Межнациональный конфликт в нагорном карабахе. Конфликт в Нагорном Карабахе: что происходит, кто на кого напал, при чем тут Турция и Россия. Оккупированные Арменией территории Азербайджана

Караба́хский конфли́кт- этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки (1987-1988), на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю - декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Н. Ямсков, оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию», которую лишь на время приостановило Спитакское землетрясение. Неготовность советского руководства к адекватным политическим действиям в обстановке обострившихся межнациональных распрей, противоречивость принимаемых мер, декларирование центральными властями равной степени вины Армении и Азербайджана в создании кризисной ситуации привели к зарождению и укреплению в обеих республиках радикальной антикоммунистической оппозиции.

В 1991-1994 годах эта конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями. По уровню военного противостояния её превзошёл лишь чеченский конфликт, но, как отметил Сванте Корнелл, «из всех кавказских конфликтов карабахский конфликт имеет наибольшее стратегическое и общерегиональное значение. Этот конфликт - единственный на территории бывшего Советского Союза, в который непосредственно вовлечены два независимых государства. Более того, в конце 1990-х годов Карабахский конфликт способствовал формированию на Кавказе и вокруг него противостоящих друг другу группировок государств».

5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой стороны.

Как писала Г. В. Старовойтова, «с точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению».

Посредством проведения референдума (10 декабря 1991 года) Нагорный Карабах пытался получить право на полную независимость. Попытка не удалась, и этот край стал заложником антагонистических претензий Армении и попыток Азербайджана удержать власть.
Результатом полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе 1991 года, начала 1992 года стал полный или частичный захват, регулярными армянскими частями, семи азербайджанских районов. Вслед за этим, боевые операции с использованием самых современных систем оружия перекинулись на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу. Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населенных пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов более 50 тысяч.
В 1994 году при помощи России, Киргизии, а также Межпарламентской Ассамблеи СНГ в городе Бишкеке Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня. Хотя, переговоры относительно мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта велись еще с 1991 года. Первая встреча представителей Нагорного Карабаха и Азербайджана состоялась еще в 1993 году, а с 1999 года проходят регулярные встречи президентов Армении и Азербайджана. Не смотря на это, «градус» войны сохраняется, ведь Азербайджан всеми силами пытается сохранить свою прежнюю территориальную целостность, Армения настаивает на том, что защищает интересы Нагорного Карабаха, который как непризнанная республика вообще не является участником переговоров.


Этот трехэтапный конфликт имеет почти столетнюю историю и, пока, говорить о завершении третьего этапа, а, следовательно, и самого конфликта рано. Советом Безопасности ООН с апреля по ноябрь 1993 г. были приняты резолюции. Эти резолюции призывали стороны к разоружению и мирному урегулированию спорных вопросов. Результатом войны 1987-1991 гг. является победа армянской стороны, фактическая независимость Нагорно-Карабахской республики, «замораживание» конфликта. Жестокость обеих сторон по отношению к населению другой национальности, грубейшие нарушения прав человека при проведении операций, пытки, произвольные аресты, задержания. После поражения азербайджанской стороны возникла армянофобия, сопровождавшаяся разрушением памятников армянской культуры, кладбищ. Потери обеих сторон, по разным данным насчитывают до 50 000 человек. Ни одна из четырех резолюции СБ ООН не была полностью выполнена, несмотря на императивный характер.

Данный этно-территориальный конфликт в Нагорном Карабахе имеет весьма интересный состав сторон. По существу, это столкновение двух политических лагерей – армянского и азербайджанского. По факту, - столкновение трех политических сторон: Армении, Азербайджана и Нагорной Карабахской Республики (интересы Еревана и Степанакерта имели существенные различия).

Позиции сторон остаются противоречивыми до сих пор: НКР желает остаться суверенным государством, Азербайджан настаивает на возвращении территории, ссылаясь на соблюдение принципа территориальной целостности государства. Армения стремится оставить Карабах под своей эгидой.

Россия пытается стать миротворцем в Нагорно-Карабахском вопросе. Но интересы Кремля не позволяют стать независимым и беспристрастным третейским судьей на ближневосточной арене. 2 ноября 2008 года в Москве состоялись переговоры трех стран по поводу урегулирования Нагорно-карабахской проблемы. Россия надеется, что армяно-азербайджанские переговоры обеспечат стабильность на Кавказе.

