь изредка оживляемый случайными запоздалыми взрывами. В заливе началась лихорадочная деятельность. Над водой прожекторы шарили своими длинными белыми пальцами. То тут, то там загорались огоньки, маленькие быстрые огоньки над водой, огни эсминцев и охотников за подлодками.

Они зигзагами летали, как стрекозы, над темной поверхностью. Если они поймают нас, мы пропали. Я бросил вокруг последний взгляд. Подбитый корабль умирал. Больше я не видел ни одной стоящей цели, только преследователей.

Лево на борт, - приказал я. - Оба дизеля полный вперед.

Нам оставалось попытаться сделать только одно: выбраться из этого ведьминского котла и в целости доставить домой лодку и Команду.

Холмы снова скрылись. Течение, имеющее здесь силу разъяренного потока, схватило нас и бросало из стороны в сторону.

Двигатели работали вхолостую. Казалось, мы двигаемся со скоростью улитки, а иногда просто стоим без движения, как форель в горном потоке. Позади из путаницы огней выделились огни эсминца и понеслись прямо к нам. А мы не могли двигаться вперед.

Лодку бросало из стороны в сторону, в то время как противник настойчиво нагонял нас. Мы уже могли различать его узкий силуэт на фоне неба.

Интересно, догонит он нас? - хрипло спросил Эндрас.

Самый полный вперед! - приказал я.

Двигатели работают на предельной скорости, - пришел ответ.

Включите электромоторы. Дайте все, что можно.

Это был ночной кошмар. Нас как будто держала невидимая сила, а смерть подступала все ближе и ближе. Замелькали точки и тире.

Он подает сигналы, - прошептал Эндрас.

Лодка содрогалась, вытягиваясь против течения.

Мы должны выбраться... Мы должны выбраться. Эта единственная мысль стучала в моей голове в едином ритме с двигателями.

Мы должны выбраться...

Затем - чудо из чудес - преследователь отвернул. Свет скользнул над водой в сторону, а потом послышался звук первых глубинных бомб. С трудом, с болью лодка пробиралась через узкий пролив. Снова стало темно. Откуда-то издалека доносились слабеющие разрывы глубинных бомб.

Перед нами лежало море, широкое и свободное, огромное под бесконечным небом.

Глубоко вдохнув, я повернулся, чтобы отдать последний приказ в этой операции.

Всем постам. Внимание! Один уничтожен, один подбит - а мы прошли!

На этот раз я позволил им орать.

Гюнтер Прин "Командир подлодки." ©

Операция по прорыву в главную базу Скапа - Флоу с целью потопления крупного боевого корабля противника и успешным выходом обратно, тщательно готовилась в глубокой тайне в штабе подводных сил ВМС Германии. В детали разработки был посвящен узкий круг специалистов, об этом пишет в своих воспоминаниях командующий Кригсмарине адмирал К. Дениц. Проводился интенсивный сбор информации по всевозможным каналам и источникам.


1939 год. Великобритания. Идут сорок четвертые сутки войны, самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества. Тревожная октябрьская ночь опустилась над Оркнейскими островами. Дует холодный северо - восточный ветер, срывая белые барашки с гребешков волн. На рейде пустынно и неуютно. В провале гор светятся редкие огоньки порта Кёркуолл. В миле от устья реки Берн - оф - Дипдейл на рейде Скапа - Флоу, главной базе Королевского флота, застыл линкор «Ройял Оук». Корабль только что вернулся из очередного похода в северную Атлантику. Утомленная и уставшая команда получила долгожданный отдых. Кажется, ничего не предвещало беды, как вдруг глухой удар сотряс весь линкор. На ГКП поступил доклад: «Подводная пробоина в районе форштевня. Повреждены цистерна жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь - цепи». Через 12 минут линкор сотрясают последовательно, с небольшими интервалами два взрыва у правого борта и вслед за ними через 5 минут высокий столб воды взметнулся у правого борта в районе дымовой трубы. Это взорвался пороховой погреб зенитной и противоминной артиллерии.

Смертельно раненный линкор, шипя и извергая клубы пара из разорванных паропроводов повалившись на правый борт опрокинулся, увлекая за собой в холодную пучину 833 человеческих жизни в точке с координатами Шс=58 градусов 55 минут 58 секунд Дз=02 градуса 57 минут 90 секунд. Вместе с кораблем погиб командующий Home Fleet адмирал Блэнгроув. Так погиб линейный корабль королевских ВМС Великобритании «Ройял Оук».


Через несколько дней весь мир узнал, что линкор торпедирован немецкой подводной лодкой U-47, проникшей на рейд сильно защищенной базы Скапа - Флоу и успешно ушедшей незамеченной после проведения двух торпедных атак.

Кто же он,Гюнтер Прин?

Родился в 1908 году в старинном балтийском городе Любек. Его семья едва сводила концы с концами, а мать часто боялась открывать счета, так как была не в состоянии их оплатить. В 15 лет Гюнтер ушел из дома, чтобы зарабатывать на жизнь самому и позволить матери поднимать других детей. Он вступил в самостоятельную жизнь в эру ужасного кризиса, когда один доллар США стоил 4 200 000 000 000 немецких марок. Заработав валюту в качестве гида на Лейпцигской международной ярмарке, Прин оплатил обучение в морской школе в Гамбург-Финкенвердере, называвшейся "фабрикой моряков". Здесь он приобрел основы морских знаний. Затем Прин устроился юнгой на пароход "Гамбург". Во время зимнего шторма пароход затонул, но Прину повезло: он сумел доплыть до ирландского берега. В течение нескольких лет Гюнтер Прин работал на разных судах, изучая свое ремесло. Благодаря трудолюбию и ценой огромных усилий он заработал капитанское удостоверение, но не смог найти для себя корабля. Торговый флот был разорен великой депрессией. Двадцатичетырехлетний капитан был вынужден завербоваться в Добровольную трудовую армию. Теперь он имел крышу над головой и пищу, но не получал никаких денег. Когда Прин узнал, что ВМФ набирает для пополнения резерва офицеров торгового флота, то не стал медлить с решением. В январе 1933 года он в качестве рядового матроса начал службу в Кригсмарине.

Прин снова пробился наверх. Он пошел в школу подводников, где познакомился и подружился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании. В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников и получил под команду U-47. К этому времени Прин уже женился и имел маленькую дочь. Однажды он шокировал своих товарищей по кают-компании следующим заявлением: "Я предпочел бы месячные маневры в Атлантике любому отпуску!".

Прин не знал, что и сказать. Скапа Флоу была главной базой британского Хоум Флита. Считалось, что проникнуть туда невозможно. Эта база, расположенная на Оркнейских островах, была связана с черной страницей в истории германского флота. Здесь после первой мировой войны кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру, интернированную англичанами. Победа, одержанная в таком месте, воодушевила бы рейх. Кроме того, во время первой мировой войны двум германским субмаринам удалось проникнуть в Скапа Флоу через заградительные сети, и больше их никто никогда не видел. Но Дениц имел информацию от капитана торгового судна, который за несколько недель до этого побывал в порту Керкуэлла, расположенного севернее Скапа Флоу, где слышал, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Аэрофотосъемка подтвердила это сообщение. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день лейтенант Прин доложил Деницу о готовности выполнить это задание. Атаку назначили на ночь с 13 на 14 октября.

Утром 13 октября Прин совершил погружение и сообщил экипажу его задачу. Несмотря на очевидную опасность, моряки с энтузиазмом встретили его слова. В 7.15 вечера Прин всплыл и увидел, что небо освещено сполохами северного сияния. Подавив ругательство, он решил действовать.

Медленно, преодолевая встречное течение, едва избежав столкновения с ограждением, U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу. В 0.58 Прин увидел линкор "Ройял Оак" и старый авианосец "Пегасус" и с расстояния 4 тыс. ярдов выпустил 4 торпеды. Но один аппарат не сработал, а из 3 торпед только одна взорвалась у линкора. Никакой реакции со стороны британцев не последовало. Прин начал выписывать циркуляцию, заходя в новую атаку, а его люди заряжали 4 новые "рыбы".

Прин не знал, что британцы решили, что взрыв, не причинивший "Ройял Оак" никакого вреда, произошел внутри линкора, и поэтому не подняли тревоги.

