Девочка чумазая — Агния Барто. Стихотворения А.Барто Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто

Подготовила:

Воспитатель группы «Капелька»

Лаборешникова М.П.

Конспект интерактивного занятия по стихотворению

А. Барто «Девочка чумазая»

Цель:

Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела;

Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;

Поддерживать интерес к познанию своего тела;

Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Вид занятия: Занятие с использованием ИКТ.

Оборудование: Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», иллюстрации, видеоролик по стихотворению, 2 куклы заранее измазанные, игра «Одень девочку по погоде»(бумажная кукла с одеждой).

Ход занятия:

Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его.

Давайте вместе с вами вспомним, как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)приложение 1

Что мы используем при мытье рук? А после чего необходимо мыть руки?

(при мытье рук мы используем мыло. Руки нужно мыть после прогулки, перед едой и после туалета.)приложение 2

Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)

Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку. приложение 3

Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.

«Девочка чумазая»

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные

Ладошки;

На локтях-

Дорожки.

Я на солнышке,

Лежала,

Руки кверху

Держала.

Вот они и загорели.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.

Я на солнышке

Лежала,

Нос кверху

Держала, вот он и загорел.

Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы

Измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги,

Как у негра.

Я на солнышке

Лежала, пятки кверху держала.

Вот они и загорели.

Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка. Дайте мыло.

Мы её ототрём.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало,

Царапалась,

Как кошка:

Не трогайте

Ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слёз:

Ой, мой бедный

Носик!

Он мыла

Не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А нос тоже отмылся.

Отмывала полосы-

Кричала громким

Ой. Боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

А пятки тоже отмылись.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Посмотрите, вот эта девочка. Что с девочкой не так? (она испачкалась, грязная, чумазая)

Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками )

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра.

Пятки тоже черные.

Вам нравится такая грязная девочка? (нет ). Стали бы вы играть с чумазой девочкой? (нет ). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)

От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.

Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть )

Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом )

Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.

Физкультминутка:

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, сдавайся!

Волосы тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем ) Давайте покажем, как надо мыть волосы. (имитация движений)

Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены!)

Кто же помогает девочке? (мама)

Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?

( надо взять полотенце и вытереться)

Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.

Осталось девочке только расчесать волосы. Чем? (расческой)

Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косоньки.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)

Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)

Игра, чья команда быстрее отмоет куклу.

Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть другие ребята?»

Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)

Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.

В заключении дать детям поиграть в игру «Одень девочку по погоде». показать детям фрагмент из мультфильма «Мойдодыр» .

Приложение

2.

4.


— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях — дорожки.- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,
Будто закопченный.

— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —

Разобиделась до слез:
-Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

— Конец —

Стих А. Барто. Иллюстрации М. Маломуд

Написано вместе с Павлом Барто

— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.

— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.

— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто

Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.

Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.

«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях — дорожки.

— Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

— Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги — как у негра.

— Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

— Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —

Разобиделась до слез:

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы —

— Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

— А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Шпиякина Наталья Викторовна
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» (средняя группа)

Чтение стихотворения А . Барто «Девочка чумазая »

Це ль : Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Воспитывать желание следить за своим внешним видом, беречь здоровье.

(Дети в круг. Динамическая пауза «Зарядка» ).

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, солнце!

Мы – проснулись!

(Дети садятся вместе с воспитателем полукругом на коврике)

В : - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какие вы красивые, глазки чистенькие, ручки чистенькие, щечки чистенькие. (Раздается стук в дверь)

В : - Ребята, послушайте, кажется к нам кто-то пришел в гости. (Воспитатель заносит в группу чумазую куклу ) .

В : - Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля. (Дети здороваются с куклой Олей. Дети замечают, что кукла грязная) .

В : - Оля, почему ты такая не опрятная? Ладошки грязные, носик грязный, ножки грязные?

О : - Ребята, это не грязь, я просто загорала. Я чистенькая.

Д : - Нет, ты грязная.

В : - Правильно ребята, кукла Оля грязная.

В : - Ребята, я знаю стихотворение про куклу Олю . Его написала детская писательница Агния Барто , стихотворение называется «Девочка чумазая » .

(Дети встают полукругом около экрана телевизора, воспитатель читает стихотворение и показывает иллюстрации к нему).

А. Барто «Девочка чумазая » .

Ах ты, девочка чумазая ,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях – дорожки.

Я на солнышке

руки кверху

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ах ты, девочка чумазая ,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

Я на солнышке

нос кверху

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Ах ты, девочка чумазая ,

ноги в полосы

измазала,

не девочка ,

как у негра.

Я на солнышке

пятки кверху

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну – ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала ,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка :

Не трогайте

Они не будут белые :

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ – ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз :

Ой, мой бедный

не выносит!

Он не будет белый :

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

В : - Ребятки, мы с вами немножко устали, сейчас немножко отдохнем, умоемся с вами. А кукла Оля посмотрит, что нужно делать, что бы стать чистой.

(Дети выполняют действия соответственно тексту) .

Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки (Делают руками ручеек) .

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки (Машут ручками) .

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки (Приседают) .

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки (Поднимают руки в верх, тянутся на носочках) .

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля! (Бегут друг за другом на носочках и садятся на стульчики) .

В : - Ребята, кто написал стихотворение , которое мы прочитали? (А. Барто ) . Как называется стихотворение А . Барто ? («Девочка чумазая » ).

В : - Ребята, какая была девочка , про которую мы читали стихотворение ? (Чумазая , грязная, неопрятная) . Совсем как кукла Оля.

В : - Как в стихотворении девочка стала чистой ? (ее умыли)

В : - Что нужно делать что бы оставаться чистыми и красивыми? (мыться, умываться) .

В : - Ребята, а зачем нам необходимо умываться каждый день? (что бы оставаться чистыми и не болеть. Ведь, когда мы не умываемся и не моемся мы можем заболеть от микробов, которые бывают в грязи).

В : - Ребята, давайте мы вместе с вами умоем куклу Олю, что бы она была чистенькая и не болела.

В : - А чем мы будем ее умывать? (Водой, мылом и мочалкой)

В : - Правильно. Это предметы личной гигиены.

(Воспитатель предлагает детям подойти к тазику с водой, намочить руки и намылить их, помыть куклу Олю).

В : - Молодцы ребята. А теперь нужно вытереть ее полотенцем на сухо.

О : - Спасибо ребята, теперь я чистая и красивая. Я поняла, что нужно каждый день умываться с мылом и мыться с мочалкой, чтобы не болеть. А теперь мне пора идти к маме. (Дети говорят кукле Оле до свидание) .

В : - Ребята, вам понравилось наше занятие?

В : - А что вам понравилось больше всего?

В : - Про кого мы читали стихотворение ? Кто его написал?

В : - Вы запомнили зачем нужно умываться каждый день?

Публикации по теме:

Задачи: -формировать привычки здорового образа жизни, прививать стойкие культурно -гигиенические навыки -развивать представление о чистоте,.

Задачи: - воспитывать желание слушать авторские произведения; - формировать умение отвечать на вопросы; - предоставлять детям возможность.

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Наша Маша чумазая» средняя группа Виды деятельности: познавательно-исследовательская, самообслуживание, коммуникативная, социальная. Образовательные области: социально-коммуникативное.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Цель: помочь детям запомнить стихотворение.

Конспект НОД по речевой деятельности в 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Программное содержание: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто; учить рассказывать стихотворение с помощью воспитателя. Расширять.