Царская и императорская охота на руси. Великокняжеская, царская и императорская охота на руси. Король Испании и медведь Митрофан

Исторический очерк Николая Кутепова. Иллюстрации профессора В.М. Васнецова и академика Н.С. Самокиша при участии К.В. Лебедева, И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, Э.Э. Лансере, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.С. Степанова и В.А. Серова. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора. Т.I-IV. Спб., Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. С 92 илл. вне текста и 478 илл. в тексте. В 4-х великолепных издательских ц/к переплетах из дорогой кожи с тиснением красками, золотом и серебром на крышках и корешках по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передних крышках (кроме 4-го тома, не имевшего наугольников). В суперобложках из ледерина, наклеенного на бумагу и с тисненым золотом большим двуглавым орлом в центре, высоко–художественные закладки, выполненные в русском стиле по эскизам Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914): тканые шелковые и хромолитографированные по тонкому картону, прикрепленные к блокам металлизированной серебряной нитью, причем хромолитографированные рисунки одинаковы парно: в первом и третьем томе, во втором и четвертом. Тройной золотой обрез. Оригинальные форзацы с полихромной печатью. Размер наугольников 65х65 мм. Тираж 400 экз. Формат: 37,5х29,5 см.

Библиографическое описание:

1. Анофриев Н.Ю. Русская охотничья библиотека. Полный список книг и брошюр с краткими о каждой из них отзывами. Брест-Литовск, 1905, стр. 38-39 - Это самое роскошное издание по охоте на русском языке! Описан экземпляр в суперобложках с футляром и шелковыми закладками!

2. The Paul M. Fekula collection. A Catalogue. N.Y., 1988, №2575.

3. Бурцев А.Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг. Спб., 1901, т. I, №156.

4. Sotheby’s. Russian books, maps and photographs. London, 27 November 2006, Lot №235 - $86000 - п/к, коленкор! На аукционе Christie’s. Imperial and Post-Revolutionary Russian Art. London, 6 October 1988, lot №322-2200 pounds only! Эволюция за 18 лет налицо! Экземпляр был получше.

5. Schwerdt’s collection of. Hunting, Hawking, Shooting books. Vol. I, p.p. 291-292, без 4-го тома!

6. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №44. Художественные и юбилейные издания (книга в изящном оформлении). Fine books. Москва, 1934, №171. Ц/к экземпляр!

7. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №189, 1250-1500 рублей!

Значение этой книги в истории антикварной книги в России трудно переоценить. Автором и издателем книги был Николай Иванович Кутепов (1851-1907) - профессиональный военный, вышедший в отставку в 1906 г. в звании генерал-майора, писатель. В 1869 году с отличием закончил Александровское военное училище, начал службу прапорщиком в императорском батальоне гвардейских стрелков, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе в знаменитой обороне Шипкинского перевала, был ранен.

Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том I. Издание иллюстрировано профессором В.М. Васнецовым и академиком Н.С. Самокишем. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1896. XVI, 212 стр. С 111 иллюстрациями в тексте и 8 вне текста. Великолепный светло-коричневый цельнокожаный переплет мастерской Кирхнера из дорогой кожи с тиснением красками и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Формат наугольников 65х65 мм. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

Кутепов Н.И. Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. XVII век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том II. Издание иллюстрировано художниками: В.М. Васнецовым, К.В. Лебедевым, И.Е. Репиным, А.П. Рябушкиным, Ф.А. Рубо, Н.С. Самокишем и В.И. Суриковым. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1898. XXIII, 316 стр. С 50 иллюстрациями в тексте и 38 вне текста. Великолепный светло-зелёный цельнокожаный переплет из дорогой кожи с тиснением красками и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Размер наугольников 65х65 мм. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

Кутепов Н.И. Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том III. Издание иллюстрировано художниками: А.Н. Бенуа, А.М. Васнецовым, Э.Э. Лансере, К.В. Лебедевым, Л.О. Пастернаком, И.Е. Репиным, А.П. Рябушкиным, Н.С. Самокишем, А.С. Степановым, В.А. Серовым и В.И. Суриковым. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. XXXII, 300, 284 стр. С 192 иллюстрациями в тексте (из них 15 с повторяюшимся названием) и 24 вне текста. Великолепный голубой цельнокожаный переплет из дорогой кожи с тиснением красками, серебром и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Размер наугольников 65х65 мм. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

"Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси" - статья о уникальном труде Николая Кутепова и истории его создания

Кутепов Н. «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси»

Данное четырехтомное издание является одним из лучших образцов книгоиздания конца XIX–начала XX века. Исторический очерк охватывает большой период в русской истории, от первых князей Древней Руси до правления императора Александра II, и рассказывает не только об истории охоты, но и об образе жизни российских монархов, их увлечениях.

В книге собран уникальный исторический материал с момента образования Древнерусского государства до конца XIX века. В издании приведены свидетельства о распространенности охотничьего промысла, об изобилии дичи и употреблении продуктов охоты; упоминания летописей о поверьях народа, имевших отношение к охоте; значение царской охоты обиходное и политическое; посылка ловчих птиц и сокольников в иностранные земли с добавлением сведений о цели посольств, приеме послов и особых обстоятельствах.

Также приведены выдержки из охотничьих дневников царей с описанием царских охот, мест производства той или иной охоты, особых обстоятельствах, сопровождающих охоты и прочее; свидетельства об организации и о личном составе птичьей и псовой охот, бобровники, охотничьи лошади, охотничье снаряжение; потеха медвежья и львиная; охотничьи заклятья, поверья и прочее. Книга представляет собой одно из лучших произведений русского книжного искусства. Сразу после выхода в свет издание стало легендой и библиографической редкостью.