В 1.16 Прин провел вторую атаку, выпустив по "Ройял Ок" еще 4 торпеды. Две из них взорвались, сдетонировали артиллерийские погреба. Прозвучал оглушительный взрыв, разорвавший линкор водоизмещением 31200 т на две части. В воздух полетели обломки, "Ройял Оак" опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего Ноmе Fleet"ом адмирала Блэнгроува и 832 членов команды.

А незамеченная и совершенно беззащитная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

Когда U-47 в сопровождении двух эсминцев вошла в Вильгельмсхафен, ее встречали ликующая толпа, оркестр и делегация очень важных персон, возглавляемая гросс-адмиралом Редером, который поднялся на борт лодки и пожал руку каждому моряку (что было для него весьма нетипично). Он вручил каждому Железный крест 2- го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW.200 и Ju.52 - личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Когда на следующий день они приземлились в Темпельсхофе, все улицы по пути от аэродрома до Кайзерхофотеля были забиты толпой, оравшей: "Мы хотим Прина!" Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс. Затем они прошлись по ночным клубам, где в их честь на этот вечер был отменен запрет на танцы.
< /p>

Гюнтер Прин стал кумиром рейха. Но слава смущала его. Письма от женщин, приходившие мешками, он просто выбрасывал, не читая, говоря, что он не кинозвезда. Прин любил попить пивка и поговорить с друзьями. По свидетельству знавших его, он обладал превосходным чувством юмора. Но на службе Прин преображался. Он и его офицеры беспощадно выговаривали подчиненным за малейшую ошибку. На борту U-47 царила железная дисциплина. Но боевой дух экипажа был высок. В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть "Бык Скапа Флоу".
Погиб Гюнтер Прин в марте 1941 года.

8 марта Прин атаковал конвой ОВ-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Субмарины потопили 2 корабля, но и их потери были огромны. Лодка Ханса Экррмана была повреждена так сильно, что вынуждена была всплыть и уходить в Лорейн. Корветен-капитан Иоахим Мац вынужден был затопить свою U-90. Даже U-91 под командованием Отто Кречмера пришлось спасаться бегством от кораблей эскорта, который вел командор Джеймс Ройлэнд по кличке Росомаха.

Упрямый Гюнтер Прин продолжал атаковать конвой и потопил 28-й корабль. Но тут удача изменила ему. Вдруг прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло закатное солнце, осветив U-47 прямо перед носом у Росомахи. Прин немедленно погрузился, но Ройлэнд моментально сбросил серию бомб. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился Росомаха. U-47 стремительно погрузилась в воду. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку на части. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута - верный признак того, что лодка погибла. Не спасся никто.

Некоторое время ОКМ скрывало от народа эту удручающую новость, придержав ее до 23 мая, когда Прин был посмертно произведен в фрегатен-капитаны.

Хотелось бы сделать небольшой разбор полетов, касаемый меткости стрельбы U47 и качестве, используемых ей, торпед во время знаменитой атаки британских кораблей в Скапа Флоу 14 октября 1939 года. В некотором роде, он должен развеять миф о некачественных торпедах, которыми стрелял Прин в ту ночь. Основой для нижеследующих размышлений является ЖБД U47 и логические умозаключения.

Прин покинул Киль 8 октября в 11:00 для осуществления специальной операции в Скапа Флоу. На борту U47 находилось 12 торпед, среди которых, по прямому приказу Деница, не было ни одной парогазовой торпеды (типа G7a). Только исключительно электрические (типа G7e). События, связанные с подходом к Оркнейским островам и проникновением в ВМБ через Кирк-Саунд, намеренно опускаю. В 00:27 14 октября лодка закончила труднейший переход через вышеупомянутый пролив: "Мы в Скапа Флоу" - отметка Прина в ЖБД лодки.

Войдя в залив, Прин изначально взял курс на запад (251 градус) в сторону, где стояли четыре британских крейсера "Белфаст", "Каледон", "Коломбо" и "Дели". Но разглядеть их немцы не смогли. Прин завернул лодку обратно к Кирк-Саунду на северо-восток, держась курса 70 градусов, который позже изменил до 50 градусов, взяв севернее, углубляясь в залив. К этому моменту, Прин кружил по Скапа Флоу уже более 20 минут без какого-либо результата. Поэтому он решил взять новый курс (340 градусов) и идти параллельно побережью острова Мейнлэнд (крупнейший остров Оркнейских островов) в глубь залива.


Схема маневрирования U47 в Скапа Флоу

В 00:55 цели были обнаружены
"Поэтому мы взяли лево на борт. Идем на север вдоль побережья. Два линкора стоят на якоре. далее у берега эсминцы. Крейсера не обнаружены, поэтому решаю атаковать их больших "приятелей". Расстояние 3000 метров" - отметка Прина в ЖБД лодки. Первый корабль был идентифицирован, как линкор класса "Ройал Соверин", второй, как линейный крейсер "Рипалс" или "Ринаун". Вероятно залогом ошибки, по мимо визуального наблюдение в темноте, стала уверенность Прина на основании данных авиаразведки от 12 сентября, что "Рипалс" находиться в Скапа Флоу.

Прин первым носовым залпом желал поразить оба корабля. В 00:58 он отдает приказ выпустить все четыре носовые торпеды - по две накаждый корабль: южная цель ("Ройал Оук"), северная цель ("Рипалс") Из 4-х торпед из ТА вышло три: две в южную цель, одна в северную. Четвертая торпеда из аппарата № 4 не вышла из-за неисправности последнего. Из трех торпед в "цель" попала только одна через три с половиной минуты. Но попадание можно назвать условным, так как торпеда попала в якорную цепь "Ройал Оука". Прин ошибся и принял взрыв торпеды за попадание в северную цель ("Рипалс"). Посчитав, что корабль получил повреждение, он разворачивает лодку кормой к кораблям и выпускает торпеду из кормового аппарата для добивания северной цели ("Рипалс"), но не попадает. После залпа из кормового ТА, U47 продолжает идти к Кирк Саунду, держа курс 140 градусов. Пока лодка идет этим курсом, в носовом отсеке идет отчаянная работа по перезагрузке торпедных аппаратов.

Вскоре Прин получает сообщение, что аппараты 1, 2 и 4 (неисправность этого ТА была устранена), готовы к стрельбе. Лодка разворачивается и ложиться на курс 310 градусов, чтобы снова выйти в атаку. На этот второй носовой залп в 01:23 предназначается южной цели (Ройал Оук) - торпеды попадают - цель поражена. "О! Выпустил торпеду из кормового ТА; в носовом отсеке заряжены два аппарата; три торпеды выпущены из носовых ТА. После трех напряженных минут ожидания наблюдаем взрыв в ближайшее судно." - отметка Прина в ЖБД лодки. После этого командир U47 решает прервать свои действия по четырем причинам:
"Все апапраты пусты. Я решаю уйти, потому что:
(1) С моими перископами я не могу провести ночную атаку в погруженном положении.
(2) Светлой ночью я не могу маневрировать ненаблюдаемый в спокойном море.
(3) я должен предположить, что нас видел водитель автомобиля, который остановился напротив нас, развернулся и прогнал к Скапа на большой скорости.
(4), И при этом я не могу идти северным курсом, так как там стоят, хорошо закрытые от моих глаз эсминцы, которые предварительно, были смутно различимы.
"- отметка Прина в ЖБД лодки.

Так выглядит сжатая картина действий Прина, согласно ЖБД U47, если рассматривать только события атаки кораблей.
Теперь разберем некоторые нюансы торпедных атак U47. Итак, Прин выпустил по кораблям 7 торпед: три торпеды первым носовым залпом, одну кормовым залпом, три торпеды вторым носовым залпом. Принято считать, что попали в цель или просто сработали только 3 (или 4, но об этом ниже). Сам Прин оценивал свои промахи следующим образом:
"Промахи торпед я обьясняю ошибками курса, скорости и дрейфа." отметка Прина в ЖБД лодки.
Однако, как казалось бы на первый взгляд не все так просто. Попробую дать краткий анализ его торпедный стрельбы с учетом известных на данный момент сведений.
Определенно Прин или вернее сказать Эндрасс, ошибся в элементах цели, вводимых в СРП. Расстояние до цели было определено, как 3000 метров, глубина хода торпеды 7,5 метров, Взрыватель выставлен на контактное срабатывание. Поэтому промах в первом носовом залпе в северную цель вполне объясним. Так как за "Рипалс" приняли гидроавианосец "Пегасус", то торпеда, предназначенная ему, просто прошла под судном, которое имело меньшую осадку (по различным источникам 5,5-6 метров). Промах одной из торпед в южную цель ("Ройал Оук") может иметь различную природу - как ошибка Эндрасса, так и брак самой торпеды. Промах кормовой торпеды так же объясним ошибкой в идентификации цели. Торпеда снова просто прошла ниже "Пегасуса", который продолжали считать уже поврежденным линейным крейсером. Второй носовой залп был полностью удачен. Большинство исследователей сходятся на том, что в линкор попали именно три торпеды - а два взрыва были результатом того, что вторая и третья торпеды попали в цель практически одновременно.
Отсуствие взрывов, непопавших цель трех торпед, можно обьяснить тем, что они могли пройти свое расстояние (для торпеды типа ТII G7e образца 1939 года оно составляло 5 км) и затонуть. Конструкция торпеды предусматривала собою отсутсвие детонации после затопления.