Россия, являясь членом Минской группы ОБСЕ(Группа странсопредседателей ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорнокарабахского конфликта. Цель этой группы – постоянное обеспечение форума для переговоров кризисной ситуации на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ. Можно говорить о неэффективности этой группы, так как они выполнили лишь одну свою функцию – форум для переговоров9), предложила ведущим переговоры Армении и Азербайджану проект основных принципов урегулирования конфликта – Мадридские принципы.

Кстати, согласно переписи населения 2010 года в России проживает 1182 тыс. армян, а это 6-я по численности нация в России. Общероссийской общественной организацией, объединяющей армян России, является Союз Армян России. Если говорить о преследуемых им целях, то это многоплановое развитие и поддержка армян, как в России, так и в Армении и НКР.

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

В эти дни тридцать лет назад в 1988 году в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана стали происходить события, легшие в основу многолетнего конфликта, который сегодня именуется как нагорно-карабахский армяно-азербайджанский конфликт. Несмотря на давность лет, события того периода до сих пор являются предметом пристального интереса и объектом ожесточенных дискуссий.

О том, как развивался конфликт и как в этих условиях удавалось обеспечивать контроль над оперативной обстановкой, 4 апреля генералы Владислав Сафонов и Кямиль Мамедов рассказали в мультимедийном пресс-центре "Sputnik Азербайджан".

Как отмечается в поступившем в Day.Az пресс-релизе Центра истории Кавказа, подготовленном на основе материалов Sputnik Азербайджан, при личном участии Владислава Сафонова и Кямиля Мамедова в Карабахе удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития в начальные этап конфликта вплоть до распада СССР.

В мероприятии приняли участие первый комендант района особого положения НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР) генерал-майор Владислав Сафонов, заместитель министра внутренних дел по милиции и оперативной работе (в 1981-1989 годах) генерал-майор Кямиль Мамедов, а также директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Ризван Гусейнов.

Первым комендантом района особого положения НКАО был генерал-майор Владислав Сафонов, ныне проживающий в России. Эту должность он занимал с мая 1988 года по декабрь 1990 года. При личном участии Сафонова в очень сложной обстановке удалось обеспечить относительную стабильность и избежать большого кровопролития. С самого начала конфликта в 1988 году в Карабах также был направлен генерал-майор Кямиль Мамедов, который, будучи высокопоставленным офицером, внес большой вклад в защиту азербайджанских земель от армянской оккупации.

В.Сафонов раскрыл подробности встречи в Нагорном Карабахе с депутатом Госдумы второго созыва Галиной Старовойтовой, которая назвала его "карабахским Пиночетом".

Искрой, приведшей к нагорно-карабахскому конфликту, стал приближающийся развал СССР, считает В.Сафонов. По его словам, все считают, что Карабах был испытательным полигоном по развалу Советского Союза.

"На Карабахе практиковали, выдержит власть или нет. Все, что там творилось, - это из-за бессилия не только власти Советского Союза, но и республиканской власти", - отметил Сафонов.

Генерал-майор Владислав Сафонов также рассказал о ситуации, царившей в Карабахе в самом начале конфликта. Искрой, приведшей к разгоранию нагорно-карабахского конфликта, стал приближающийся развал СССР. По его словам, до декабря 1990 года Ханкенди (бывший Степанакерт) и близлежащие территории были очищены от всяких банд, проводились операции по изъятию оружия, иностранного обмундирования.

"Когда в Степанакерте (Ханкенди - ред.) собирался съезд народного хозяйства, территория была свободной для всех. Из всех районов Азербайджана туда ехали люди, смотрели. Я боялся, что там может нарушиться порядок, но территория была свободной", - отметил Сафонов.

Генерал отметил, что приближающийся развал СССР послужил вспышкой для нагорно-карабахского конфликта: "Карабах был своеобразной испытательной зоной, где испытывалось, выдержит ли государство. За время моего пребывания на должности коменданта было сменено три президента. В Карабахе также был сменен председатель КГБ - им стал Евгений Войко. Когда же из Баку прислали подкрепление, мы пытались все уладить".

"Пять народных депутатов от АрмССР, включая З.Балаяна, проводили работу по нарушению порядка, мне регулярно поступали жалобы и письма на них. По нашей просьбе было принято решение по их изоляции. Группа "Альфа" составила соответствующий список. Мы сидели и ждали, когда глава даст согласие, но приказа так и не поступило", - сказал генерал-майор.

