Девочка чумазая — Агния Барто. Стихотворения А.Барто Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто
Подготовила:
Воспитатель группы «Капелька»
Лаборешникова М.П.
Конспект интерактивного занятия по стихотворению
А. Барто «Девочка чумазая»
Цель:
Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела;
Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;
Поддерживать интерес к познанию своего тела;
Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.
Вид занятия: Занятие с использованием ИКТ.
Оборудование: Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», иллюстрации, видеоролик по стихотворению, 2 куклы заранее измазанные, игра «Одень девочку по погоде»(бумажная кукла с одеждой).
Ход занятия:
Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его.
Давайте вместе с вами вспомним, как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)приложение 1
Что мы используем при мытье рук? А после чего необходимо мыть руки?
(при мытье рук мы используем мыло. Руки нужно мыть после прогулки, перед едой и после туалета.)приложение 2
Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)
Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку. приложение 3
Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.
«Девочка чумазая»
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные
Ладошки;
На локтях-
Дорожки.
Я на солнышке,
Лежала,
Руки кверху
Держала.
Вот они и загорели.
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Я на солнышке
Лежала,
Нос кверху
Держала, вот он и загорел.
Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы
Измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги,
Как у негра.
Я на солнышке
Лежала, пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка. Дайте мыло.
Мы её ототрём.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Царапалась,
Как кошка:
Не трогайте
Ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слёз:
Ой, мой бедный
Носик!
Он мыла
Не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
А нос тоже отмылся.
Отмывала полосы-
Кричала громким
Ой. Боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А пятки тоже отмылись.
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Посмотрите, вот эта девочка. Что с девочкой не так? (она испачкалась, грязная, чумазая)
Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками )
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра.
Пятки тоже черные.
Вам нравится такая грязная девочка? (нет ). Стали бы вы играть с чумазой девочкой? (нет ). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)
От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.
Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть )
Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом )
Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.
Физкультминутка:
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, сдавайся!
Волосы тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем ) Давайте покажем, как надо мыть волосы. (имитация движений)
Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены!)
Кто же помогает девочке? (мама)
Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?
( надо взять полотенце и вытереться)
Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.
Осталось девочке только расчесать волосы. Чем? (расческой)
Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:
Чешу, чешу, волосоньки,
Расчесываю косоньки.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)
Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)
Игра, чья команда быстрее отмоет куклу.
Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть другие ребята?»
Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)
Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.
В заключении дать детям поиграть в игру «Одень девочку по погоде». показать детям фрагмент из мультфильма «Мойдодыр» .
Приложение
2.
4.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях — дорожки.- Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слез:
-Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
— Конец —
Стих А. Барто. Иллюстрации М. Маломуд
Написано вместе с Павлом Барто
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто
Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.
Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.
«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки;
На локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.
— Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
— А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слез:
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
— А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
— А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Шпиякина Наталья Викторовна
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» (средняя группа)
Чтение стихотворения А . Барто «Девочка чумазая »
Це ль : Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Воспитывать желание следить за своим внешним видом, беречь здоровье.
(Дети в круг. Динамическая пауза «Зарядка» ).
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, солнце!
Мы – проснулись!
(Дети садятся вместе с воспитателем полукругом на коврике)
В : - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какие вы красивые, глазки чистенькие, ручки чистенькие, щечки чистенькие. (Раздается стук в дверь)
В : - Ребята, послушайте, кажется к нам кто-то пришел в гости. (Воспитатель заносит в группу чумазую куклу ) .
В : - Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля. (Дети здороваются с куклой Олей. Дети замечают, что кукла грязная) .
В : - Оля, почему ты такая не опрятная? Ладошки грязные, носик грязный, ножки грязные?
О : - Ребята, это не грязь, я просто загорала. Я чистенькая.
Д : - Нет, ты грязная.
В : - Правильно ребята, кукла Оля грязная.
В : - Ребята, я знаю стихотворение про куклу Олю . Его написала детская писательница Агния Барто , стихотворение называется «Девочка чумазая » .
(Дети встают полукругом около экрана телевизора, воспитатель читает стихотворение и показывает иллюстрации к нему).
А. Барто «Девочка чумазая » .
Ах ты, девочка чумазая ,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях – дорожки.
Я на солнышке
руки кверху
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ах ты, девочка чумазая ,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
Я на солнышке
нос кверху
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
Ах ты, девочка чумазая ,
ноги в полосы
измазала,
не девочка ,
как у негра.
Я на солнышке
пятки кверху
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну – ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала ,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка :
Не трогайте
Они не будут белые :
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ – ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз :
Ой, мой бедный
не выносит!
Он не будет белый :
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
В : - Ребятки, мы с вами немножко устали, сейчас немножко отдохнем, умоемся с вами. А кукла Оля посмотрит, что нужно делать, что бы стать чистой.
(Дети выполняют действия соответственно тексту) .
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки (Делают руками ручеек) .
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки (Машут ручками) .
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки (Приседают) .
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки (Поднимают руки в верх, тянутся на носочках) .
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля! (Бегут друг за другом на носочках и садятся на стульчики) .
В : - Ребята, кто написал стихотворение , которое мы прочитали? (А. Барто ) . Как называется стихотворение А . Барто ? («Девочка чумазая » ).
В : - Ребята, какая была девочка , про которую мы читали стихотворение ? (Чумазая , грязная, неопрятная) . Совсем как кукла Оля.
В : - Как в стихотворении девочка стала чистой ? (ее умыли)
В : - Что нужно делать что бы оставаться чистыми и красивыми? (мыться, умываться) .
В : - Ребята, а зачем нам необходимо умываться каждый день? (что бы оставаться чистыми и не болеть. Ведь, когда мы не умываемся и не моемся мы можем заболеть от микробов, которые бывают в грязи).
В : - Ребята, давайте мы вместе с вами умоем куклу Олю, что бы она была чистенькая и не болела.
В : - А чем мы будем ее умывать? (Водой, мылом и мочалкой)
В : - Правильно. Это предметы личной гигиены.
(Воспитатель предлагает детям подойти к тазику с водой, намочить руки и намылить их, помыть куклу Олю).
В : - Молодцы ребята. А теперь нужно вытереть ее полотенцем на сухо.
О : - Спасибо ребята, теперь я чистая и красивая. Я поняла, что нужно каждый день умываться с мылом и мыться с мочалкой, чтобы не болеть. А теперь мне пора идти к маме. (Дети говорят кукле Оле до свидание) .
В : - Ребята, вам понравилось наше занятие?
В : - А что вам понравилось больше всего?
В : - Про кого мы читали стихотворение ? Кто его написал?
В : - Вы запомнили зачем нужно умываться каждый день?
Публикации по теме:
Задачи: -формировать привычки здорового образа жизни, прививать стойкие культурно -гигиенические навыки -развивать представление о чистоте,.
Задачи: - воспитывать желание слушать авторские произведения; - формировать умение отвечать на вопросы; - предоставлять детям возможность.
Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Наша Маша чумазая» средняя группа Виды деятельности: познавательно-исследовательская, самообслуживание, коммуникативная, социальная. Образовательные области: социально-коммуникативное.
Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Цель: помочь детям запомнить стихотворение.
Конспект НОД по речевой деятельности в 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Программное содержание: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто; учить рассказывать стихотворение с помощью воспитателя. Расширять.