Резюме:
С учетом ситуации (ночное время, удаленное расположение целей и большое нервное напряжение, так как стрельба велась не в полигоных условиях)Прин отстрелялся хорошо и торпеды его не подвели. Наиболее вероятным представляется тот факт, что если не брать в расчет два промаха в "Пегасус"-"Рипалс" из-за неверно выставленного хода глубины торпеды, то из оставшихся 5-ти торпед, пришедшихся на долю "Ройал Оука", необьяснимый промах приходиться только на одну торпеду и промах этото причем единственный. Причины этого промаха могут иметь разную природу. В целом же, как пример, использования Прином некачественных торпед во время своего рейда в Скапа Флоу не является правильным. Сам же командир U47 и его экипаж показал отличную подготовку и редкостное хладнокровие.

База Скапа Флоу во время 1-й Мировой войны

В августе 1914 года в заливе Скапа, в северной части Скапа Флоу вблизи города Киркуол, была утверждена главная военно-морская база британского флота. В то же время главный штаб флота был размещен в городе Скапа Пье (Scapa Pier ). Три месяца спустя база была передислоцирована к маленькому поселку на острове Хой, в то время как якорная стоянка была перемещена к водам у острова Флотта, в южной части гавани Скапа Флоу.

Главной угрозой базе на Скапа Флоу были не столько вторжение наземных или морских надводных сил, сколько проникновение вражеских субмарин на территорию базы. Например, 9 августа крейсером HMS Birmingham на поверхности воды между островами Оркни и Фэйр была замечена немецкая подлодка U-15 . Капитан корабля принял быстрое решение протаранить субмарину, в результате чего немецкая подлодка пошла на дно со всем экипажем. В результате плохой защиты против проникновения вражеских подлодок адмиралу Джеллико пришлось держать флот в открытом море до тех пор, пока не будет усилена противолодочная защита якорной стоянки флота в Скапа Флоу.

Вражеские субмарины часто попадали в поле зрения дозорных станций в первые месяцы войны, но первая попытка проникновения на базу была предпринята 23 ноября 1914 года экипажем подлодки U-18 под командованием капитан-лейтенанта вон Хеннига (von Hennig) через проход Хокса Саунд. Но заметив размещенные противолодочные буи между Roan Head и Hunda, командир субмарины решил подняться на перископную глубину, где был протаранен буксиром. После чего отошел к скоплению островов Пентланд Скеррис и там затопил свою субмарину. После этого почти до конца войны больше никто так и не пытался проникнуть в гавань Скапа Флоу.

Последний случай произошел 28 октября 1918 года при участии подлодки U-116 под командованием обер-лейтенанта Эмсманна. Командир субмарины наделся проникнуть в гавань спрятавшись под днищем британского линкора. Однако в 8 часов вечера гидрофоническая станция на Stranger Head обнаружила приближение вражеской субмарины. На тот момент противолодочная защита гавани была очень хорошей. В 11.30 у входа в Pan Hope , южнее Roan Head , на поверхности воды был замечен перископ подлодки. Это означало, что субмарина находится как раз над контролируемым минным полем. Несколько минут спустя гальванометр зафиксировал проход подлодки над датчиком в начале минного поля. В результате детонации субмарина ушла на дно вместе со всем экипажем. Это была единственная подлодка, взорванная при помощи контролируемого минного поля, и последняя за период Первой мировой войны.

Первым шагом планировалось заблокировать проходы в восточной части Скапа Флоу, которые пролегали между главным островом Оркни и меньшими островами – Лэмб Хольм, Глимс Хольм, Бюррей и Южный Рональдсдей. Для блокирования четырех проходов всего было затоплено 15 старых торговых судов – четыре в проходе Кирк Саунд между главным островом архипелага и островом Лэмб Хольм, вблизи поселения Хольм, пять других – в Скерри Саунд между островами Лэмб Хольм и Глимс Хольм, и три последних – в Уотер Саунд между двумя самыми большими островами в цепи – Бюррей и Южный Рональдсдей. Дополнительно было затоплено еще пять суден в Бурра Саунд между северо-восточным углом острова Хой и островом Граэмсей. За линией затопленных судов было дополнительно размещено ряд противоподлодочных стальных преград. В результате принятых мер по блокированию проходов на базу в Скапа Флоу их количество уменьшилось с восьми до трех – Хой Саунд, Хокса Саунд и небольшого Свита Саунд.

В качестве дополнительных преград в этих трех каналах использовалось два типа буев. Первый тип – противокорабельные буи, для предотвращения атак вражеских эсминцев. Данный тип преграды представлял собой связанные в цепь деревянные ящики. Данная цепь была весьма гибкой, но в тоже время и достаточно прочной. Для работы с данными буями были наняты специальные корабли, которые открывали проход сквозь данную преграду для дружественных кораблей. Одна из таких преград проходила сквозь проход Хокса Саунд, между Хокса Хед и Стренджер Хед, и была установлена в декабре 1914 года. Вторая размещалась в глубине прохода Хой Саунд, третий барьер защищал проход Свита Саунд. Две последних преграды были установлены в феврале 1915 года. Теория использования данного типа буев предполагала, что вражеский эсминец на большой скорости встречая такую преграду, будет сильно поврежден, и тем самым даст возможность береговым батареям, расположенным неподалеку, нанести дополнительный критический урон. Даже если цепь будет разорвана, это в достаточной мере замедлит вражеский эсминец для его нейтрализации береговыми батареями. Четвертая цепь была установлена на пути приближения к заливу Киркуолл.

140-мм береговое орудие в Скапа Флоу. 1914 год

Противоподлодочные сети защищали каждый из трех главных входов в Скапа Флоу. К лету 1915 года первые установленные сети были заменены на специально разработанные стальные преграды. Дополнительно вдоль берегов располагались посты с поисковыми прожекторами, а каждая береговая артбатарея была оснащена гидрофоническими станциями.

Все три главные проходы также минировались контролируемыми минными полями. К середине 1915 года в проходах устанавливалась своего рода система раннего предупреждения о приближении вражеских субмарин, которая представляла собой намагниченные кабеля, проложенные по дну прохода. Идея была в том, что погруженная подлодка, проходя вблизи этих кабелей, спровоцирует мощный магнитный разряд, который будет замечен оператором ближайшей береговой станции. Такие системы были проложены у входов Хокса Саунд и Свита Саунд, а также с западной стороны Хой Саунд.

Все проходы в Скапа Флоу оснащались береговыми артиллерийскими батареями. Проход Хой Саунд защищался двумя группами таких батарей. В сентябре 1914 года в качестве орудий использовались снятые с военных кораблей орудия типа 12-pdr QF .

С началом войны Адмиралтейство заказало несколько орудий у американской компании Bethlehelm Steel (штат Пенсильвания). К весне 1915 года в Скапа Флоу прибыла первая партия заказанных орудий, которая была установлена в трех заранее определенных позициях на место ранее установленных орудий типа 12-pdr QF . Дополнительно в качестве орудий на береговых артиллерийских постах также использовались 152-мм и 228-мм орудия с бронепалубного крейсера HMS Crescent . К весне 1915 года некоторые орудия 12-pdr QF были заменены на спаренные установки 101-мм орудий QF. Позже того же года в нескольких сот метрах к западу от позиций 101-мм орудий были установлены американские 152-мм орудия, которые контролировали передвижения кораблей в проходе Хокса Саунд.

В начале 1915 года на северо-восточном выступе острова Флотта были установлены три небольших 3-pdr QF орудия, которые вскоре были заменены на более эффективные 12-pdr QF .