В свою очередь, генерал-майор Кямиль Мамедов отметил, что карабахские события начались 12 февраля 1988 года: "Мы никогда не могли себе представить, что может сложиться такая ситуация. Баку всегда был гостеприимным городом. Здесь жили и армяне, и грузины, и азербайджанцы, и евреи, и русские. Никогда никто не делил никого по национальностям. Каждая нация верила в своего Бога, но подчинялась закону". Кямиль Мамедов, в свою очередь, отметил, что боль нагорно-карабахского конфликта у нас сохранится до тех пор, пока мы не решим этот вопрос окончательно.

По его словам, события в Карабахе начались 12 февраля 1988 года, с тех пор прошло уже более 30 лет: "Нам говорили, что основная причина отделения Карабаха заключается в том, что там очень низкий уровень жизни. В этом были заинтересованы сепаратистские силы. Но у нас есть документы, которые доказывают, что уровень жизни в Карабахе был намного выше, чем в целом в Азербайджане или Армении".

Генерал рассказал, что приехал в Карабах в первые же дни конфликта - 13 февраля 1988 года. На площади между райкомом и облисполкомом собралась в этот день толпа примерно из двухсот-трехсот человек. И все скандировали "миацум". Требовали отсоединения от Азербайджана и "воссоединения" с Арменией.

"Мне тогда это все было непонятно. Мы не были готовы к такой ситуации. Я тогда сообщил в Баку, что армянское население Карабаха настроено враждебно, они требуют "воссоединения" с Арменией. И причиной этому, по их словам, является низкий уровень жизни в Карабахе. Это был основной аргумент, на который тогда опиралась армянская сторона", - сказал он.

Мамедов также в ходе пресс-конференции показал присутствующим ряд документов, вырезок из газет, посвященных карабахским событиям. Кроме этого, генерал-майор ознакомил журналистов и с картой, изъятой им в те годы у армянского военнопленного.

На этой карте "Великой Армении" от моря до моря" указана давняя мечта армянских националистов - "Армения от моря до моря", в которую вошли и Тбилиси, и Баку, и многие другие земли.

"На небольшой площади в центре Ханкенди 200-300 армянских сепаратистов скандировали лозунг "миацум" с требованием присоединить НКАО к АрмССР. Я доложил в Баку о сложной сложившейся здесь ситуации и был готов посредством находившегося у меня тут в подчинении спецотряда милиции решить вопрос на корню. Мною был разработан план ареста всех зачинщиков митинга и других сепаратистов в Ханкенди, однако из Баку второй секретарь ЦК КП Азербайджана В.Коновалов приказал мне не применять силу и грозил отдать меня под трибунал, если я это сделаю. Он утверждал, что центр сам решит этот вопрос мирным путем, однако этого не произошло, и был упущен шанс задавить армянский сепаратизм еще в зародыше", - поделился воспоминаниями К.Мамедов.

Далее слово взял генерал В.Сафонов, который добавил к сказанному, что в Карабахе на тот момент население составляло порядка 167 тысяч человек, среди которых только 20% были азербайджанцами. И уровень жизни в Карабахе тогда был весьма неплохой. Но дело в том, что именно большая часть из этих 20% азербайджанцев, которые там находились, жила не в самом Ханкенди, а за его пределами, в селах. По его словам, именно у этих людей были очень тяжелые условия. Это был почти первобытный образ жизни. Он рассказал, что люди жили практически в землянках, настолько убого и нищенски, что это потрясало приезжих.

"Поэтому впоследствии я возил в эти села руководство, чтобы показать, как живут бедные азербайджанцы. Чтобы они своими глазами увидели, кто в Нагорном Карабахе нищий. Туда даже раза три приезжал Муталибов", - сказал Сафонов.

Российский генерал рассказал журналистам о страшных карабахских событиях, а также о том, почему покинул свой пост коменданта в Карабахе. Верхние эшелоны советских и азербайджанских властей не приняли правильного решения по ситуации в Шуше, сказал Владислав Сафонов. Он рассказал, что уехал из Карабаха 12 декабря 1990 года. По его словам, до 1991 года территория Ханкенди и другие примыкающие к нему территории в основном были очищены от армянских бандформирований. И никакие военные и провокационные выступления допущены там не были.

"Нами проводились операции по вскрытию схронов с оружием и боеприпасами, у местного населения изымалось вооружение и военная форма одежды. Среди всего этого было и иностранное оружие", - сказал он.

