Факультатив по географии «Современные методы изучения географии России. Факультатив по географии "занимательная география" Факультативные курсы по географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» города Смоленска
РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
Скоробогатова В.М. /_______/
Протокол
от «__» ________201 г.
№ ______ СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
Анисимова А.В. /______/
«__» ________201 г. РАССМОТРЕНА на
педагогическом советеПротокол
от «__» ________201 г.
№ ______ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ №24»
Ботулева Е.В. /__________/
Приказ № ______ -ОД
от «__» ________201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Занимательная география»
в 7 а,б,в классах
на 2016/2017 учебный год
Составила учитель географии
Деменкова Елена Викторовна
Смоленск

Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015г. №1577)
3. Примерная программа основного общего образования по географии
4. Программа Л.Н. Хомутовой «Мир географии»
5. Основная образовательная программа основногообщего образования МБОУ «СШ № 24».
6. Учебный план МБОУ «СШ № 24» на 2016/2017 учебный год.
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневнойжизни.
Цель курса:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи курса:
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыкаисследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитаниегеографической культуры школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.
Факультатив позволяет всем участникам образовательного процесса возможность получить яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать их географией и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Данная программа предполагает более углубленное знакомство с географией Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии, Мирового океана и отдельных его частей.
На протяжении тысячелетий природа нашей планеты испытывает влияние деятельности человека, причем влияние это распространилось на большую часть суши и настолько усилилось, что при изучении материков это необходимо учитывать. В то же время охрана природы теперь – одна из глобальных проблем. Во многих странах решение этой проблемы – дело государственное. Поэтому в данной программе предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как решение экологических проблем в некоторых странах, какие попытки предпринимаются в этом направлении, какие трудности возникают при решении вопросов охраны природы. Педагогический синтез общеземлеведческихи страноведческих основ предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирование в статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. На занятиях учащиеся выполняют практические задания на контурных картах, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы и презентации. Занятия проводятся в виде географической игры, викторины.В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю) вместо 35 часов в авторской программе, что связано с 34-мя учебными неделями в соответствии с действующим базисным учебным планом.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
понимание смысла своей деятельности.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные результаты:
Знать:
вклад Великих учёных в развитие науки;
основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
природные рекорды на материках и океанах;
особенности стран мира и народонаселения;
приёмы работы с источниками географической информации;
географическая терминология.
знать о картографии, науке о географических картах: методах их создания и работы с ними, о плане местности и его отличиях от карты, о масштабе, видах масштабов, об основных топогеодезических приборах (теодолит, нивелир),об азимуте, о математической основе карт, способах и знаках картографического изображения, легенде карт, о типах карт.
уметь использовать разнообразные источники географической информации: карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
уметь пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
уметь применять свои знания на практике;
уметь измерять расстояния, пользуясь разными видами масштабов, ходить по азимуту, анализировать и описывать карты, делать выводы и обобщения, обсуждать результаты.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Введение. Программа факультатива
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»
Тема 2.Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.
Тема 3.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
Тема 4. Природа Земли
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
Тема 5.Страны мира
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
Тема 6. Итоговое занятие)Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива
Тематическое планирование с определением УУД
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов
1. Введение. Программа факультатива 1
2. Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества 5
3. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты 5
4. Природа Земли 15
5. Страны мира 7
6. Итоговое занятие 1
Итого: 34
Календарное планирование
№п/п Тема урока
Дата проведения
план факт
1 Введение. Программа факультатива. 2 Источники географической информации. 3 Карта – величайшее творение человечества. 4 Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. 5 Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. 6 Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. 7 Путешествие по материкам и океанам. 8 Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». 9 Материки и океаны Земли 10 Визитные карточки материков 11 Профили материков 12 Удивительное разнообразие природы Земли. 13 Удивительное разнообразие природы Земли. 14 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 15 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 16 Геологическое прошлое планеты. 17 Геологическое прошлое планеты. 18 История развития жизни на планете Земля 19 История развития жизни на планете Земля 20 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 21 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 22 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 23 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 24 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 25 Евразия, как пример полной картины природы Земли. 26 Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. 27 Разнообразие стран мира 28 Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности 29 История формирования политической карты мира. 30 Изменения на карте мира. 31 Спорные территории. 32 Рекорды стран «Самая, самое, самый». 33 Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. 34 Итоговый урок Описание материально-технического обеспечения
Для учащихся
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций-М.: «Русское слово»,2015.
2.Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс», авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких–М.: «Русское слово».
3.Контурные карты«География. Материки и океаны. 7 класс»,авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких –М.: «Русское слово».
4. Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990
5.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982
6. География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 7 класс.
8.Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 7 класс.
Для учителя
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013. - 224с.: ил. - (ФГОС.Инновационная школа).
2. Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985
3. Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007
4. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год5. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990.
6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998
Интернет-ресурсыПеречень сайтов
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru– Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ.
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
Технические средства обучения:
1.Портативный компьютер учителя (ноутбук) RAYbookSi 152 с предустановленным дополнительным антивирусным программным обеспечением ESET SmartSecuriti и MS OfficeStandart 2010 RUS.
2.Проектор мультимедийный Hitachi CP-A222NM.
3. Топографические и географические карты
4.Барометр, компасы
5.Глобусы, атласы.
Планируемые результаты изучения предмета
Обучающиеся научатся:
- использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
-пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
- описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных карт;
-приводить примеры;
-использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
составлять географическую характеристику разных территорий Земли;
-применять свои знания на практике, делать выводы.
- применять свои знания на практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования в потоке географической информации;
Умения решать географические задачи
Повышения собственной географической культуры.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

факультатива по географии

«Современные методы изучения географии России»

9 класс

на 33 часа

на 2016 - 2017 учебный год

Предполагаемый результат:

  • формирование углубленного интереса к географии.
  • усвоение общего в картине современного мира, его взаимозависимость,
  • выработка умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.
  • развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
  • формирование интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  • развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения приобретаются следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • выполнять необходимые измерения и использовать методы работы с картой;
  • делать выводы.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Тема 1. Введение

Тема 2. Россия на карте мира

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве

Тема 4. Внешнеэкономические связи России

Тема 5. Хозяйство России

Тема 6. Особенности населения

Тема 7. Обобщающее повторение

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Введение (1 час)

Введение

Тема 2. Россия на карте мира (3 часа)

Россия на политической карте мира

Проблемы, связанные с географическим положением

Проблемы, связанные с площадью РФ

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве (7 часов)

Объекты мирового и культурного наследия

Народные промыслы России

Природно-ресурсный потенциал России

Проблемы ресурсной основы экономики России

Россия в мировом хозяйстве и МГРТ

География отраслей её международной специализации

Тема 4. Внешнеэкономические связи России (6 часов)

Особенности и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России.

Структура внешнеторгового баланса

Основные формы внешнеэкономических связей

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях

Россия и СНГ

Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах

Тема 5. Хозяйство России (8 часов)

АПК. Обеспеченность продуктами питания

Научны комплекс - вершина экономики России

Состояние современной науки

ВПК России

Сфера обслуживания. Транспорт, связь

Социальные услуги в сравнении с другими странами

Рекреационные ресурсы России

Экологическая обстановка в стране

Тема 6. Особенности населения (5 часов)

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Численность населения. Проблема естественного и механического движения населения

Россия - многонациональная страна

Культура народов России

Обычаи народов России

Тема 7. Обобщающее повторение (3 часа)

Военные конфликты в России

Перспективы развития России

Обобщение

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Путешествуем по странам и континентам»разработана для учащихся 7-9-х классов.

Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества - это жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм - это перспективное направление. Люди могут делать для себя удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и рук человека. Данный курс будет интересен обучающимся.

В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о культурных ценностях, о народах, создавших эти объекты.

Цель курса: развитие познавательного интереса, расширение знаний об объектах всемирного культурного наследия.

Задачи курса:

  • Изучение влияния туризма на объекты всемирного культурного наследия.
  • Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам сохранения объектов всемирного наследия.
  • Развитие творческого мышления обучающихся.
  • Изучение критериев включения объектов в список всемирного наследия.
  • Расширение знаний о странах мира.

Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.

Курс «Путешествуем по странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет, сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.

Учащиеся должны знать :

  • страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
  • известные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь :

  • работать с различными источниками информации;
  • ориентироваться по карте;
  • свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.

Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Количество часов для изучения курса - 34 часа (1 час в неделю).

В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая - на последнем занятии.
2 зачетные работы - роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итоговая зачетная работа - проект.

Тема занятия

Форма занятий

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора.

Игра «Самый умный»

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ.

Работа с картой

Экскурсия

Изучение литературы.

Творческая мастерская.

Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации

Изучение литературы.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско .

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки.

Виртуальная экскурсия.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки.

Работа с журналами ГЕО.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Защита проектов.

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

  1. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии Издательского Дома “Первое сентября».
  2. Журналы: Вокруг Света, Гео, География в школе, Геоленок, National geographic, Путешествие по свету.
  3. Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: ФиС, 2000.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. М.: Вече, 2003.
  5. Я познаю мир. Страны и народы. Москва, 2005.
  6. Википедия.

2.2.2. Географические факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.

Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.

Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:

развитию географического мышления;

вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;

вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);

знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - С. 34-35. .

Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы...

Внеклассная работа по географии

Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста...

Внеклассная работа по географии

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся...

Внеклассная работа по географии

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии...

Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того...

Внеурочная деятельность школьников по географии

Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги...

Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов...

Цели, задачи и содержание факультативного обучения английскому языку в школе

Современные факультативы, будучи особой организационной формой учебно-воспитательной работы, отличаются от урока и внеклассной работы, но в то же время имеют много общего. Подобно урокам...

28.10.2015 3912 484 Бөрібаева Мейрамгүл Саматқызы

Пояснительная записка

Факультативный курс «Географический калейдоскоп» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических знаний и умений, связанных с физической географией Казахстана. Программа рассчитана на 34 часа, адресована учащимся 8 класса, так как они уже знакомы с основными практическими знаниями географических законов. Каждый урок сопровождается практической работой по теме.

Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о математической основе географии, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.

среднего образования практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

· творческое проектирование;

геоинформационных технологий .

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

Цель и задачи курса :

Основнойцелью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических знаний и умений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

· Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о математической основе географии и картографии;

· Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;

· Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к географической культуре;

· Продолжить развитие картографической грамотности школьников;

· Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.

Ожидаемый результат

Изучение факультативного курса «Географический калейдоскоп» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о математической основе географии.

Формы проведения занятий

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т. д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов. В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Выше перечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.

Введение. Особенности географического положения Казахстана

Виды географического положения Казахстана: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения Казахстана и положения других государств

Казахстан на карте часовых поясов

Местное, поясное, декретное, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практические работы . 1. Характеристика географического положения Казахстана. Сравнение ГП Казахстана с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов Казахстана.

Этапы географического изучения территории Казахстана .

Периоды исследований территории Казахстана с древнейших времен по новый период.

Геологическая история и геологическое строение территории Казахстана. Рельеф Казахстана . Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы . Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Стихийные природные явления в литосфере.

Геологическая история и геологическое строение территории Казахстана. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф Казахстана: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Актюбинской области.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Факторы, определ яющие особенности климата Казахстана . Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги на территории Казахстана. Типы климатов Казахстана. Климат и человек.

Факторы, определяющие климат Казахстана: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов Казахстана. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Ра знообразие внутренних вод Казахстана . Реки. Озера. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики Казахстана.

Важнейшие озера, их происхождение. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Почва – особое природное тело. Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Главные типы почв Казахстана. Почвенные ресурсы Казахстана.

Почва - особый компонент природы. В. В. Доку­чаев - основоположник почвоведения. Почва - на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы Казахстана. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный и животный мир Казахстана. Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.

Растительный и животный мир Казахстана: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон Казахстана.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Природные зоны Казахстана.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Территории, экологически благоприятные и неблагоприятные для существования человека. Заповедники.

Экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Рецензия на программу факультативного курса для учащихся 8 класса «Географический калейдоскоп», подготовленную учителем географии средней школы имени Ж. Кереева Б өрібаевой М . С.

Изучение факультативного курса «Географический калейдоскоп» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о математической основе географии.

В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.

Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к школьному компоненту общего среднего образования Республики Казахстан. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

· задания для традиционной самостоятельной работы;

· творческое проектирование;

· работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий .

Материал по физической географии Казахстана сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.

Учитель истории и географии

средней школы имени Ж. Кереева Виноградова В. П.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.