Наименьший из проходов в Скапа Флоу, Свита Саунд и имевший глубину всего в 20 метров, использовался нечасто. Данный проход обеспечивал движение небольших кораблей к штабу управления флотом в Лонгхоупе. Защиту Свита Саунд обеспечивали установленные в сентябре 1914 года два орудия типа 3-pdr QF , которые были сняты с военного корабля. Однако в конце 1915 года они были заменены на два 120-мм орудия QF .

Стальные противолодочные заграждения в Скапа Флоу времен Первой мировой войны

Немалое внимание уделялось и защите с воздуха. В 1914 году развитие авиации находилось в зачаточном состоянии. Скапа Флоу стало местом некоторых первых испытаний в морской авиации, и во время Первой мировой войны служило базой для развития систем противовоздушной обороны. Первый опыт в этом направлении был получен в сентябре 1914 года, когда возле Скапа Пьер было выгружено два самолета – части недавно сформированной Королевской воздушно-морской Службы (RNAS ). Еще три самолета было дислоцировано на аэродроме вблизи залива Скапа. В это же время была создана первая Оркнейская авиадиспетчерская служба.

Первые шаги в направлении обеспечения воздушной разведки были предприняты в 1916 году путем использования дирижаблей. Запуск дирижаблей происходил на базе в Хоутоне, рядом с базой морской авиации. В большинстве случаев дирижабли привязывались к торговым кораблям или баржам и использовались для обнаружения субмарин или мин.

Другой формой дирижаблей осуществлявших обнаружение вражеских субмарин были воздушные корабли. В июле 1916 года была запущена в работу станция воздушных кораблей в Калдэйле, возле Киркуолла. Для хранения подобного рода судов было сооружено два ангара. Такие воздушные суда имели длину 44 м, мощность двигателя в 75 л.с., которая позволяла развивать скорость в 80 км/час. Однако со временем стало понятно, что эффективное их использование не является возможным. Причиной тому послужили погодные условия, часто сопровождавшиеся сильным ветром, во время которого управление таким судном было весьма сложным и непростым делом. Например, в ноябре 1917 года у одного из таких судов (SSP-2 ) во время шторма отказал двигатель, и его унесло в море. Неделю спустя был потерян вместе с экипажем из трех человек еще один воздушный корабль - SSP-4 , который разбился неподалеку от городка Вэстрей. Частые фатальные инциденты, постоянные поломки в результате приземления в сильный ветер – все это заставило Адмиралтейство принять решение о передислокации уцелевших воздушных кораблей на юг Англии, где погода была менее суровой. По состоянию на январь 1918 года, станция в Калдейле исполняла лишь ремонтные работы воздушных суден.

Линкор HMS Vanguard

В то же время использование морской авиации показывало отличные успехи. Вскоре в южно-восточной части Стеннес Лох была создана дополнительная авиационная станция. К сожалению, невысокий уровень воды в морской бухте не позволил эффективно выполнять поставленные задачи, и после 1918 года станция стала использоваться весьма редко. Постройка второй дополнительной станции в Орфире так и не была завершена к концу войны. Со временем Скапа Флоу обрела статус ремонтной базы морской авиации.

30 мая 1916 года 72 корабля Гранд Флита под командованием адмирала Джелико вышли из гавани Скапа Флоу на перехват германского Флота открытого моря. Два флота столкнулись в битве по полудню 31 мая неподалеку от Датского побережья.

5 июня неподалеку от Скапа Флоу подорвавшись на мине затонул крейсер HMS Hampshire . На борту крейсера в это время пребывал фельдмаршал Китченер, Военный министр, который был отправлен в Россию для встречи с Высшим командованием. Вместе с фельдмаршалом погиб почти весь экипаж крейсера в количестве 655 человек, за исключением 12 выживших. Позже немцы приписали гибель крейсера HMS Hampshire на свой счет, поскольку за неделю до инцидента немецкая субмарина U-75 заложила в этом регионе 34 мины.

9 июля 1917 года случилась еще одна трагедия в водах Скапа Флоу. Во время якорной стоянки возле Флотта сдетонировал линкор HMS Vanguard . Из 846 членов экипажа выжило лишь 3 человека.

Межвоенный период

Людвиг фон Ройтер

Оглашение перемирия 11 ноября 1918 принесло всем служащим базы Скапа Флоу огромное облегчение. В этот же период в гавань Скапа Флоу прибыл для интернирования германский Флот открытого моря . Весь флот был обезоружен и окружен. Почти весь состав флота, кроме 1700 человек под командованием адмирала Ройтера , был возвращен в Германию. В то время пока весь британский флот был распущен по портам приписки, германские корабли в Скапа Флоу ожидали своей судьбы, которая решалась на переговорах в Версале. Согласно договоренности, весь германский флот планировалось разделить между членами Альянса, в то время как состав Германских ВМС будет уменьшен до 16500 человек и будет состоять всего лишь из нескольких ценных линкоров. Ройтер решил избавить своих врагов последнего ценного приза.

21 июня был днем подписания Версальского договора , однако фактически он был подписан два дня спустя. Ройтер решил выразить свой протест условиям договора весьма изящным способом. Субботним утром с Эмдена последовал раннее оговоренный сигнал, который обозначил собой начало процесса затопления немецких кораблей своими экипажами. До вечера все 52 германских корабля были затоплены, включая 14 линкоров. Данное решение Ройтера застигло британское командование врасплох. Британцами были предприняты попытки спасти хоть что-то, в ходе которых были убиты девять немецких моряков. Однако их усилия оказались тщетными.

В феврале следующего года Адмиральская ставка в Скапа Флоу была закрыта и база перешла в статус резервной. Позже того же года, база была переклассифицирована в второстепенную военно-морскую базу для якорной стоянки.

На протяжении 1919 года орудия береговой охраны и разного рода заграждения были демонтированы. По некоторым причинам Адмиралтейство не спешило убирать заграждения из затонувших торговых и прочих судов с восточного входа в Скапа Флоу, который послужил бы для возобновления движения рыбацких и торговых судов. Дебаты по этому поводу продолжались весьма длительное время и к 1939 году остовы затонувших кораблей все еще оставались на своем месте. Работы по разминированию минных полей были начаты в 1919 году совместно с американцами и продолжались в течении года. В этот период база Сил разминирования ВМС США находилась в Киркуолле. Американцам за время базирования в Скапа Флоу удалось обезвредить более 70 000 мин заложенных между архипелагом и южной Норвегией.

Проблема Флота открытого моря все еще оставалась открытой. Морское дно вокруг островов Кава, Риса и Фара Было усеяно затонувшими германскими кораблями, некоторые из которых были видны над поверхностью воды. Первые попытки по подъёму останков кораблей были предприняты в 1919 году, когда удалось поднять линкор SMS Baden и еще несколько размером поменьше. В начале 1920-х годов два частных подрядчика начали работы по подъему одного из эсминцев. В 1924 году Адмиралтейство продало права на подъем 26 эсминцев и 2 линкоров частной специализирующейся на подъеме затонувших кораблей фирме Cox & Danks . В 1926 году предприятию удалось завершить подъем эсминцев, затопленных в Гуттер Саунд между островами Риса, Фара, Литтл и Хой.

В следующем году были начаты работы по подъему больших кораблей – крейсера SMS Moltke , линкора SMS Hindenburg , подъем которого был завершен лишь в 1930 году, линкора SMS Prinzregent Luitpold – в 1931-м. Позже права были перепроданы компании Metal Industries Ltd. , которая продолжила работу по подъему затонувших кораблей вплоть до 1939 года. Последний поднятый корабль – крейсер SMS Derfflinger .

Блокшип SS Reginald в Скапа Флоу

В 1920-х годах база Скапа Флоу была полностью беззащитной. В этот период она использовалась в качестве базы сбора британского флота для проведения летних учений. Территориальная армия, состоявшая из оркнейских волонтеров-артиллеристов, была распущена еще в 1915 году, а их место заняли Королевские морские пехотинцы. Заново Территориальная армия была воссоздана лишь в 1937 году в свете угрозы новой войны, первым подразделением которой стала 226-я Тяжелая батарея ПВО .

С возрастанием угрозы новой войны Адмиралтейство вспомнило о потенциале Скапа Флоу. В апреле 1937 года начались работы по строительству топливных резервуаров в Линессе, способных вмещать до 100 000 т нефти. К началу 1938 года был запущен в эксплуатацию первый из них. Тем же летом были восстановлены заградительные противолодочные буи, на том же месте что и в Первую мировую войну. Полностью защита была восстановлена после октября 1937 года, когда база получила категорию А защищенности порта. К сожалению, на самом деле база скорее была защищена лишь ветром и своим удачным расположением, чем орудиями и минными заграждениями.