Генерал также рассказал, что Виктор Поляничко, возглавлявший тогда комитет особого управления и, по мнению Сафонова, недостаточно оцененный в Азербайджане, проводил мероприятия республиканского масштаба в Ханкенди. Там проводился, к примеру, съезд работников сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и так далее. То есть, со всех районов Азербайджана приезжали в Ханкенди. По его словам, приезжающие люди ходили везде: "Для меня это представляло большую головную боль, так как я боялся провокаций. Ну, а приезжающему народу было все интересно, они везде ходили, смотрели, как обстоит ситуация. Так что территория эта была абсолютно свободная, все могли свободно передвигаться".

По словам Сафонова, в Карабах в то время также были засланы ереванские эмиссары. В числе которых были и народные депутаты от Карабаха, среди которых и Зорий Балаян, которые проводили там работу по разложению существующего строя и порядка. Генерал рассказал, что эти люди писали на коменданта жалобы, по которым ему дважды потом приходилось докладывать на коллегии МВД. И объяснять, кто способствовал национализму, разжиганию, подстрекательству и кровопролитию.

Сафонов, отвечая на вопросы журналистов о том, почему его в Карабахе прозвали "Генерал-скала" или "Железный генерал", сказал, что так прозвали потому, что он не пытался лукавить и в трудной обстановке выполнял то, что предписано законом и уставами. То есть, четко следовать тому, что было положено комендантам. "Некоторые пытались где-то кому-то подыгрывать. Я же строго следовал закону. Строго спрашивал за выполнение указаний и, независимо от политического окраса, который преподносили, я выполнял то, что было предписано, и главное, предписано Конституцией. Неделимость, единство территорий каждой республики и в целом Советского Союза - это нерушимая вещь. И как ни пытались исторически обосновывать, что Нагорный Карабах принадлежит не Азербайджану, а Армении, я на это внимания не обращал", - подчеркнул генерал.

Сафонов также рассказал, что по просьбе его и его команды зампредседателя КГБ СССР было принято решение об изоляции лиц, занимающихся явной антисоветской деятельностью. Для этого в Карабах даже приехала группа "Альфа".

"Мы прождали дня три-четыре, не допуская какой-либо утечки о наших планах. Ждали, когда сверху будет спущено согласие на эту операцию. Согласие не поступило", - сказал он.

По словам генерала, его увольнение было связано как с наличием большого количества злопыхателей, так и с тем, что один в поле не воин. Он рассказал, как перед отъездом из Карабаха в декабре 1990 года выступил на заседании Совета министров Азербайджана. В ходе своего выступления Сафонов довел до внимания слушателей все разведывательные данные о том, как готовится армянская сторона, какие они имеют отмобилизованные формирования, какое у них вооружение и оснащение.

"Всю полную разведсправку я выдал тогда на этом заседании, на котором также присутствовал и тогдашний президент страны Аяз Муталибов. Но также я рассказал и о том, что азербайджанская сторона вообще не готовится к сопротивлению", - подчеркнул он.

Генерал в своем выступлении на конференции также коснулся Шуши. По его словам, тогда он и его команда были активными сторонниками того, чтобы азербайджанцы - беженцы из Еревана, размещенные в Баку, - получили землю на этих территориях. И призывали оказать этим людям помощь, чтобы они могли построить дома и обустроить быт. Одновременно с этим, по словам Сафонова, они выступали и за то, чтобы этим семьям там была организована защита. Но этого для приехавших в Шушу семей сделано не было, никаких дополнительных формирований отправлено не было. Так как тогда министр внутренних дел Мамед Асадов уповал на вновь создаваемые отряды ОМОН.

"Он заверял, что все вопросы решат. И я тогда предупреждал, что они ничем там не помогут, что эти ребята - пушечное мясо. Но в верхних эшелонах другого решения принято не было. И дальнейшие события, последовавшие после моего отъезда, сами показали, что на одном патриотизме и желании ничего нельзя сделать. Нужна профессиональная подготовка", - заключил Сафонов.

Конференция завершилась выступлением директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова, который напомнил, что в эти дни исполнилось два года со дня апрельских боев 2016 года. По его словам, в те дни азербайджанской армией был достигнут определенный успех. Были освобождены от оккупации некоторые территории Азербайджана.

"Азербайджанская армия провела широкомасштабное наступление с новыми силами. Если в 90-е годы была совершенно иная подготовка, то сейчас мы увидели синтез старой военной школы с новой", - сказал он.