Автором идеи создания подобной книги явился император Александр III, который высказал пожелание о написании истории царской охоты в России. Издание должно было быть иллюстрировано лучшими русскими художниками. Данное поручение было дано Управлению Императорской охоты, в котором Н.И. Кутепов служил заведующим хозяйственной частью Императорской охоты.

Так как место службы Кутепова находилось в Гатчине , то можно сказать, что книга «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» рождалась здесь. В 1893 году была издана «Памятная записка о положении дела по составлению Сборника материалов, касающихся великокняжеской, царской и императорской охоты в России », своеобразный развернутый план будущей книги. В центре обложки экземпляра, хранящегося в Российской государственной библиотеке (Москва), был изображен императорский двуглавый орел, сжимающий в лапах два охотничьих рога, а в нижнем правом углу выполнена надпись «1891–1893 г. г. Гатчино ».

Н.И. Кутепов провел большую исследовательскую работу, собрав все известные к тому времени документы по истории охоты в российских архивах и библиотеках. В Примечаниях, которые составляют почти половину каждого тома, приводятся тексты подлинных исторических документов. До сих пор этот труд является непревзойденным по богатству собранных материалов.

На службе Н.И. Кутепов отличался хорошими организаторскими способностями, которые помогли ему и в создании великолепного коллектива художников, работавших над оформлением «Царской охоты». В книге были собраны работы известных русских художников – И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.А. Серова, В.И. Сурикова, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.М. и В.М. Васнецовых и многих других. Автором оформления переплетов издания, рисунков форзацев и многих иллюстраций в тексте явился Николай Семенович Самокиш – один из выдающихся графиков конца XIX – начала XX века.

«Царская охота» Н.И. Кутепова способствовала повышению интереса к книжной графике и иллюстрации, тем самым развитию искусства художественного оформления книг.

Очерк вышел в нескольких изданиях. Вначале книга вышла в коленкоровом переплете темно-зеленого цвета без иллюстраций, с минимальным украшением в виде скромных концовок, завершающих главы. Труд получил высочайшее одобрение. После этого Н.И. Кутепов приступил к изданию книги в том виде, о котором мечтал Александр III. Издание было осуществлено в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая считалась лучшей типографией того времени в России . Оборудование типографии позволило выполнить прекрасные шрифты, воспроизвести рисунки художников, изготовить серебряные углы в виде двуглавых орлов. Была использована высококачественная бумага, дорогие материалы для роскошных переплетов. Для того времени был характерен интерес к библиофильским изданиям, представляющим собой произведения искусства книжного дела, таковым и стала данная книга.

Первый том , посвященный истории великокняжеской и царской охоты на Руси с X по XVI век, вышел в 1896 году. В книге имелось посвящение «Блаженной и вечной памяти великого Государя Александра III», которое было воспроизведено во всех последующих томах. Второй том , рассказывающий о царской охоте в XVII веке, был напечатан в 1898 году. Экземпляры с использованием самых дорогих материалов предназначались для подношения высокопоставленным лицам, людям, оказывавшим помощь в издании книги.

В оформлении третьего тома , изданного в 1902 году, приняли участие художники – члены художественного объединения «Мир искусства»: Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере . Работы этих художников, хотя и составили лишь часть иллюстраций и оформления «Царской и императорской охоты», сразу изменили вид издания, придав ему новые качества. Участие в этом проекте имело для «мирискусстников» и для истории русской книжной графики немалое значение. В этой работе были выработаны новые принципы оформления и иллюстрирования книг на историческую тему, были заложены основы стиля графики объединения «Мир искусства», где глубокое знание культуры изображаемой эпохи сочеталось с полетом фантазии, понимание требований книжной специфики со свободой и гибкостью художественного языка.

Четвертый том , посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел в 1911 году после смерти Н.И. Кутепова, последовавшей 23 декабря 1907 года (11 января 1908 года). Работа была завершена благодаря усилиям его жены Елены Андреевны Кутеповой .

В книге (тома 3 и 4) неоднократно встречается упоминание о гатчинских землях, где охотились императоры и об истории Егерской слободы, которая была сооружена в середине XIX века в Гатчине. В четвертом томе можно увидеть иллюстрации, посвященные Гатчине: А. Бенуа «Прогулка Императора Павла I со свитою по Зверинцу в гор. Гатчине», «Прогулка Великого князя Николая Павловича с супругою своею Александрою Федоровною и свитою в гор. Гатчине», Н. Самокиш «Приоратский дворец в гор. Гатчине», «Долина реки Гатчинки в Зверинце», «Императорская Гатчинская ферма».

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси – история создания

"Этот труд тем более желателен, что он представляет интерес для каждого русского ". Такими словами сопроводил император Александр III в мае 1891 г. свое пожелание о составлении истории царской охоты в России, высказанное начальнику Императорской охоты князю Дмитрию Борисовичу Голицыну и заведующему хозяйственной частью полковнику Николаю Ивановичу Кутепову во время обхода охотничьих угодий в Гатчине .