Адмирал Форбс, командующий в то время Флотом метрополии, имел некоторые замечания относительно полезности слабо защищенной Скапа Флоу и поддерживал Адмиралтейство в вопросе усиления защиты базы. Что касалось противовоздушной обороны, то флот мог за себя постоять, чего нельзя было сказать о самой базе, учитывая особенно тот факт, что авиация Люфтваффе была способна сбрасывать до 450 т бомб в день при слаборазвитых Королевских ВВС. На тот момент база располагала двумя эскадронами истребителей и 24 тяжелыми орудиями ПВО. Адмиралтейству было понятно, что текущих средств защиты ПВО явно недостаточно.

К августу 1939 года 44 корабля Флота метрополии располагалось в бухте, включая 6 линкоров и крейсеров, 1 авианосец и старый флагман адмирала Джэлико – HMS Iron Duke , который использовался в качестве штаба.

В последние дни мирного времени защита Скапа Флоу находилась в несколько лучшем состоянии, нежели перед Первой мировой войной в 1914 году. Но в то же время уровень развития технологий был несколько выше, что в свою очередь создавало несколько большую угрозу со стороны Германии чем прежде. В первую очередь это касалось нового поколения подводных лодок типа U . Также впервые Германия имела возможность массированной атаки с воздуха.

С первыми месяцами войны стал очевидным тот факт, что защита базы Скапа Флоу находится в весьма плачевном состоянии. Задача Адмиралтейства состояла в том, чтобы как можно быстрее ликвидировать это проблему до того момента, как Германия поймет, насколько Скапа Флоу находиться уязвимой на данный момент.

Вторая мировая война

Основы обороны: план Q и план R

База Скапа Флоу во время 2-й Мировой войны

3 сентября 1939 года с объявлением Великобританией войны Германии, Скапа Флоу в очередной раз становиться главной военно-морской базой. В тот же момент Военный штаб утверждает «План Q» по защите Скапа Флоу в военное время. Это был комплексный план по защите базы со всех направлений – как с моря, включая субмарины, с воздуха – от атак Люфтваффе, так и со стороны наземной высадки десанта. Противовоздушную оборону планировалось довести до 80 тяжелых зенитных установок ПВО и 40 легких. Количество поисковых прожекторов возрастало до 108 единиц, воздушных заграждений в виде воздушных шаров, которые должны были препятствовать атаке низколетящих самолетов – до 40 единиц.

Однако Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль не одобрил предложенный план, поскольку считал, что ресурсы не должны быть брошены на пассивную оборону, из-за которой три целых полка ПВО фактически оставались привязаны к базе Скапа Флоу на все время войны. Тем не менее, он немедленно согласился с установкой 16 дополнительных тяжелых 94-мм орудий ПВО. До конца года еще 20 таких орудий были установлены в северной части базы.

В середине сентября Черчилль лично отправился в Скапа Флоу для инспектирования состояния защищенности базы, а также посетил плавающий штаб базы - HMS Iron Duke с адмиралом Уилфредом Фрэнчем на борту. В это же время наземные войска под командованием бригадир-генерала Джефри Кэмпа заняли защитные позиции в Скапа Флоу. Его прибытие в Скапа Флоу совпало с первыми разведывательными полетами германских ВВС над базой. В связи с этим были начаты работы по созданию защитного плана, который с началом войны получил название «план Q». Первой задачей плана было обозначение наиболее важных позиций для береговых батарей и поисковых прожекторов, а также координация противовоздушной защиты базы с адмиралом Френчем. Результатом разработки плана стала Оперативная Инструкция, изданная 10 октября, согласно которой разрешалось открывать огонь по любым воздушным целям летящим ниже 1200 м в радиусе 10 км от флагмана Флота метрополии. С принятием данной инструкции были начаты работы по укреплению защитных позиций, постройке коммуникаций, увеличению численности наземных войск.

Наблюдательный пост для береговой артбатареи

Параллельно Адмиралтейство пыталось усилить защиту Скапа Флоу и со своей стороны. В 1938 году были затоплены дополнительные суда для блокирования восточных каналов в Скапа Флоу. Самым крупным из каналов был Кирк Саунд, расположенный между главным островом Оркни в Хольме и небольшим островом Лэмб Хольм. Каналы, заблокированные во время Первой мировой войны, оставались все еще уязвимыми. После инспектирования адмиралом Форбсом в июне 1939 текущего состояния заграждений с помощью затопленных судов было принято решение о приобретении дополнительных блокшипов (от англ. blockship ). На протяжении сентября и начала октября 1939 года было приобретено и затоплено нужное количество блокшипов. Последним каналом, который стоило заблокировать, оставался проход Кирк Саунд. С этой целью был выбран пароход SS Lake Neuchatel водоизмещением в 4000 т.

Ночью 14 октября немецкая подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина прошла через канал Кирк Саунд преодолев защитную линию Скапа Флоу. Обнаружив, что главная корабельная стоянка базы пуста, Прин проследовал на север и обнаружил стоящий на якоре старый линкор HMS Royal Oak . С подлодки по линкору всего было запущено семь торпед , три из которых достигли своей цели. HMS Royal Oak затонул всего за 13 минут, забрав с собой жизни 833 членов экипажа. U-47 беспрепятственно вышла из гавани Скапа Флоу тем же путем. Старый пароход SS Lake Neuchatel был затоплен неделю спустя после трагического инцидента с линкором HMS Royal Oak . Трагедия в Скапа Флоу вызвала сильное волнение в британском обществе. Адмиралтейство подверглось обвинениям в плохой защищенности Скапа Флоу, но Черчиллю удалось успокоит надвигавшийся политический шторм.

Командующий Флотом метрополии, адмирал Майкл Форбс, объявил Скапа Флоу небезопасным местом и распорядился рассредоточить подчиненный флот по другим военно-морским базам – в Фирт оф Форт, Кроматри Фирт (северное побережье Шотландии), и Форт оф Клайд вместе Лох Ив (западное побережье). В это же время было собрано экстренное совещание Военного кабинета, где Военному офису и Адмиралтейству настоятельно рекомендовали пересмотреть свои планы. Что касалось флота, адмирал Форбс оставался верен своей позиции в том, что Скапа Флоу остается самым подходящим местом для базирования там Флота метрополии. Единственное что оставалось исправить – так это уровень защищенности базы.

Маневрирование U-47 в Скапа-Флоу

Результатом собрания стало создание Комитета по защите флотской базы в Скапа Флоу, который был учрежден в Уайтхолле. На усиление защиты базы было дополнительно выделено 500 тыс. фунтов стерлингов с возможностью дополнительного финансирования при необходимости. Перечень всех принятый решений на собрании фактически представлял собой «план R» - фактическую имплементацию плана «плана Q», но с более интенсивной сетью береговой обороны, дополнительными противолодочными заграждениями, станциями обнаружения, аэродромами, минными заграждениями и увеличенным составом наземных соединений для предотвращения вторжению. В результате принятых мер база в Скапа Флоу становилась фактически крепостью - самой защищенной гаванью в Европе.

К декабрю 1939 года реализация всех запланированных улучшений защиты базы набирала полный ход – были заказаны дополнительные противолодочные заграждения, установлены новые орудия, куплены новые поисковые прожектора, усилены наземные гарнизоны и так далее. Для размещения новых аэродромов была произведена дополнительная аэроразведка всего архипелага. Вся эта активность происходила в середине зимы во время не утихавших штормов, сильного ветра и дождя со снегом. Причиной такой активности был установленный Черчиллем дедлайн, согласно которому Флот метрополии должен был возвратится в Скапа Флоу 1 марта 1940 года. Других вариантов не существовало, поскольку разрозненность Флота метрополии вне Скапа Флоу по разным портам создавала угрозу невозможности адекватного реагирования на действия немецкого флота. Тем более, что разведка докладывала о возможной атаке врага уже этой весной.

К февралю первый этап установки береговых орудий был завершен. Большинство надводных и противолодочных заграждений уже были установлены на своих местах. Главной проблемой оставалась противовоздушная защита архипелага, поскольку единственные действующие орудия ПВО находились в распоряжении 226-й батареи ПВО в городе Линесс. В связи с этим были установлены дополнительные 20 единиц на ранее обозначенных позициях. До конца месяца было установлено еще 11 тяжелых и 13 легких орудий ПВО, которые сопровождались установкой 28 поисковых прожекторов.

Постройка барьеров Черчилля в Скапа Флоу

Однако, не смотря на приложенные усилия, уложиться в сроки до дедлайна Черчилля не удалось. Запланированные работы удалось закончить лишь неделю спустя, которые завершились установкой последних тяжелых орудий ПВО. Таким образом, общее количество функционирующих тяжелых орудий ПВО возросло до 52 единиц.

8 марта 1940 года Черчилль планировал войти в бухту Скапа Флоу на борту линкора HMS Rodney . Однако, угроза подрыва на мине заставила руководство флота оставить линкор в открытом море. Поэтому Черчиллю пришлось пересесть на один из эсминцев. Тем же вечером он поужинал на борту HMS Hood в гавани Скапа Флоу, там самым дав знать, что база находится в полной безопасности и британский флот готов к действиям.

По возвращению в Уайтхолл Черчилль отрепортировал Военному кабинету, что база в Скапа Флоу защищена на 80% и риск атаки вражеского флота весьма низок. Во время визита в Скапа Флоу им также был утвержден план по постройке постоянных противоподлодочных заграждений (которые на данный момент носят его имя – барьеры Черчилля) в поперёк восточных каналов, ведущих в Скапа Флоу.

Вечером 16 марта 1940 года пилотами Люфтваффе был совершен первый крупный авианалет на Скапа Флоу. 9 апреля немецким командованием была начата операция по вторжению в Норвегию и Данию. Флот метрополии пребывал в полной боевой готовности и был готов вмешаться. В последствии, флот Кригсмарине понес серьезные потери, и тем не менее, германская армия смогла сохранить контроль над обеими странами не смотря на вмешательство сил союзников. Кампания по вторжению в Норвегию и Данию завершилась в июне 1940 года, давая возможность Кригсмарине использовать норвежские фиорды в качестве морских баз, а авиации Люфтваффе – норвежские аэродромы в качестве баз для авианалета на Скапа Флоу. Тем не менее, такие возможности по авианалетам так и ни разу не осуществились, в то время как операции по авиаразведке и закладке минных полей продолжались на протяжении всей войны.

Заградительные буи времен Второй мировой войны

К середине апреля 1940 года на Скапа Флоу уже находилось в полной боевой готовности 88 тяжелых орудий ПВО, больше чем предусматривал «План Q». Генерал-майор Кэмп имел в подчинении более 12000 личного состава наземных соединений. На территории всего архипелага функционировало 88 поисковых прожекторов и 14 береговых артиллерийских батарей.

В противовоздушную оборону Скапа Флоу входила также сеть радарных установок, которая позволяла вовремя реагировать на приближение каких-либо вражеских летальных аппаратов. К лету 1940 года стало понятно, что степень защищенности базы в Скапа Флоу достигла своего апогея, о чем и было осведомлено немецкое командование. Именно по этой причине в оставшееся время Второй мировой войны больше так и не было совершено ни единого авианалета на Скапа Флоу, даже не смотря на близость норвежских аэродромов.

Флот метрополии

Финальным элементом защиты Скапа Флоу служил сам Королевский флот. Естественно, что корабли Флота метрополии не могли стать частью статической обороны гавани, но во время пребывании на базе они были готовы стать преградой для вражеского проникновения на базу. Часто корабли флота, стоявшие на якоре в гавани, использовались как временные батареи ПВО. В этой же роли использовался и потопленный немецкой субмариной U-47 линкор HMS Royal Oak , который обеспечивал защиту воздушного пространства возле Киркуолла. Корабли флота регулярно исполняли роль патрулей возле входов в гавань Скапа Флоу. В то время существовало специальное подразделение, именовавшееся как Северный патруль, которое обеспечивало блокаду морских вод между Британией и Исландией.

Военно-морская база в Линессе начала резкое расширение в 1940 году. После повреждения в сентябре 1939 года линкора HMS Iron Duke , который использовался в качестве штаба, последний был перемещен именно в Линесс. Вскоре наземный штаб разросся в главный командный и коммуникационный центр, особенно после завершения постройки нового здания связи на холме Ви Феа. К 1943 году центр связи принимал более 8000 звонков в день, обеспечивая связь между помощником начальника штаба, кораблями флота, зданиями на суше и Адмиралтейством.

Военно-морская база в Линессе исполняла роль генштаба, ремонтной базы и станции дозаправки, здесь производились заграждения в виде надводных буев, а также была местом отдыха и проживания для тысяч военнослужащих. К лету 1940 года якорная стоянка была полностью заполнена, включая место стоянки для больших кораблей чуть севернее вплоть до острова Флотта. С другой стороны острова размещалась стоянка для эсминцев и других небольших кораблей.

Именно со Скапа Флоу Флот метрополии отбывал для сражения с немецким флотом в водах Норвегии, для сопровождения жизненно важных североатлантических конвоев. Поэтому обеспечение безопасности гавани Скапа Флоу было очень важной задачей.

Боевые действия

С началом Второй мировой войны база Скапа Флоу была такой же слабозащищенной как и в начале Первой, хотя ради справедливости стоит отметить, что в этот раз два главных прохода в гавань были защищены противоподлодочными буями. В сентябре того же года авиация Люфтваффе начала разведывательные полеты над базой. Анализ защищенности базы показал, что проход Кирк Саунд не был полностью заблокирован. Существовала вероятность, что смелый командир какой-либо вражеской подлодки при желании сможет проникнуть на базу этим путем. И этим человеком стал капитан субмарины U-47 Гюнтер Прин.

После трагической гибели линкора HMS Royal Oak и членов его экипажа руководству Военного офиса и Адмиралтейства стало предельно ясно, что защита Скапа Флоу находится в плохом состоянии. Через четыре дня после трагедии командованию базы удалось заделать брешь в обороне как раз к моменту начала первого авианалета.

Линкор HMS Royal Oak

На рассвете 17 октября 1939 года четыре немецких пикирующих бомбардировщика Ju 88 атаковали на якорной стоянке возле Линесса линкор HMS Iron Duke , который на тот момент использовался в качестве центра командования. Линкор получил серьезные повреждения и был отбуксирован на ближайшую отмель во избежание затопления, где практически и находился до конца войны.

Того же дня после полудня бомбардировщики вернулись, однако целей для атаки не нашли, вместо того под атаку попали топливные цистерны возле города Линесс, однако точных попаданий атакующим не удалось достичь. После налета командованием было принято решении о временном рассосредоточении флота по нескольким более безопасным портам. После этого в течении нескольких месяцев защищенность базы была усилена и в марте 1940 года Флот метрополии вернулся в гавань Скапа Флоу.

На закате 16 марта около 15 немецких бомбардировщиков атаковали корабли на стоянке в Скапа Флоу и новый аэродром в Хатстоне, неподалеку от Кикруолла. Крейсер HMS Norfolk получил повреждение от разорвавшейся рядом бомбы, в результате которого также погибло девять членов экипажа. Это был первый налет в результате которого погибло гражданское население - ряд бомб было сброшено возле Brig of Waithe неподалеку от города Стромнесс. Этот налет вскрыл проблему координации огня ПВО, а также недостаток систем раннего предупреждения о приближении врага в виде радарных установок. Для ликвидации данной проблемы была реализована система «Заграждение Скапа» (от англ. Scapa Barrage ) – защитная стена из воздушных балонов, которая должна была защитить гавань от воздушных атак.

Капитан субмарины U-47 Гюнтер Прин

8 апреля авиация Люфтваффе вернулась в виде 24 бомбардировщиков (соединение из Ju 88 и Heinkel He III ) целью которых была нейтрализации защитных сооружений в канале Хокса Саунд. Цели достичь не удалось, однако немцы при этом потеряли семь самолетов. В этот раз при помощи крейсера ПВО HMS Curlew с его радарной установкой британцам удалось засечь приближение врага до их прилета на место атаки.

Как оказалось, этот рейд был отвлекающим маневром немецкого командования для отвлечения внимания сил союзников от вторжения в Данию и Норвегию. Вторая атака на Скапа Флоу была осуществлена на закате 10 апреля, когда 60 немецких бомбардировщиков произвели атаку в две волны – одна с востока, вторая – с юго-востока. Обе группы приближались на высоте менее 3 км, но были встречены полностью готовой системой «Заграждение Скапа». Только 20 самолетов смогло пробиться сквозь заграждение, целью которых опять оказались заграждения канала Хокса Саунд. Цели достичь опять не удалось, однако во время налета был поврежден тяжелый крейсер HMS Suffolk . Во время налета было сбито как минимум пять вражеских бомбардировщиков. Со временем разведка доложила, что несколько поврежденных немецких самолетов так и не долетели до своих баз.

Это был последний серьезный налет Люфтваффе на базу Скапа Флоу, поскольку немецкому командованию стало понятно, что уровень защищенности гавани не позволит больше совершить какой-либо эффективный авианалет без серьезных потерь со стороны атакующих. Тем не менее, 24 апреля была совершена попытка облететь «Заграждение Скапа» стороной. Это удалось лишь пяти самолетам, принимавшим участие в атаке. Однако авианалет опять оказался безуспешным. С этого времени немецкое командование ограничилось заданиями по минированию прибрежных вод и разведке. Однако даже эти задание оказались весьма рискованными, поскольку воздушное пространство вокруг Скапа Флоу постоянно контролировалось британскими перехватчиками при постоянной поддержке систем раннего предупреждения.

С этого момента гавань Скапа Флоу стала одним из самых спокойных и безопасных мест базирования Флота метрополии.

Итоги Второй мировой войны

После нападения Германии на Советский союз в июне 1941 года угроза очередной атаки на Скапа Флоу снизилась еще больше. В то время как база Скапа Флоу служила отправной точкой для Королевского флота в организации и сопровождения арктических конвоев, то для наземного гарнизона военный кризис фактически миновал после зимы 1941-42 годов. Тем не менее, первое уменьшение численности гарнизона произошло летом 1943 года. В то же время было демонтировано некоторое количество поисковых прожекторов, и большое количество орудий ПВО. Необходимость присутствия большого количества поисковых прожекторов отпала в связи с введением в строй систем управления огнем для батарей тяжелых орудий ПВО. Тем более, к 1944 году сама столица остро нуждалась в средствах защиты ПВО по причине возникшей угрозы со стороны немецких реактивных ракет Фау-1 . Следующими планировалось убрать заграждающие надувные шары. С приготовлениями ко дню высадки в Нормандии, наземный гарнизон был опять уменьшен в численности. С окончанием постройки барьеров Черчилля также отпала необходимость в большом количестве береговых артиллерийских установок, защищавших главные проходы в гавань Скапа Флоу.

С капитуляцией Германии 8 мая 1945 года был начат демонтаж защитных сооружений начиная с самой восточной части базы. Останки Королевского флота отбыли из гавани в южном направлении или на Дальний Восток. Орудийные установки, после демонтажа отправлялись либо на склады, либо на слом. Аэродромы один за другим демонтировались. Процесс полной зачистки прибрежных вод от минных полей и возвращение земель в гражданское использование продолжался несколько лет после окончания войны.

Официально завершение всех работ по закрытию базы в Скапа Флоу произошло 29 марта 1959 года. До этого момента база в Скапа Флоу оставалась самым большим гарнизоном времен Второй мировой войны, численность которого в одно время превышала 40 000 военнослужащих.

Скапа Флоу сегодня

Месторасположение береговой 152-мм артбатерии в Rerwick Head в Скапа Флоу

Если в первые декады после войны жители Оркнейских островов негативно высказывались об останках военного времени, то в наше время их отношение изменилось на более терпимое. После конца Второй мировой войны многие сооружения стали использоваться в мирных целях, некоторые даже для проживания (это в большей мере касается построек в Хатстоне, возле Киркуолла). В других местах фермеры использовали когда-то военные помещения в сельскохозяйственных целях – например, помещения артиллерийских береговых батарей использовались как временные естественные укрытия для скота во время непогоды. На сегодняшний день Оркнейские острова усеяны многочисленными останками военного времени, делая эту часть архипелага ценной для исследователей событий Второй мировой войны.

Много артиллерийских установок береговой охраны остались внешне нетронутыми, в то время как разного рода сооружения, которые использовались для их обслуживания, уже давно демонтированы. Сегодня пустые площадки из-под убранных поисковых прожекторов, дозорных постов и орудийных установок, являются самыми многочисленными напоминаниями военного периода в истории Оркнейских островов.

Некоторые из этих артиллерийских установок береговой охраны, а именно – в Стренджер Хед, Роан Хед и Нэб на острове Флотта, в Хокса Бальфор на острове Южный Рональдсдей, и в Рэрвик Хед в Танкернессе, были открыты для публичных посещений. Батарея в Хоутоне также доступна для посещений.

Большинство других установок, таких как в Карнессе, Хольме, Бюррее и Дирнессе, находятся на частных участках, поэтому для их посещения требуется разрешение их владельцев. Что касается береговой установки в Нессе, неподалеку от Стромнесса, то она находится под юрисдикцией Министерства обороны, и публичный доступ к ней отсутствует. Некоторые из них уже опасны для посещений, так как находятся в аварийном состоянии, особенно это касается помещений в Хоксе и Карнессе.

Позиции 101-мм орудий времен Первой мировой войны возле Стромнесса, которые защищали проход Хой Саунд

Военно-морская база в Линессе на сегодня представляет собой небольшой музей, а ее верфь используется в качестве главного терминала паромной переправы острова Хой. Почти все топливные резервуары были демонтированы. Последний из них переоборудован в часть музея. В начале 70-х годов остров Флотта был переоборудован в нефтяной терминал для прийома нефти с нефтпроводов Северного моря. Тем не менее, следы Второй мировой войны все еще остаются на виду. Теперь нефтяные танкеры останавливаются для якорной стоянки там, где когда-то располагался весь флот гавани Скапа Флоу. Один из буев на поверхности воды в гавани служит отметкой места затопления линкора HMS Vanguard

Список литературы

  • Angus Konstam. Scapa Flow. The defences of Britain’s great fleet anchorage 1914-45. – 64 c., Osprey Publishing, 2009,

Бык Скапа Флоу. Часть 2. Самоубийство кайзеровского Флота


XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXIП. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,10 линейных кораблей,8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союзников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США...
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
………

Выдержка из документа, подписанного в Компьене между командованием Антанты и кайзеровской Германии


1918 год. Год наивысшего подъёма и краха кайзеровской Германии. Советская Россия подписала мирный договор и вышла из войны. Ресурсы Украины, Белоруссии и Закавказья позволили Германии, на краткосрочный период, перехватить стратегическую инициативу.

В сложившейся ситуации, Великобритания, в очередной раз, реализовала проект революции, успешно апробированный в России. Кстати, это во многом снимает обвинения с немцев в том, что они были «крестными отцами» партии большевиков. Скорее всего, германский Генеральный штаб просто использовали втемную.

Аналогично российской, была разложена германская армия. К сожалению, не избежал этой участи и Флот.

Кайзер флот, нанесший поражение англичанам в сражении при Доггер банке, которое, официальная англо-саксонская пропаганда выдала за свою победу, был готов достойно умереть в бою, выполнив своё основное предназначение.

Но, красные флаги, поднятые в Киле и Гамбурге, стали белыми флагами капитуляции.

И как же чиста и справедлива была молитва на кораблях российского и германского Флотов – «Боже, покарай Англию….».

Главнокомандующий германским Флотом, адмирал фон Хиппер отказался участвовать в капитуляции Флота, возложив эту тяжкую долю на плечи контр– адмирала фон Рейтера.

По условиям перемирия, вошедшего в силу 11 ноября 1918 г., Германия обязана была в четырнадцатидневный срок сдать все подводные лодки и направить в нейтральные или союзные порты для интернирования: 6 линейных крейсеров, 10 линейных кораблей, 8 легких крейсеров и 50 новейших эскадренных миноносцев.

Утром 21 ноября 1918 года еще в темноте британский флот единым соединением вышел в море из Розайта для участия в операции с намеком названной «Операция ZZ».

На рассвете 2 эскадры линейных крейсеров, 5 эскадр линкоров и 7 эскадр легких крейсеров образовали две кильватерные колонны длиной около 15 миль каждая, шедшие на расстоянии 6 миль друг от друга.

Впереди них двигались 150 эсминцев, весь флот направлялся на восток с умеренной скоростью 12 узлов.

Около 10:00 на кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги и из тумана появились корабли германского Флота открытого моря.

Они шли единой колонной на своём последнем параде: первыми 5 линейных крейсеров — Seydlitz , Moltke , Hindenburg , Derfflinger и Von der Tann , затем Friedrich der Grosse под флагом контр-адмирала фон Рейтера. За ним шли еще 8 дредноутов — Grosser Kurfürst , Prinzregent Luitpold , Markgraf , Bayern , SMS Kaiserin , Kronprinz , Kaiser и König Albert .

За ними шли 7 легких крейсеров и 49 эсминцев. Однако это был не весь состав флота, миноносецV30 подорвался на мине и затонул. Линкор König и легкий крейсер Dresden стояли в доках из-за проблем с двигателями и должны были выйти в Англию в начале декабря.



Германским кораблям было приказано выйти в море без боеприпасов и с уменьшенными экипажами, но нация, предпочитающая унижению гибель, могла попытаться нанести последний удар победителям.

Легкий крейсер Cardiff (D58) повел германские корабли между двумя британскими колоннами. Когда германский флагман поравнялся сQueen Elizabeth , эскадры Битти повернули в наружную сторону и легли на западный курс, конвоируя бывших врагов.

Для демонстрации мощи здесь же присутствовали и корабли британских доминионов и союзников — 6-я эскадра линкоров состояла из 5 американских дредноутов, крейсер Amiral Aube и 2 эсминца представляли Францию.

Сдававшаяся эскадра состояла из 14 больших кораблей (5 линейных крейсеров и 9 линейных кораблей), 7 легких крейсеров и 49 эскадренных миноносцев, к которым позже присоединилось еще 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер и 1 эскадренный миноносец.

Эскадра была введена в Росайт, где с заходом солнца германский флаг был спущен по сигналу Битти...

Англичане посчитали, что германский Флот побежден….

Германские корабли были переведены в Скапа Флоу, где для исправного содержания на них были оставлены партии германских моряков.

По условиям перемирия англичане не имели права вводить на корабли своих людей и вмешиваться в их внутренний распорядок.

Условия, в которых там пребывали небольшие немецкие экипажи, были очень суровыми. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшийся, согласно договору из Германии, и прибывавшей в испорченном виде.

Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос.

Корабельные радиостанции англичане давно конфисковали.
Интересно, оставались ли на борту агитаторы – коммунисты и что, обманутые матросы думали о тех, на чьем поводу они пошли на измену?

А тем временем, державы-победительницы, жадно заглатывая чужие куски, не смогли сходу решить судьбу уцелевшего германского военного флота. Подводные лодки были сразу переданы союзникам, а вот по надводным кораблям к консенсусу прийти не удавалось и кайзер флот, в ожидании итогов мирных переговоров, стоял, под арестом, в военно-морской базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Из-за плохого питания, отсутствия полноценного отдыха, ужасного медицинского обеспечения и отсутствия известий о дальнейшей судьбе флота дисциплина среди экипажей германских кораблей, общая численность которых в начале составляла около 20 тысяч человек, постоянно снижалась.

Для того чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия, например, сбежав в нейтральную Норвегию, англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и большое число сторожевых кораблей. Даже разоружённый враг внушал ужас.

Тем временем переговоры о судьбе германских кораблей заходили в тупик. Французы и итальянцы хотели заполучить по четверти Кайзерлихмарине (военно-морских сил Германской империи), что не устраивало британцев, поскольку такой раздел наносил ущерб их пропорциональному преимуществу над флотами других государств.

Их бы устроило уничтожение германских кораблей, но с таким решением не соглашались немцы, и их мнение необходимо было учитывать в соответствии с условиями Компьенского перемирия.

Плен остудил горячие головы даже у тех, кто срывал флаги Кайзера. А подъём военно – морских стягов 31 мая 1919 года, в день третьей годовщины сражения у Доггер банки, возродил патриотические чувства экипажей германских кораблей.


Дело шло к заключению мирного договора. Не без оснований опасаясь передачи своего флота странам Антанты и стремясь не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли в преддверие подписания мирного договора в Версале.

Дата затопления флота была назначена на 21 июня 1919 года, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но адмирал фон Ройтер решил не тянуть с осуществлением плана, тем более что ничего не подозревавшие англичане как раз утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

…. Солнце, взошедшее 21 июня 1919 года над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных водах бухты Скапа-Флоу.

Семьдесят четыре немецких корабля — 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев— семь месяцев стояли здесь в полном бездействии. Но в то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление.

Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора “ Фридрих Великий ” ("Фридрих дер Гроссе") — флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней взвился сигнал: “Все наверх!” Спустя 10 минут — еще один: “Одиннадцатый параграф сегодняшнего приказа — признание...”

Приказ адмирала еще передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а “ Фридрих Великий ” уже начал крениться на левый борт.

Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт.

Над тонувшими гигантами забили фонтаны, потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны.

Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов.

К пяти часам вечера все было кончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты.

линкор "Баден", три крейсера и несколько эсминцев.

Но 50 германских кораблей - от линкора "Баерн" водоизмещением 28500 т и до 750-тонных миноносцев — легли на дно на глуби­нах от 20 до 30 м.

Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.

Англичанам удалось отбуксировать на мелководье и посадить на грунт лишь

В тот же вечер вице-адмирал Фримантл срочно возвратился в Скапа-Флоу. Сэр Сид­ней с трудом сдерживал охватившую его ярость. Он с возмущением заявил довольному собой фон Рейтеру:

- Честные моряки любой страны были бы не способны совершить такой поступок, за исключением, пожалуй, ваших людей!

И это человек ещё что – то говорил о чести…


Один линейный корабль, 3 легких крейсера и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву.

Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами.

Девять немецких моряков погибли в схватках на борту или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.

И ни один из англичан, расстрелявший пленных и безоружных людей не был отдан под трибунал.

И эти люди смеют говорить о чести? Пройдет двадцать три года и они будут расстреливать немецких подводников, спасающих людей с торпедированной «Лаконии» и своих соотечественников, в том числе…

Это англичане, граждане государства, в котором никогда не было ни чести, ни совести. Государстве – империи зла.

Так закончил своё существование знаме­нитый немецкий Флот Открытого моря (" Hochseeflotte ") — второй в мире после бри­танского по своей мощи военно-морской флот, созданный за четверть века ценой ог­ромных материальных затрат и трудов всей германской нацией.

Людвиг фон Рейтер

Это грандиозное самоза­топление оказалось самой громкой и эффект­ной акцией, в которой довелось принять уча­стие сверхдредноутам "Баерн" и "Баден" самым крупным и мощным боевым кораблям кайзеровского флота, ставших одновременно и последними по сроку постройки линкорами империи Вильгельма II .

Знаете, когда я собирал материал по теме, когда тонул вместе с немецкими моряками под огнем англичан в водах Скапа Флоу, я думал о русском Флоте, бесславно умершем в Бизерте. И знаете, мне было стыдно…

После затопления Флота, знаменитый немецкий адмирал Шеер, бывший Главком в самый трудный период войны, сказал:

- Я радуюсь. Пятно позора капитуляции стерто с германского Флота. Гибель этих кораблей доказало, что дух Флота не умер. Это последний акт верности лучшим традициям германского Флота.

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие.

Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Рейтера: впрочем, встретили его, по возвращении в Германию, как героя.

Но новому германскому правительству такой герой был не нужен. Через пять месяцев после возвращения из Англии, фон Ройтеру было предложено подать в отставку из состава ВМФ.

29 августа 1939 года, в честь юбилея битвыпри Танненберге, указом Адольфа Гитлера фон Рейтер был произведен в чин полного адмирала.

Умер в Потсдаме от сердечного приступа 18 декабря 1943 года. Наверное, это и к лучшему. Он не застал второго поражения своего Флота.

Таким образом, у немцев был повод для того, чтобы прорываться в Скапа Флоу и мстить. И это, была одна из причин, по которой, капитан 1 ранга Карл Дёниц, Командующий подводными силами гитлеровской Германии, не дожидаясь начала Второй мировой войны, начал планировать операцию против британского Флота в его сердце – главной военно – морской баз Скапа Флоу.

П.С. Как правильно написал в комментарии к предыдущей теме один уважаемый мною оппонент, я очень часто увлекаюсь и примеряю на себя роль экскурсовода из Анапы.

Что же, во многом он прав. Поэтому, я заявляю, что все, о чем я пишу, является исключительно моим видением вопроса. Это относится к причинам, следствиям и выводам, без претензии на абсолютную истину.

Готов и с удовольствием восприму любую конструктивную критику и правки по существу данного вопроса.

Дениц Карл "Десять лет и двадцать дней"

Шеер фон Райхард "Германский Флот в Первую мировую войну"