Р.Гусейнов отметил, что зарубежные эксперты, в том числе российские военные специалисты отмечали, что апрельские бои показали высокий боевой дух азербайджанской армии, отвагу простых солдат и офицеров. Также апрельские бои позволили обратить внимание на некоторые недочеты и слабые места в действиях на поле боя. Апрельские события изменили как переговорный процесс, так и философию понимания армянской стороной того, чем тридцать лет спустя обернулся их "миацум", - заключил Гусейнов.

Исторические данные

Арцах (Карабах) является неотъемлемой частью исторической Армении. В эпоху Урарту (9-6вв. до н.э.) Арцах был известен под именем Уртехе-Уртехини. Об Арцахе, как части Армении, есть упоминания в работах Страбона , Плиния Старшего , Клавдия Птолемея , Плутарха , Диона Кассия и других античных авторов. Ярким свидетельством этого является также и сохранившееся богатое культурно-историческое наследие.

После разделения царства Великой Армении (387г.), Арцах стал частью Восточноармянского царства, которое вскоре подпало под господство Персии. В это время Арцах был частью Армянского марзпанства, потом, в период арабского господства, частью наместничества Армения. Арцах являлся составной частью Армянского Царства Багратидов (9-11вв.), а затем Армянского царства Захаридов (12-13вв.).

В последующих веках Арцах подпадал под власть разных завоевателей, оставаясь армянским и имея полунезависимый статус. С середины 18-ого века началось проникновение тюркских кочевых племен на север Арцаха, что привело к столкновениям с местными армянами. В этот период памятны достигшие определенного самоуправления пять армянских меликств (меликства Хамсы), которые достигли пика расцвета и мощи в конце 18-ого века. В конце русско-персидской войны 1804-1813гг., в 1813г. по Гюлистанскому мирному договору Арцах-Карабах перешел под господство России.

Досоветский период

Нагорно-Карабахский конфликт возник в 1917г. в результате развала Российской империи, в период формирования трех национальных республик Закавказья - Армении, Азербайджана и Грузии. Население Нагорного Карабаха, 95 процента которого составляли армяне, созвало свой первый конгресс, который провозгласил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей, выбрал Национальный Совет и правительство. В 1918-1920гг. в Нагорном Карабахе были все атрибуты государственности, включая армию и законные власти.

В ответ на мирные инициативы народа Нагорного Карабаха Азербайджанская Демократическая Республика приступила к военным действиям. С мая 1918г. по апрель 1920г. Азербайджан и военные подразделения поддерживающей его Турции совершали акты насилия и массовые убийства по отношению к армянскому населению (в марте 1920г. только в Шуши были убиты и депортированы около 40 тысяч армян). Но даже таким образом им не удалось заставить народ Нагорного Карабаха принять власть Азербайджана.
В августе 1919г. Карабах и Азербайджан с целью предотвращения военного конфликта заключили предварительное соглашение, по которому договорились обсудить проблему статуса области на Парижской мирной конференции.

Знаменательна реакция международного сообщества. Лига Наций отклонила запрос на членство Азербайджана в организации, мотивируя это в том числе и тем, что сложно определить четкие границы и территории, находящиеся под суверенитетом этого государства. В числе других спорных вопросов был вопрос статуса Нагорного Карабаха. После советизации региона проблема выпала из повестки дня международных организаций.

Нагорный Карабах в советские годы (1920-1990)

Установление советской власти в Закавказье сопровождалось созданием нового политического порядка. Советская Россия также признала Нагорный Карабах спорной территорией между Арменией и Азербайджаном. По заключенному в августе 1920г. соглашению между Советской Россией и Армянской Республикой, российские войска временно обосновались в Нагорном Карабахе.

Сразу после установления советской власти в Армении, 30-ого ноября 1920г., Ревком Азербайджана (Революционный комитет - в то время главный орган большевистской власти) в своем заявлении признал территории, на которые ранее претендовал Азербайджан - Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван, неотъемлемой частью Армении.

Национальный Совет Азербайджанской ССР, на основе соглашения между Ревкомом Азербайджана и правительствами Азербайджанской ССР и Армянской ССР, декларацией от 12-ого июня 1921г. провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР.

На основе заявления Советского Азербайджана об отказе от претензий на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван и соглашения между правительствами Армении и Азербайджана от июня 1921г. Армения тоже провозгласила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью.

Текст декрета, принятого правительством Армении, был опубликован как в прессе Армении, так и Азербайджана ("Бакинский рабочий", орган Центрального Комитета Азербайджанской Коммунистичес¬кой партии, от 22-ого июня 1921г.). Таким образом, свершилось правовое закрепление присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В контексте норм международного права это стало последним законным актом по Нагорному Карабаху во время коммунистического режима.

Игнорируя действительность, 4-ого июля 1921г. Кавказское Бюро Коммунистической партии России созвало пленарное заседание в столице Грузии Тбилиси, в ходе которого опять подтвердило факт принадлежности Нагорного Карабаха Армянской ССР. Однако под диктовку Москвы и при прямом вмешательстве Сталина в ночь на 5-ое июля решение, принятое в предыдущий день, было пересмотрено, и было принято принудительное решение включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана и сформировать на этой территории автономную область, в нарушение даже действующей процедуры принятия решений. Это явилось беспрецедентным правовым актом в истории международного права, когда партийный орган третьей страны (РКП(б)) без какой-либо правовой основы или полномочии определяет статус Нагорного Карабаха.

Азербайджанская и Армянская ССР в декабре 1922г. были включены в процессы формирования СССР, и только на одной части территории Карабаха 7-ого июля 1923г., по решению Центрального исполнительного революционного комитета Азербайджанской ССР, была сформирована Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР, чем, по сути, карабахский конфликт был не решен, а временно заморожен. Более того, было сделано все, чтобы Нагорно-Карабахская автономная область не имела общей границы с Арменией.

Но за весь советский период армяне Нагорного Карабаха никогда не смирились с этим решением и на протяжении десятков лет постоянно боролись за воссоединение с Родиной.

За все время пребывания Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР руководство этой республики регулярно и последовательно нарушало права и интересы армянского населения. Дискриминационная политика со стороны Азербайджана по отношению Нагорного Карабаха выражалась в попытках искусственной приостановки социально-экономического развития области, превращения ее в сырьевой придаток, активного вмешательства в демографический процесс, уничтожения и освоения армянских памятников и культурных ценностей.

Дискриминация Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху оказала влияние и на население Карабаха, став основной причиной его эмиграции. В результате этническое соотношение населения Нагорного Карабаха изменилось. Если в 1923 году армяне составляли 94,4 процента, то по данным 1989 года процент армян снизился до 76,9. Политика выдавливания армян прошла с большим успехом в другой армянской области - Нахиджеване.
Народ НКАО и власти Армянской ССР неоднократно обращались к центральным властям СССР с просьбой пересмотреть решение о передаче Карабаха Азербайджану, но эти обращения либо игнорировались, либо получали отказ, становясь причиной преследования авторов обращений. В числе их - Обращение Правительства Армянской ССР и Центрального Комитета коммунистической партии Армении к Правительству СССР и Центральному Комитету КПСС в 1945 году, адресованные властям СССР письма с 2,5 тысячами подписей населения НКАО в 1963 году и с более 45 тысячами в 1965 году, предложения коллективных хозяйств НКАО в рамках общенародных обсуждений новой Конституции СССР в 1977 году.

Активный этап Нагорно-Карабахского конфликта

Современный этап Нагорно-Карабахской проблемы начался в 1988 году, когда в ответ на требование населения Карабаха о самоопределении, азербайджанские власти организовали резню и этнические чистки против армян на всей территории Азербайджана, в частности, в Сумгаите, Баку и Кировабаде.

10-го декабря 1991 года население Нагорного Карабаха на референдуме подтвердило объявление независимой Нагорно-Карабахской Республики, что в полной мере соответствовало как нормам международного права, так и букве и духу действовавших в то время законов СССР. Таким образом, на территории бывшей Азербайджанской ССР сформировалось два равноправ¬ных государственных образования - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.

Этнические чистки азербайджанских властей на территории Нагорного Карабаха и в сопредельных армянонаселенных районах вылились в открытую агрессию и полномасштабную войну со стороны Азербайджана, что привело к десяткам тысяч жертв и серьезным материальным потерям.
Азербайджан ни разу не прислушался к призывам международного сообщества, в частности, к закрепленным в резолюциях СБ ООН по Нагорному Карабаху: прекратить военные действия и перейти к мирным переговорам.
В результате войны Азербайджан полностью оккупировал Шаумянский район НК и восточные части районов Мартуни и Мартакерт. Под контроль сил самообороны НК перешли сопредельные районы, которые в вопросе обеспечения безопасности сыграли роль буфера, перекрыв возможность дальнейших бомбардировок населенных пунктов НК со стороны Азербайджана.

В мае 1994 года Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения заключили соглашение о перемирии, которое, несмотря на нарушения, действует до сих пор.

Переговоры по урегулированию конфликта проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция).