Что изучает география презентация к уроку (6 класс) на тему. География культуры Презентация на тему что изучает география культуры

Cлайд 1

Cлайд 2

Справка Этнос (энцикл. словарь) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин этнос (этническая общность) близок к понятию народ (в этнографическом смысле). Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы). Этнос (по Л.Н. Гумилеву) - коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей. Каждый такой этнос должен был приспособиться к условиям ландшафта, где он жил. Связи этносов с окружающей природой и порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой.

Cлайд 3

Л. Н. Гумилев считал, что носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины - варварам; китайцы - людям Срединного царства; арабы - нечестивым, православные - нехристям, причем к последним относились и католики). Все эти коллективы различаются по языку, иногда - по системе идеологии, по происхождению, и главное - по исторической судьбе.

Cлайд 4

Каждый этнос имеет свои неповторимые, стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта.

Cлайд 5

Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы. Арабские женщины Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы - многоженство.

Cлайд 6

Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе и взаимосвязанных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).

Cлайд 7

Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе - поляны в Волго-Окском междуречье), степного и оазисного (на юге - Крым, Средняя Азия), лесотундра и тундра (на севере). Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто. Крым

Cлайд 8

В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии. Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный - стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

Cлайд 9

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева Этногенез - основное понятие теории Л. Н. Гумилева - процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения (средняя продолжительность жизни 1200-1500 лет). Основной принцип этногенеза - угасание импульса в следствии энтропии (т.е. утрата пассионарности системы из-за сопротивления окружающей среды - этнической и природной). Л.Н. Гумилев (1912-1992)

Cлайд 10

Фазы этногенеза 1. фаза пассионарного подъема этноса; 2. акматическая фаза; 3. фаза надлома; 4. инерционная фаза; 5. фаза обскурации; 6. мемориальная.

Cлайд 11

Cлайд 12

1. Фаза подъема Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза - фаза пассионарного (от лат. рassio - страдание) подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность - это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в 1 в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Фаза пассионарного подъема длится примерно 300 лет.

Cлайд 13

Cлайд 14

2. Акматическая фаза Акматическая фаза (длится приблизительно 300 лет) - фаза, в которой люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома.

Cлайд 15

3. Фаза надлома Фаза надлома продолжается 150- 200 лет. Этот период сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. Наступает инерционная фаза.

Cлайд 16

4. Инерционная фаза В период инерционной фазы идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации.

Cлайд 17

5. Фаза обскурации Фаза обскурации - фаза этногенеза, снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная. Cлайд 19 Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создает новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.

Cлайд 20

Зоны пассионарных толчков - это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше - при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие - несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи - Византия, Иран, Великая степь - были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. - литовцы, великороссы, турки османы, эфиопы. Зоны пассионарных толчков

Cлайд 21

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

География культуры

Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.

Проверка знаний

по теме «Население мира»

1. Установить соответствие

1. Установить соответствие:

А. коэффициент урбанизации в мире

Б. средняя плотность населения

В. количество сельских населенных пунктов

Г. формула естественного прироста, мир

Д. количество городов – миллионеров

Е. прогноз численности населения на 2025 г.

Ж. количество этносов

З. численность населения Китая, 2006 г.

И. количество городов в начале 21 века

К. численность населения мира, 2008 г.

    • 22-8 = 14
    • 4-5 тыс.
    • 48 ч/км²
    • 47,5%
    • 6,6 млрд. чел
    • 15-20 млн.
    • 1,344 млрд. чел
    • 8 млрд. чел.

1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка

2. Кто является главой государства Новая Зеландия?

а) президент США б) король Испании

в) император Японии г) королева Великобритании

3. Исторически первым городом – «миллионером» был:

а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон

4. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж

5. В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия

6. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные б) двунациональные

в) однонациональные г) самостоятельные

7. Женщины какой страны носят сари?

а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия

8. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье б) пан в) сэр г) дон

9. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол

10. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

а) Фудзияма б) Колизей в) Тадж -Махал г) Тауэр

11. Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим

12. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн?

а) кулон б) одеколон в) колье г) колония

13. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов» б) «утечка денег»

в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов»

14. Какой город является центром двух мировых религий?

а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул

География культуры

География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной,

языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и

традиций населения мира.

Важность этой отрасли знания определяется тем, что во многом именно с культурой

связывают решение большинства острейших проблем человечества.

Современный мир - это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов: китайская (или конфуцианская), индуистская, исламская, западноевропейская и др.

Цивилизация - это культурная общность наивысшего типа (выше - только все человечество в целом).

Она определяется такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д.

Некоторые из признаков не имеют абсолютной значимости. Так, язык может быть разным даже в одной стране, уж точно принадлежащей к одной цивилизации (как немецкий, французский, итальянский в Швейцарии). Зато фактор религии крайне важен, причем речь обычно идет о причастности к одной из мировых религий.

Принадлежность людей к той или иной цивилизации может определяться не только объективными критериями, но и субъективным, а именно самоидентификацией людей (кем считает себя человек). Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации.

Следует помнить, что термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.

Аграрная

Индустриальная

Постиндустриальная

Все цивилизации иногда подразделяются на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные - материальными. Такое деление весьма условно, поскольку, например, мусульманская цивилизация не похожа на индуистскую или китайскую, хотя все они - традиционные общества. В то же время японская традиционная цивилизация во второй половине XX в. фактически превратилась в техногенную.

Природа и древние цивилизации.

Первые цивилизации на Земле возникли примерно 3-4 тыс. лет до н. э. До этого был, можно сказать, доцивилизационный период, когда происходило первоначальное расселение людей на Земле, а человеческое бытие характеризовалось жесткой зависимостью от природы, отсутствием средств связи, письменности и т. п.

Природные условия (наряду с исторической средой) оказали огромное влияние на различные стороны экономической и общественной жизни людей. В древности климат, плодородие почв, характер растительности предопределяли способы обработки земли и формы разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и предметов быта. Естественная среда обитания человека подсказывала наиболее практичный тип жилища, стиль одежды, характер домашней утвари и боевого оружия, так или иначе влияла на складывающиеся формы собственности, отношения между людьми и даже на политическое устройство государств.

Северная граница «Римского мира» не пересекала зоны распространения виноградной лозы, а южная - слишком засушливых ландшафтов Аравии и Африки. «Мусульманский Восток» (или Левант) практически совпадал с территорией возделывания финиковой пальмы и зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Великая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне меандрирующих Хуанхэ и Янцзы трудолюбивые китайцы выращивают рис.

Выдающийся русский философ и географ И. Мечников, автор книги «Цивилизация и великие исторические реки», полагал, что человечество вначале пережило речную фазу, потом морскую и, наконец, достигло океанической. Он писал: «Четыре древнейшие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату - этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как утверждал уже Геродот, был «даром», «созданием Нила».

Действительно, реки служили источником питьевой воды, продовольственных ресурсов, использовались для орошения и транспортных сообщений; реки сплачивали людей. Велика была роль и других элементов природы.

Осевые линии распространения цивилизаций.

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на стыке трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение Древнекитайского цивилизационного района в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток - в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад - в сторону будущей Монголии, на запад - в сторону современной провинции Сычуань, на юг - современного Вьетнама и на восток - в сторону Японии.

Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке - прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и Западной Явы и т. д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации - Евроафроазиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми - Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и др. Рост Римской державы на рубеже старой и новой эр вовлек в цивилизационное поле Испанию, Галлию, Британию и т. д.

Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства шло за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т. д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации - индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации: ареалы и «разломы».

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и философ А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь:

1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее северо-американским и австрало-новозеландским очагами;

2) китайскую (или конфуцианскую);

3) японскую;

4) исламскую;

5) индуистскую;

6) славяно-православную (или ортодоксально- православную);

7) африканскую (или негро-африканскую);

8) латиноамериканскую.

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными. Так, некоторые ученые ставят под сомнение выделение латиноамериканской и славяно-православной цивилизаций из западной, наличие самостоятельных негро-африканской и японской цивилизаций, но никто не отрицает исключительной самобытности этих культур.

Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Например, эмигрантов из «доброй католической Польши» французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский Рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой цепочкой недавних конфликтов: мусульмане - евреи (Палестина - Израиль), мусульмане - индусы (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Хочется верить, что у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Охрана всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО.