Н.И. Кутепов пpовел огpомную исследовательскую pаботу, изучив большое количество матеpиалов, посвященных истоpии цаpских охот, в pазличных pоссийских аpхивах и библиотеках. В "Пpимечаниях", котоpые составляют едва ли не половину каждого тома "Цаpской охоты на Pуси", Н.И. Кутепов пpивел полные тексты подлинных истоpических документов, с котоpыми он pаботал. Научная ценность матеpиалов, собpанных Н.И. Кутеповым, подтвеpждается также тем фактом, что ему было довеpено написание статьи для "Энциклопедического словаpя" Ф.А. Бpокгауза и И.А. Ефpона, посвященной цаpской и великокняжеской охоте на Pуси (см.т.ХХХVIIа, с.808-811).

В 1893 г. Н.И.Кутепов издал "Памятную записку о положении дела по составлению "Сбоpника матеpиалов, касающихся истоpии великокняжеской, цаpской и импеpатоpской охот в Pоссии", где пpивел pазвеpнутый план содеpжания своего тpуда за вpеменной пеpиод до ХУП в. включительно. "Памятная записка" была издана в pовом пеpеплете темно-зеленого цвета. В сеpедине пеpедней кpышки - тисненый золотом импеpатоpский двуглавый оpел, сжимающий в лапах два охотничьих pога; в нижнем пpавом углу также золотым тиснением выполнена надпись: "1891-1893 год. Г.Гатчино".

В 1893-1895 гг. в типогpафии Главного упpавления уделов в Санкт-Петеpбуpге истоpия цаpских охот, написанная Н.И.Кутеповым, впеpвые вышла в свет. Это издание было исключительно малотиражным и не имело иллюстраций; его назначение объясняет письмо Н.И. Кутепова художнику В.В. Веpещагину , с которым он был знаком со времени военных действий в Болгарии:

"Многоуважаемый Василий Васильевич! Вот Вам и мое детище: пожалуйста, не pугайтесь, а главное это издание вышло всего в 10 экземпляpах, специально для товаpищей людей хоpоших - пока совеpшенно как Его Величество его еще и не видел - да оно еще и не закончено литеpатуpно, и тpебует сильной и внимательной коppектуpы. Издал я в таком виде поспешно еще и потому, что его необходимо иллюстpиpовать,- есть малая толика и pисунков и вещей памятников " (ГТГ, ф.17, N 806, б/д).

Оформление переплета издания Главного управления уделов аналогично переплету "Памятной записки", только он цельнокожаный, а даты, указанные на нем - 1893-1895 гг. Форзацы выполнены из светлой "муаровой" бумаги, обрез покрыт позолотой. Из украшений в тексте использованы только скромные типографские концовки.

В мае 1894 г. Н.И.Кутепов преподнес первый том "пробного" издания Александру III, за что был удостоен монаршей благодарности и соизволения на иллюстрирование издания лучшими русскими художниками. Для этого нужно было найти типографию, оснащенную очень хорошим репродукционным оборудованием. "Великокняжескую, царскую и императорскую охоту на Руси" 1896-1911 г.и., как известно, издала Экспедиция заготовления государственных бумаг , которая к означенному периоду считалась лучшей типографией России.

Экспедиция была основана в 1818 г., по указанию императора Александра I, как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг. Наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция активно занималась изданием книг. Являясь государственным учреждением и, следовательно, не будучи стесненной в средствах, Экспедиция имела возможность оснащать свои мастерские самым современным оборудованием. Высокий уровень технического оснащения Экспедиции, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все для издания, изначально задуманного как роскошное: и прекрасные шрифты ("Царская охота на Руси " была набрана новым тогда еще шрифтом "медиеваль "), и серебряные углы в виде двуглавых орлов, и высококачественную бумагу, практически не изменившую за столетие свой цвет, и великолепные воспроизведения акварельных, темперных и прочих рисунков художников. Так, многокрасочные внетекстовые иллюстрации, рисунки для которых были выполнены специально для этого издания лучшими художниками рубежа веков - В.М.Васнецовым, И.Е.Репиным, А.Н.Бенуа, В.А.Серовым, Л.О.Пастернаком, А.П.Рябушкиным, В.И.Суриковым и др. - были воспроизведены хромолитографией, а виньетки художника Н.С.Самокиша, украсившие все 4 тома издания - фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, был использован особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации имели защитные кальки, на которых, к тому же, были помещены подписи к рисункам.

Ответственным за воспроизведение изобразительного материала в издании был заведующий художественной частью Экспедиции, профессиональный гравер Густав Игнатьевич Франк, который также исполнил офорт "Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев" с оригинала И.Е.Репина для 2-го тома. Здесь следует упомянуть, что, наряду с автотипией и хромолитографией, в "Царской охоте на Руси" помещены 4 офорта (один, упомянутый выше, во 2-м томе, и три в 3-м томе издания, с оригиналов В.И.Якоби), а также две гелиогравюры (во 2-м томе, с оригиналов В.И.Сурикова и К.В.Лебедева).

Своим запоминающимся обликом "Царская охота на Руси" более всех других художников обязана Николаю Семеновичу Самокишу - одному из выдающихся книжных графиков рубежа веков. Именно он является автором оформления переплетов всех четырех томов издания, а также рисунков форзацев и иллюстраций в тексте (кроме третьего тома, где виньетки наряду с Н.С.Самокишем выполнили художники - "мирискусники" А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере и Л.С.Бакст). Рисунки пером Н.С.Самокиша, изображающие пеших и конных охотников, диких зверей, оружие, охотничьих собак и птиц, часто сопровождались использованием элементов орнаментики древнерусских рукописных книг (в первых двух томах издания).

Отдельную группу иллюстраций составляет сюита рисунков Н.Самокиша к поэме Л.Мея "Избавитель", посвященной охоте царя Алексея Михайловича. Данные иллюстрации представляют собой комбинацию графических рисунков, орнаментальных обрамлений и текста поэмы, написанного старинным полууставом. Таким оригинальным образом - "текст в тексте" - проиллюстрирована часть 2-го тома, отведенная примечаниям. Известно, что "Избавитель", иллюстрированный Н.С.Самокишем, выходил также отдельным изданием.

Н.И.Кутепов был не только автором, но и издателем своего исторического труда. Он приглашал известных русских художников для иллюстрирования книги, вел с ними переписку творческого и организационного характера (например, обсуждал сюжеты для иллюстраций, оговаривал суммы гонораров и т.п.), осуществлял окончательный выбор работ для воспроизведения вместе с Г.И.Франком, был в курсе содержания всех ступеней издательско-полиграфического процесса в Экспедиции, а впоследствии решал вопросы по распространению книги.

Четыре тома "Царской охоты на Руси", как известно, была изданы соответственно в 1896, 1898, 1902 и 1911 гг. Причину, по которой между изданием 3-го и 4-го томов прошло почти десять лет, мы узнаем из письма жены Николая Ивановича Кутепова – Елены Андреевны Кутеповой – к художнику А.Н.Бенуа , принимавшему участие в иллюстрировании III и IV томов "Царской охоты на Руси" (письмо в траурной раме):

"Многоуважаемый Александр Николаевич, Вы, конечно, знаете о постигшем меня страшном горе, не стало Николая Ивановича, он скоропостижно скончался 23 (29-?-неразб.) декабря.- Работа его IV тома не остановится и мне разрешено будет ее докончить и издать IV том. Вот я и прошу Вас продолжать Вашу работу и если что-нибудь надо - какие-нибудь справки, обращайтесь ко мне - так как я в курсе всей работы моего покойного мужа " (ГРМ, ф.137, ед.хр. N 1120/1, 25 января 1908 г.)

По изяществу оформления (пурпурный переплет с золотым тиснением, решенный Н.С.Самокишем в стиле "ампир", золоченый обрез, полихромные иллюстрации-вклейки, шелковое ляссе) последний том "Царской охоты на Руси", изданный при участии Е.А.Кутеповой, ни в чем не уступал своим "предшественникам". Из ее писем к А.Н.Бенуа мы узнаем, что рисунки художников для 4-го тома она обсуждала непосредственно с императором Николаем II: "...я ждала от Г.И.Франка письма, где он мне, по моей просьбе, сообщил бы о том, что картину он от Вас получил, но до моего возвращения в Петербург ее бы не воспроизводил, так как я картины еще не видала и может быть я найду нужным ее показать Его Величеству, как я делаю со всеми картинами, которые я получила после смерти моего мужа " (ГРМ, ф.137, ед.хр. N 1120/3, 22 июля 1908 г.)

Последний том "Царской охоты на Руси" заканчивается описанием охот при дворе Александра II , с воспроизведением значительного количества зарисовок с натуры художника М. Зичи , неоднократно сопровождавшего императора в его выездах. Болезнь и смерть помешала Н.И. Кутепову осветить тот период императорских охот, в которых он сам был непосредственным участником и организатором – период правления Александра III . Возможно, этот материал составил бы заключительный, 5-й том роскошного издания.

Появление каждого нового тома "Царской охоты на Руси" сопровождалось откликами в прессе, из которых наибольший историко-книговедческий интерес представляют рецензии, опубликованные в журнале "Исторический вестник": рецензии П.Полевого на 1-й и 2-й тома (1896 .- Т. LXIV, май.- С.676-678; 1899 .- Т.ХХУ, февраль.- С.683-687) и рецензия С.Шубинского на 3-й том (1903 .- Т.ХС1, март.- С.1136-1137).

Издание Н.И.Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, наиболее представительными из которых были: выставка "Искусство в книге и плакате", проходившая в рамках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911г.- январе 1912г. (был показан 3-й том издания), и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге, 1914г. (экспонировались все 4 тома).

"Царская охота на Руси" была издана в нескольких вариантах переплета: - в цельнокожаном переплете, с серебряными углами 84-й пробы в форме двуглавых орлов на передней крышке (кроме 4-го тома, не имевшего углов), с тройным золоченым обрезом, в суперобложке под цвет переплета с тисненым золотом двуглавым орлом (данный вариант предположительно предназначался для подношения высокопоставленным лицам). В подобных экземплярах встречались тканевые форзацы, как, например, в экземпляре 4-го тома из библиотеки Николая II (Государственный Эрмитаж)
– форзац и нахзац муаровые, на форзаце
– тисненый золотом вензель императора;
- в коленкоровом переплете с кожаным корешком, с тройным золоченым обрезом, с бумажными форзацами, оформленными Н.С.Самокишем (подобный вариант был подготовлен для розничной продажи; так, в магазинах Экспедиции заготовления государственных бумаг и "Товарищества М.О.Вольф" книгу можно было приобрести по цене 50 рублей за том).

Кроме того, на рубеже Х1Х и ХХ вв. - в период расцвета библиофилии - не могли не выпустить нумерованные экземпляры столь замечательного издания, с использованием самых дорогих материалов и в специальных футлярах, оклеенных изнутри тканью. Номера были указаны на титульном листе тома, идущем перед оглавлением, а также на ярлычке футляра; всего нумерованных экземпляров было, по-видимому, не менее 150 (максимальный из встреченных - № 137).

Тираж "Царской охоты на Руси" был, по-видимому, небольшим, в силу значительных материальных затрат на издание "царских книг высокого качества", как называл свое детище Н.И.Кутепов. Этим объясняется тот факт, что на современном антикварно-букинистическом рынке "Царская охота на Руси", особенно полный ее комплект, встречается крайне редко.

«ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ, ЦАРСКАЯ И ИМПЕРАТОРСКАЯ ОХОТА НА РУСИ» Н. И. КУТЕПОВА - ШЕДЕВР РУССКОГО КНИГОИЗДАНИЯ

Г. В. Аксенова

Аннотация. В статье рассматривается многотомная история охоты на Руси и в России Н. И. Кутепова, заведующего хозяйственной частью Императорской охоты, как образец и шедевр искусства книгопечатания XIX - начала XX вв.

Ключевые слова: книга, издательство, история охоты, батальная и историческая живопись, полиграфия, Н. И. Кутепов.

Summary. The article examines the multi-volume history of hunting in Rus and Russia by N. I. Kutepov, head of the economic part of the Imperial hunting, as an example and masterpiece of the book publishing of the 19th - early 20th centuries.

Keywords: book, publishing, history of hunting, battle and historical painting, polygraphic industry, N. I. Kutepov.

Красивая, с любовью оформленная, полиграфически высокопрофессионально исполненная книга всегда привлекала и привлекает внимание читателя. На рубеже XIX-XX вв. в России работало несколько издательств, выпускавших роскошно оформленные книги с учетом древнерусских традиций. Среди них известные издательства А. Ф. Маркса, А. Ф. Девриена, И. Н. Кнебеля, Экспедиция заготовления государственных бумаг, издательство картографического заведения А. Ильина (в настоящее время Госзнак) и др. В первую очередь, именно в этих издательствах создавались изысканно оформленные, хорошо иллюстрированные книги, освещающие различные вопросы русской истории и отвечающие самым

разнообразным запросам читающей публики. В области книжной графики с издательствами сотрудничали выдающиеся русские живописцы: В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров,

A. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Ф. А. Рубо, К. В. Лебедев, Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий, Б. В. Зворыкин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере,

B. А. Серов и многие другие.

Одним из лучших изданий, выпущенных на рубеже XIX-XX вв., стал четырехтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» , в котором был использован многовековой опыт оформления рукописных и печатных книг и который был хорошо известен специалистам-книговедам, библиофилам и, конечно

Остановимся подробно на этой уникальной книге, воплотившей в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовавшей формированию интереса русского общества не только к русской истории, но и к древней книжной традиции.

Генерал-майор Николай Иванович Кутепов (1851-1908), исследователь и писатель, заведующий хозяйственной частью Императорской охоты, происходил из дворян Владимирской губернии. В 1869 г., окончив 3-е Александровское военное училище, начал служить в Лейб-гвардии стрелковом императорской фамилии батальоне в чине прапорщика. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе и в знаменитом сражении на Шипке. Был ранен. В сентябре 1885 г. его определили на службу в Императорскую придворную охоту на должность заведующего хозяйственной частью. Находясь на этой службе, он получил сначала звание полковника, в 1900 г. - чин генерал-майора, а в 1906 г. вышел в отставку.

Николай Иванович Кутепов вместе со своей семьей жил в Гатчине, где и располагалась Императорская охота, был церковным старостой в церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе. По его инициативе осенью 1898 г. в Гатчине

состоялось открытие народной библиотеки Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, членом которого он был.

Главным делом Н. И. Кутепова стало написание и издание серьезнейшего исследования, посвященного истории охоты. Начало этой работе положил император Александр III в 1891 г., высказав пожелание о составлении истории царской охоты в России начальнику Императорской охоты князю Д. Б. Голицыну и заведующему хозяйственной частью Н. И. Кутепову во время обхода охотничьих угодий в Гатчине. «Этот труд тем более желателен, что он представляет интерес для каждого русского», - произнес император . Составление исторического очерка, который должен был хронологически охватить период от Древней Руси до Александра III, непосредственно поручили Н. И. Кутепову.

Перед историком была поставлена достаточно сложная задача - впервые собрать и проанализировать огромный, доселе малоисследованный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования Древнерусского государства до конца XIX в. О проблемах, связанных с работой, Н. И. Кутепов написал в «Памятной записке о положении дела по составлению "Сборника материалов, касающихся истории Великокняжеской, Царской и Императорской охот в России"» 1. Его исследовательская работа началась с поиска сведений об организации охоты, с «рассмотрения древних ру-

1 В записке, ставшей своеобразным отчетом о предстоящей работе, Н. И. Кутепов дал полный перечень всех материалов, изученных специально для подготовки как всего издания, так и его разделов.

кописей, до настоящего времени не напечатанных и хранящихся в различных наших архивах» , таких как Государственный Архив, Московский Архив Министерства Двора, Архив Министерства Иностранных Дел и Архив Московского Министерства Юстиции. Полученные архивные данные были дополнены из печатных сборников древних актов, из сочинений русских историков, мемуаров и записок современников, иностранных путешественников, посещавших Россию в разные времена. Огромную помощь исследователю оказали русские ученые, библиотекари, коллекционеры: А. Ф. Бычков, В. В. Стасов, Н. П. Лихачев, А. А. Фаворский, С. Л. Ширяев, С. Н. Шубин-ский, С. А. Белокуров, Н. П. Павлов-Сильванский, А. В. Половцов, Г. В. Есипов, В. П. Ламбин, И. М. Губкин. Богатейшее собрание гравюр в распоряжение Н. И. Кутепова и издателей предоставил П. Я. Дашков.

К началу 90-х гг. XIX в. Н. И. Куте-пов полностью подготовил тексты по истории охоты в Киевской Руси, в Московском государстве при последних Рюриковичах и в XVII в. при первых Романовых. В изданной в 1893 г. «Памятной записке...» он изложил развернутый план будущей книги. В это же время в типографии Главного управления уделов в Санкт-Петербурге история царских охот, написанная Н. И. Кутеповым, впервые вышла в свет. Это было малотиражное издание без иллюстраций. Его назначение объясняло письмо Н. И. Кутепо-ва художнику В. В. Верещагину, с которым он был знаком со времени Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: «Многоуважаемый Василий Васильевич! Вот Вам и мое детище: пожалуй-

ста, не ругайтесь, а главное это издание вышло всего в 10 экземплярах, специально для товарищей людей хороших - пока совершенно как Его Величество его еще и не видел - да оно еще и не закончено литературно, и требует сильной и внимательной корректуры. Издал я в таком виде поспешно еще и потому, что его необходимо иллюстрировать, есть малая толика и рисунков и вещей памятников» .

В мае 1894 г. Кутепов преподнес пробное (и потому малотиражное) издание готового текста императору, за что удостоился монаршей благодарности. С 1894 г. началась серьезная подготовка нарядного подарочного издания, к оформлению которого были привлечены лучшие художественные силы России: молодые, талантливые и уже прославившиеся своими историческими работами, а также работами в области книжной графики художники К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Н. С. Самокиш, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо. Печатание поручили Экспедиции заготовления государственных бумаг - лучшей типографии России.

Первый том с посвящением императору Александру III, не дожившему до выхода книги (он скончался 20 октября 1894 г.), названный «Великокняжеская и царская охота на Руси», увидел свет в 1896 г. Текст посвящения гласил: «Блаженной и вечной памяти великого государя Александра III благоговейно посвящается сей труд, по его царственному желанию начатый, по его мысли исполненный». Лицевую крышку переплета первого тома украсил вензель Александра III с изображением импера-

торской короны в лучах солнца. Темой прославления императорской власти отмечены переплеты всех четырех томов издания. Изображение двуглавого императорского орла с гербом Москвы на груди, держащего в лапах скипетр и державу и увенчанного императорской короной, можно увидеть на корешках 1-го, 2-го и 3-го томов, а также на лицевых крышках переплетов 2-го и 4-го тома.

В 1896 г. французский литературовед и критик, большой любитель путешествий виконт Эжен-Мельхиор де Вогюэ, познакомившись с присланным ему экземпляром «Великокняжеской и Царской охоты на Руси», написал Н. И. Кутепову: «Ваша книга адресована не только охотникам: Ваше создание - это живописная глава национальной истории. Вашей целью, как мне известно, было реализовать идею светлейшего императора Александра III; и, насколько я себе представляю, невозможно лучше исполнить это желание, лучшим образом почтить память суверена, которого почитали как монарха и как того, кто был покровителем исторических исследований. Суеверные охотники не станут целиться, если им под руку пожелают удачи; я не желаю, стало быть, большого успеха своему историку; но я поздравляю сердечно с этой прекрасной работой и прошу милостиво принять выражение моих самых замечательных чувств» .

Второй том, посвященный царской охоте XVII столетия, был издан следом, в 1898 г.

Работа над историей «Охоты» продолжалась до конца жизни автора. Николай Кутепов подготовил серию очерков по истории охоты в

XVIII в. (увидела свет в 1902 г.). И сама история этого времени, и охота с ее традициями заметно отличались от всего предшествующего периода. XVIII столетие - это новая, другая история России, к художественному воплощению которой с особым интересом и вниманием обращались художники объединения «Мир искусства». Лидеров именно этого объединения Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста и привлек историк для создания образа новой эпохи на книжных полосах с учетом новой книжной традиции, возникшей в XVIII в. В иллюстрировании третьего тома также приняли участие К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, Л. О. Пастернак, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов. Были использованы художественные работы А. С. Степанова и А. К. Беггрова. Лицевая крышка этого тома, посвященного императорским охотам XVIII в., украшена изображением двух соколов, переносящих императорскую корону с одного берега реки, где можно различить выполненные золотым тиснением контуры московского Кремля, на другой берег, где мы видим шпиль Петропавловского собора; рисунок символизирует перенос при Петре I столицы государства из Москвы в Санкт-Петербург и начало императорского правления в России.

Четвертый том, посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел только в 1911 г., после смерти Н. И. Кутепова. Работа была завершена благодаря усилиям его вдовы Елены Андреевны. Она продолжила работу с художниками, обсуждая каждый рисунок с императором Николаем II. В результате, в издание вошли работы

А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, К. В. Лебедева, Н. С. Самокиша, А. С. Степанова, И. Е. Репина, Ф. А. Рубо,

A. В. Маковского, Н. Е. Сверчкова,

B. И. Навозова, П. П. Соколова, М. А. Зичи, Я. И. Бровара, А. Е. Кар-неева, В. Г. Шварца. При оформлении четвертого тома книги (так же, как и предыдущих) использовались гравюры, предоставленные известным русским коллекционером П. Я. Дашковым.

Что касается содержания, то последний том заканчивался описанием охот при дворе Александра II с воспроизведением значительного количества зарисовок с натуры художника М. А. Зичи, неоднократно сопровождавшего императора в его выездах. Болезнь и смерть помешали Н. И. Кутепову осветить тот период императорских охот, в которых он сам был непосредственным участником и организатором - период правления Александра III. Исследователи предполагают, что этот материал должен был составить заключительный, пятый том роскошного издания.

Как уже было сказано выше, все четыре тома «Охоты» печатались в Экспедиции заготовления государственных бумаг, считавшейся лучшей типографией России. Основанная в 1818 г. по указанию императора Александра I как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг, наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция занималась изданием высокохудожественных книг. Не будучи стесненной в средствах, Экспедиция постоянно оснащала свои мастерские самым современным оборудо-

ванием. Высокий уровень технического оснащения, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все необходимое для издания «Великокняжеской, Царской и Императорской охоты на Руси», задуманной как роскошное, в лучших традициях русской книжности издание: прекрасные шрифты (тогда еще новый, специально созданный шрифт «медиеваль»), серебряные наугольники в форме двуглавых орлов, высококачественная бумага, великолепные воспроизведения рисунков художников. Многокрасочные внетекстовые иллюстрации воспроизвели хромолитографией, а виньетки художника Н. С. Самокиша - фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, использовали особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации защитили кальками, на которых, поместили подписи к рисункам. За воспроизведение изобразительного материала в издании отвечал заведующий художественной частью Экспедиции гравер Г. И. Франк, исполнивший офорт «Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев» по оригиналу И. Е. Репина (2-й том). Наряду с автотипией и хромолитографией, в «Царской охоте на Руси» поместили 4 офорта (один, упомянутый выше, и три - с оригиналов В. И. Якоби), а также две гелиогравюры по оригиналам В. И. Сурикова и К. В. Лебедева. Хромолитографии в издании очень высокого качества и вполне достоверно передают все переходы цветовых тонов оригиналов, выполненных акварелью или темперой.

Изданные тома имели яркие, оригинальные, запоминающиеся переплеты, форзацы и суперобложки, выполненные по рисункам Н. С. Самокиша. Особую торжественность добавили золоченые обрезы и шелковые ляссе. Изящное внешнее оформление, иллюстрации-хромолитографии, заставки, виньетки, концовски - все это вместе создало гармоничный целостный ансамбль с текстом, посвященным истории охоты.

Все четыре тома «Охоты» были изданы как на русском, так и на французском языках. Оформление практически не отличалось от издания на русском языке, за исключением небольших изменений, внесенных Н. С. Самокишем в художественный облик переплетов и форзацев. Так, например, в написании заглавия книги на переплете «французского» варианта 1-го тома - «La Chasse Grand-Ducale et Tsarienne en Russie» - Н. С. Самокиш использовал стилизацию под готический шрифт. Подписи к воспроизведенным в тексте документам даны на французском языке.

Появление каждого тома сопровождалось откликами в прессе. Рецензии, авторами которых были известные русские историки и издатели П. Н. Полевой, С. Н. Шубинский, А. В. Половцов, публиковались в крупнейших журналах и газетах, таких как «Исторический вестник», «Русский вестник», «Журнал Министерства народного просвещения», «Московские ведомости», «Правительственный вестник» и др. .

Издание Н. И. Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, среди них: выставка «Искусство в книге и плакате», проходившая в рам-

ках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911 - январе 1912 г., и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г.

Среди художников, привлеченных к работе над изданием, были и те, кто в своем творчестве обращался к древнерусской рукописной традиции, использовал различные типы древнерусского письма (устав, полуустав, скоропись) при создании цельной художественной композиции, пытался самостоятельно работать в области искусства рукописной книги. Такими художниками были братья В. М. и А. М. Васнецовы, К. В. Лебедев, А. П. Рябуш-кин, Н. С. Самокиш.

Основная оформительская нагрузка при издании «Охоты» легла на плечи Н. С. Самокиша, который смог предложить новое, удивительное художественно-графическое решение подачи исторического материала, широко используя традиции древнерусского искусства. Именно его заставки, виньетки, инициалы, концовки и полевые украшения, выполненные в древнерусском стиле, связали все четыре тома книги в единое целое. Не текст автора, достаточно фрагментарный (ведь книга - это серия очерков), а именно графические работы сделали ее таковой.

Эта уникальная книга воплотила в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовала формированию интереса русского общества и к русской истории, и к древней книжной традиции, и к книгопечатанию, приобщая читателей к высокой полиграфической культуре.

Охота с незапамятных времен была в моде у русских царей. Заниматься ею считалось полезным и даже необходимым, потому что она воспитывала у наследников дух и силу воли. И порой охота помогала Российской империи в решении сложных геополитических проблем.

Краткий экскурс

Первым из государей, кого можно назвать охотником, является князь Игорь Рюрикович. Если вспомнить предание, то Игорь встретил свою будущую жену Ольгу именно тогда, когда он охотился. Впоследствии многие князья Киевской Руси уделяли время этому занятию, в том числе Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Московские князья тоже страстно увлекались охотой. Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович устраивали пышные охотничьи церемонии. Их немалые затраты превращались в отдельную статью государственных расходов. Даже Борис Годунов, по свидетельствам очевидцев, полюбил соколиную травлю. После Смуты Михаил Федорович возродил царское ремесло Артемиды, существовавшее вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Лишь в годы Петра I, Павла I и Александра I она временами выходила из моды.

Соколиная охота в особенности нравилась Алексею Михайловичу Тишайшему

Первый из государей, кого можно назвать охотником, — Игорь Рюрикович



Алексей Михайлович

У каждого царя были свои предпочтения в охоте. Вот Алексею Михайловичу особое удовольствие доставляла соколиная охота. Он живым образным языком написал «Урядник сокольничьего пути», в котором излагаются основные правила охоты и особый устав сокольника. Царь имел штат из трехсот смотрителей за птицами. Эта книга была высоко оценена его современниками и является важным памятником древнерусской литературы. Также Алексей Михайлович любил выезжать на псовую ловлю. Когда он покидал город, то просил никого из подданных его не беспокоить.




Псовая охота

Алексей Михайлович имел штат из 300 смотрителей за птицами


Александр II

Александр Освободитель слыл поклонником зверовых охот на медведя, лося и зубра. Она была неотъемлемой частью его досуга. Интерес к этой забаве у императора проснулся еще в детстве. Его воспитатель Карл Мердер вспоминал, что Алексей Николаевич к десяти годам овладел ружьем и уже в четырнадцать лет принял участие в настоящей травле волков. Тогда императорская охота тщательно продумывалась. Кроме обычных приготовлений, включающих в себя схему передвижений отряда и сбора необходимой экипировки, составлялись списки участников и подробная программа всех действий.

Часто на охоту государя приглашались не только князья, графы, генералы, но и важные иностранные гости вместе с дипломатами. В списках гостей значились австрийский император Франц Иосиф, принц Август Вюртембергский, великий герцоги Карл Саксен- Вейрмарский и Георгий Мекленбург-Стрелицкий, а также многие другие.


Первая охота в Беловежской пуще была приурочена к диппереговорам

Так, осенью 1860 года Александр положил начало охоте в Беловежской пуще, которая была приурочена к важным дипломатическим переговорам между Пруссией, Россией и Австрей. На нее были приглашены представители высшей государственной элиты, среди которых были и перечисленные выше люди. В честь важных гостей устроили фейерверк, а коронованных особ разместили в дворце императора. Это пышное мероприятие обошлось в 18 тысяч рублей. И трофеи, из которых изготавливали чучела и ковры, преподносились в качестве дипломатических подарков.




Говорят, что однажды Александра II чуть не загрыз медведь

Любимой охотничьей резиденции императора Александра был дворцово- парковый ансамбль Гатчины, где еще ранее по инициативе фаворита Екатерины Григория Орлова был устроен зверинец. Также излюбленным местом для этого развлечения стала Лисинская казенная дача, находившаяся в ведомстве министерства государственных имуществ. При Александре II на фоне запрета охоты на зубров для видового разнообразия специально ввозились олени из Германии по его личной инициативе.

Александр III



Александр III тоже любил поохотиться, 1890-е

Первой охотничьей «столицей» российских императоров был Петергоф. Затем этот титул переняла Гатчина, а затем ею стала Беловежская пуща благодаря Александру III. Император в 1888 году издал указ о передаче пущи в собственность своей семьи взамен царских земель в Орловской и Симбирских губерниях. Строительство роскошной охотничьей резиденции началось в 1889 году по проекту архитектора Николая де Рошфорта.




Так выглядел императорский дворец в пуще

Первой охотничьей «столицей» российских императоров был Петергоф


В короткие сроки Беловежская пуща была подготовлена для проведения самых пышных охот за всю историю России. В короткие сроки численность животных выросла во много раз наравне с увеличившемся государственными ассигнованиями в егерскую службу. В последние годы царствования Александра III были отстроен охотничий дворец и церковь Николая Чудотворца.




На этой фотографии можно найти не только императора, но и будущего наследника. 1890-ые годы

Лесной массив Беловежской пущи уникален. Это одно из немногих природных мест, которое сохранило свое первобытное состояние. В Беловеже Александр III 30 августа 1894 года отметил свои последние именины, а затем 20 октября умер в Крыму в Ливадийском дворце.



Император Александр возле убитого охотниками оленя. Фотография 1890-х годов

Николай II

Николай Александрович, в отличии от своих предшественников, увлекался ружейной охотой. Он считал эту забаву настоящим мужским занятием, «освежающим душу».



Император Николай II в охотничьем костюме. Конец 1890-х годов

Охота нравилась и его дочерям. Татьяна Николаевна с восторгам написала в дневнике 21 сентября 1912 года: «В Беловеже было ужасно весело. Мы ездили с Папа на охоту Ольга и я. Мари была с Анастасьей только два раза. Я стояла два раза у Папа на номере, раз у кн. Голицына, раз у кн. Голицына, раз у кн. Белосельского и раз у Дрентельна. Ужасно было хорошо». А судя по другим дневниковым записям Николаю II последний раз в жизни довелось охотиться 9 марта 1914 года.


Царский завтрак в Беловежской пуще, 1901 год

Беловежская охота считалась одной из самых престижных в Европе. Император Германии Вильгельм II не раз открыто выражал желание приехать в Беловеж, однако Николай всячески игнорировал его просьбу. По рассказам свидетелей, Николай не пользовался всевозможными послаблениями егерей. Зверя не привязывали и не загоняли заранее, царь сам со своим ружьем находил его. Так, в дневнике 4 сентября он записал: «Всего я теперь убил 6 зубров, что меня чрезвычайно радует!»




Николай с подстреленным им оленем. 1912 год

Даже после Октябрьской революции охота на высшем уровне не пропала. К примеру, Леонид Ильич Брежнев уделял этому занятию много свободного времени. А ныне Беловежская пуща находится на территории современной Польши. Царская охота была запечатлена множеством фотографий, дневниковых записей и прочих свидетельств. К тому же, за ней пристально следила светская хроника. Это занятие считалось неотъемлемой частью жизни российских царей и императоров, потому что оно закаляло их характер.