Египетские пирамиды и Гранд-каньон в Колорадо (США), национальный парк Горомбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском - эти и многие другие памятники и достопримечательности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (1972 г.) включены в Список культурного и природного наследия человечества. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и мобилизовать усилия стран и народов для сохранения достижений прошлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты.

Тадж-Махал

Каждый культурный объект (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические ценности, строения архитектуры в единстве с пейзажем, т. е. культурные ансамбли и др.), внесенный в Список (а их вместе с природными памятниками около 600), представляет собой шедевр творческого гения человечества, свидетельство существования или исчезновения цивилизации или культуры. Количество и качество культурных объектов, имеющих отношение к той или иной цивилизации, прямо или косвенно свидетельствуют о ее достижениях.

В основе любой цивилизации, соединяющей в себе человека, пространство и время, лежит единство природы и общества. Учитывая огромные различия цивилизаций и культур различных народов, географическое изучение образа жизни и традиций населения, проявлений материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства различных народов становится сегодня необходимостью для каждого человека.

Д/З: выучить текст, знать ответы на вопросы, подготовить сообщения по теме «Чудеса Света наших дней»

1. Установить соответствие.

Что изучает география

Цели и задачи урока:

  • Определить время, место возникновения географии как науки.
  • Дать толкование термину «география»
  • Изучить отрасли и предмет их изучения.
  • Сравнить задачи географии в прошлом и настоящем


Прочти 1 абзац с.4 и устно ответь на вопросы:

  • Как переводится слово «география»?
  • Почему эта наука получила такое название?
  • Как происходило изучение Земли?
  • Сформулируй определение:

География-это….


Запиши определение:

География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.


  • Термин «география» ввел….
  • География как наука появилась в ….

  • Термин «география» ввел Эратосфен в III веке до н.э.
  • География как наука появилась в Древней Греции.

Изучи 2-5 абзацы с.4 и заполни в тетради схему

Отрасли географии


Проверь схему:

Отрасли географии

Физическая

Экономическая

географическую оболочку

население и хозяйство


  • Почему в настоящее время усилилось влияние человека на природу?
  • Какие задачи стоят перед человечеством?
  • Что значит «прогнозировать изменения в природе»?
  • Какую роль играет география сейчас?

Прочти текст и найди ошибки:

География, в переводе с латинского- «описание Земли». Название науке дал Эратосфен, живший в III веке н.э. в Древней Греции. География изучает природу и население. Делится на физическую и биологическую. Современная география занимается открытием и описанием новых земель.


Стихи о географии

Здравствуй, география!

Ты мне так нужна:

Как человеку воздух,

А рыбам всем вода.

Ведь если б не было тебя,

То ничего б не знала я.

Я б не знала острова,

Сельву, страны, города,

Реки, горы и моря

И тебя, моя страна!!


Значение географии. В современном мире географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.








География одна из древнейших наук на Земле! Физическая география – это естественная наука, комплексно изучающая природную составляющую географической оболочки в целом и природу её компонентов. Как наука сложилась в 20 веке. География Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.




Учёные: Эратосфен Киренский (до н.э.) – древнегреческий учёный, впервые ввёл в употребление термин «география», впервые определил размер Земли. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии. Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии.










Географы и их работа Специальность Примеры видов занятости Физическая география, география мираСиноптик, геолог, океанолог, почвовед, дипломат, работник туристического агентства, специалист по развитию сельского хозяйства. Экономическая географияЭксперт по размещению предприятия, исследователь рынка, транспортный менеджер, специалист по логистике, агент по недвижимости, работник консалтинговой фирмы. Региональная географияСпециалист по району в правительственном агентстве, бизнес-представитель, автор путеводителей. Картография и географическая информационная система Картограф, геодезист, специалист по географическим информационным системам, землеустроитель, издатель карт. География культуры и населенияДипломат, специалист консалтинговой фирмы, миротворец. ПриродопользованиеМенеджер по окружающей среде. Прокуратура. Географическое образованиеШкольный учитель, вузовский преподаватель, автор учебника. Редактор учебной литературы.




Методы географической науки ИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический общенаучныеКонкретно-научныеспецифические


Географы участвуют в решении таких вопросов: Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? Насколько человечество обеспечено ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования. Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования