2 ударная елизаров василий яковлевич чичагов. Биографии. История жизни великих людей. Чичагов Павел Васильевич

Сражения/войны Керченское сражение
Эландское сражение Ревельское сражение Выборгское сражение Награды и премии
Связи

Васи́лий Я́ковлевич Чичáгов (28 февраля (11 марта) (17260311 ) - 4 (16) апреля , Санкт-Петербург) - русский флотоводец екатерининской эпохи , носивший с 1782 года чин адмирала . Отец адмирала Павла Чичагова .

Биография

Происходил из дворянского рода Чичаговых . Учился первоначально в Школе навигацких наук , после чего получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте . Обучение завершил в 1742 году, после чего с 16-ти лет поступил на службу в российский флот.

В 1764 году был назначен помощником главного командира Архангельского порта. Находясь на этой должности, дважды - в 1765 и 1766 годах - отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку » (проект академика М. В. Ломоносова , который предположил, что длительный солнечный прогрев в полярный день приводит к освободждению океана вокруг полюса ото льда), где предполагалась его встреча с отрядом П. К. Креницына . Однако, из-за тяжёлых льдов эти экспедиции достигали лишь 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена в первый раз и 80° 30’ северной широты во второй, после чего вынуждены были возвращаться в Архангельск.

Впоследствии Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772-1774 годах Чичагов командовал одним из отрядов Донской флотилии , которая обороняла Керченский пролив . В 1782 году получил звание адмирала.

После смерти адмирала С. К. Грейга , Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами . В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях , взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

С именем Чичагова связан известный исторический анекдот, согласно которому во время аудиенции у Екатерины II адмирал, рассказывая о выигранном сражении, так увлекся, что, позабыв об этике и правилах приличия, начал обильно материться, ругая шведов. Опомнившись, Чичагов смутился и принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».

Вышел в отставку в 1797 году. Умер 4 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры . Надпись на надгробном памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит:

С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил.

Награды

  • Орден Святой Анны (октябрь );
  • Орден Святого Георгия IV класса (26 ноября ) - за проведение 18 кампаний;
  • Орден Святого Александра Невского (24 ноября );
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного () - за победу в Ревельском сражении;
  • Орден Святого Георгия I класса (26 июля ) - за победу в Выборгском сражении.

Память

В честь Василия Чичагова названы:

  • Гора Чичагов (55°43′ с. ш. 160°12′ з. д.  /  55.717° с. ш. 160.200° з. д.  / 55.717; -160.200 (G) (Я) ), на п-ове Аляска ;
  • Гора Чичагов (367 м), на острове Западный Шпицберген , архипелага Шпицберген ;
  • Залив Чичагова (55°39′ с. ш. 160°15′ з. д.  /  55.650° с. ш. 160.250° з. д.  / 55.650; -160.250 (G) (Я) ), в Тихом океане , на южном побережье п-ова Аляска ;
  • Залив Чичагова, в Тихом океане , остров Нуку-Хива в Южной Полинезии , Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов (58°22′ с. ш. 157°32′ з. д.  /  58.367° с. ш. 157.533° з. д.  / 58.367; -157.533 (G) (Я) ), на северо-западном берегу п-ова Аляска ;
  • Мыс Чичагов (Сата), на западном берегу острова Кюсю , Япония;
  • Мыс Чичагов, на острове Нуку-Хива , Маркизский архипелаг;
  • Мыс Чичагов, на острове Западный Шпицберген ;
  • Остров Чичагов (57°52′ с. ш. 135°47′ з. д.  /  57.867° с. ш. 135.783° з. д.  / 57.867; -135.783 (G) (Я) ), в Тихом океане , Александровский архипелаг , Аляска ;
  • О-ва Чичагова (81°32′ с. ш. 56°48′ в. д.  /  81.533° с. ш. 56.800° в. д.  / 81.533; 56.800 (G) (Я) ), в архипелаге Новая Земля ;
  • Пролив Чичагова (56°21′ с. ш. 132°29′ з. д.  /  56.350° с. ш. 132.483° з. д.  / 56.350; -132.483 (G) (Я) ), между островами Этолина на юге и Воронковского на севере в Александровском архипелаге , Аляска .

Примечательно, что Чичагов изображён на почтовом блоке марок Республики Чад .

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Василий Яковлевич"

Примечания

Литература

  • Лебедев А.А . В.Я. Чичагов и его роль в истории русского парусного флота // Гангут. - 2011. - № 63 - 64
  • Лебедев, А. А. Выборгское сражение 1790 г. в свете известного, но «неудобного» источника // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы Пятнадцатой ежегодной международной научной конференции. - СПб., 2014. - С. 106-116.
  • Пасецкий В. М. . Арктические путешествия россиян. - М.: Мысль, 1974. - 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. - Часть 1. - СПб.: Адмиралтейство, 2000. - 606 с.: ил. - Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. - М.: Воениздат, 1953. - 672 с.
  • Скрицкий Н. В. Два адмирала Чичагова. - М.: Центрполиграф, 2012. - 559 с. - Серия «Россия забытая и неизвестная» - 3000 экз., ISBN 978-5-227-03207-2
  • Усыскин Л. Б. Адмирал Василий Чичагов / Лев Усыскин.. - М .: ОГИ, 2009. - 240 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-94282-583-6 . (в пер.)

Ссылки

  • Чичагов Василий Яковлевич - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).

Отрывок, характеризующий Чичагов, Василий Яковлевич

– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!» – вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его.
Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом.
Это то было то, что случилось с ним за два дня до приезда княжны Марьи. С этого же дня, как говорил доктор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер, но Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.
С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧИЧАГОВ, 1726 - 1809, потомок старшего, но небогатого Костромского дворянского рода, сын сподвижника Петра 1, Якова Матвеевича, родился 28 Февраля 1726 года (а по показанию сына - в 1725 г.), учился в учрежденной Петром 1 Московской школе навигацких наук и пополнил свои знания в Англии. Зачисленный на службу в 1742 г. гардемарином, он в 1745 г. произведен в мичманы, но первое плавание совершил только в 1757 г. на корабле «Св. Михаил», отправленном в Зунд «по секретной комиссии». Затем Чичагов участвовал в экспедиции к берегам Пруссии, во время Семилетней войны, а в 1765 и 1766 гг. дважды ездил из Колы «в секретную экспедицию» для отыскания морского прохода в Камчатку, мимо Гренландии, но оба раза неудачно, вследствие льдов. В 1768 г. он был назначен главным начальником Архангельского порта, в 1770 г., по производстве в контр-адмиралы, - Ревельского и в 1773 г. - Кронштадтского. Приняв участие в Турецкой войне, Чичагов защищал Керченский пролив иполучил Георгия 4-й ст. , а по окончании войны произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал и Александровский кавалер с 1782 г., Чичагов в том же году плавал с эскадрой в Средиземном море, в 1788 г. исполнял обязанности главного начальника Ревельского порта, а в 1789 г. командовал Балтийским Флотом. Во время Шведской войны он сначала вызвал неудовольствие Екатерины 2 своим отступлением после удачного боя при о. Эланде, но затем одержал две блестящая победы при Ревеле и Выборге, за что был награжден орденами св. Андрея и Георгия 1-й ст. , шпагой с алмазами, серебряным сервизом, 3805 душами крестьян и дворянским гербом. Екатерина 2, поручила Державину и Храповицкому составить надпись к бюсту Чичагова, в которую вошли бы его слова, и сама сочинила такую же надпись, которая потом была начертана в несколько измененном виде на надгробном памятнике Чичагова: «С тройною силою шли шведы на него, Не проглотят они нас и узнав, он рек: Бог защитник мой и Отразив, пленил и победу получил». В 1797 г. Чичагов вышел в отставку и скончался в глубокой старости, ослепнув в последние годы жизни, 4 Апреля 1809 года в Петербурге. Погребен на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.
Чичагов принадлежит к числу выдающихся сподвижников Екатерины 2. Он никогда ни перед кем не заискивал и только исполнял свой долг, умел всегда держать себя с достоинством и тактом и отличался большой скромностью, чем и заслужил уважение своей Монархини. Долгое время живя лишь на жалованье, Чичагов не делал приемов и как можно дальше держался от придворной среды, являясь при дворе только по необходимости. Зато враги не щадили его и обвиняли в грубости и необразованности. Сын Чичагова, известный адмирал, в своих записках так изображает отца: «Он был истинно честный человек, почти беспримерного бескорыстия. Он был набожен без суеверия, высоко ценил добродетель и гнушался пороком; трезвый и воздержанный по необходимости и врожденному вкусу, он со строжайшей добросовестностью исполнял свои обязанности в отношении к Богу и престолу. Чуждый всяких происков, он ожидал всего от образа своих действий и от Божественного промысла, велениям которого подчинялся самоотверженно и в этом никогда не раскаивался». П. Я. Гамалея говорит о нем в своих записках: « В. Я. Чичагов был муж, стяжавший от всех почтение и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшею скромностью и кротостью нрава».

(С акварельного портрета из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

(1726-1809)

Адмирал российского флота, командующий Балтийским флотом, полярный исследователь.

Родился в старой дворянской семье. В апреле 1742 г. определен на флотскую службу в звании гардемарина. Два года находился в Ревеле при береговой команде. Весной 1745 г. получил чин мичмана и отправлен в Англию для совершенствования знаний. За девять лет, проведенных за границей, прошел большую профессиональную школу. По возвращении на Родину произведен в лейтенанты. На фрегате «Св. Михаил» в 1757 г. плавал на Зунд «по секретной комиссии», затем принял командование этим фрегатом, крейсеровал на нем между Ревелем и Кронштадтом. В 1758 г. ему присвоено звание капитана 2 ранга. Тогда же послан в Казанское Адмиралтейство для «освидетельствования леса для нужд корабельных верфей». В начале 1764 г. удостоен чина капитана 1 ранга и назначен командиром корабля «Ревель». Однако через короткое время отозван в Адмиралтейств-коллегию, произведен в капитаны бригадирского ранга и ему поручено возглавить экспедицию с секретным заданием «учинить поиск морскому проходу Северным океаном в Камчатку». Возвратившись в 1767 г. в столицу, возглавил петербургскую корабельную команду. Летом 1768 г. послан главным командиром Архангельского порта. Через два года отозван в Петербург и 1 марта 1770 г. возведен в ранг контрадмирала с назначением командиром Кронштадтской эскадры. Свой флаг держал на 66-пушечном линейном корабле «Граф Орлов». К концу года получил «высочайшее» указание «принять под начало Ревельский порт». В 1772 г., командуя группой из трех кораблей, с «особым поручением» плавал в Средиземном море. За этот поход был награжден орденом Св. Анны, а затем в январе 1773 г. назначен вновь главным командиром Кронштадтского порта. В летнюю кампанию несколько раз ходил в крейсерство в район Готланда. В связи с боевыми действиями против турок на Черноморском побережье командирован на Азовскую флотилию. 9 июня 1774 г. при крейсерстве в Керченском проливе пять кораблей под командованием В. Чичагова обнаружили турецкий флот в составе 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 шебек, галер и нескольких мелких судов, пытавшихся прорваться в Азовское море и высадить десант на крымском берегу. Отряд Чичагова смело вступил в бой с неприятелем и метким артиллерийским огнем заставил его отойти. С подписанием Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией в начале 1775 г. Василий Яковлевич вернулся в Петербург, где был «заслуженно обласкан» Екатериной II: получил орден Св. Георгия IV класса, звание вице-адмирала, назначение членом Адмиралтейств-коллегий.

В 1782 г. «за примерное радение о флоте» произведен в адмиралы и в кавалеры ордена Св. Александра Невского.

С первых дней войны со Швецией 1788 - 1790 гг. назначается командующим Ревельской флотилией, а в марте 1789 г. «императрица пригласила его принять начальство» над всем Балтийским флотом. 15 июля русский флот под командованием Чичагова, поднявшего свой флаг на 100-пушечном корабле «Ростислав», у о. Эланд вступил в бой с превосходящими силами противника, заставив его отступить и укрыться в Карлскроне. В мае 1790 г. шведский флот напал на эскадру Чичагова, стоявшую на Ревельском рейде. Однако расчет противника на внезапность не оправдался. После двухчасового сражения, потеряв два корабля, шведы ретировались. 22 июня неприятельская гребная флотилия из 80 канонерских лодок атаковала в Выборгском заливе небольшой отряд русских кораблей, чтобы дать возможность основным силам прорваться из «ловушки», подстроенной по замыслу Чичагова. Посланные им на помощь отряду корабли обратили противника в паническое бегство. В результате Выборгского сражения шведы потеряли захваченными, сожженными и потопленными 64 корабля. Это был своеобразный апофеоз в деятельности славного адмирала. На склоне лет наступил его «звездный час». Екатерина II при въезде Чичагова во дворец встречала его у входа, что считалось чрезвычайным событием в императорском этикете. Своими руками царица «наложила» на моряка высшие государственные и воинские знаки отличия: ордена Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия I класса. В честь признания его «особенных заслуг перед Отечеством» адмирала наградили шпагой с алмазами.

В 1797 г. Василия Яковлевича с «великими почестями», как никого до этого, по его просьбе уволили со службы. Павел I в память его дел собирался еще при жизни адмирала воздвигнуть в Петербурге обелиск. Но, к сожалению, отставного моряка вскоре забыли и вспомнили о нем только после его смерти 4 апреля 1809 г. На похоронной церемонии присутствовал, отдавая должное памяти флотоводца, Александр I - пятый из императоров, которым верой и правдой служил адмирал.

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов в XXI веке известен более всего благодаря историческому анекдоту. Согласно ему, императрица Екатерина Великая пригласила адмирала в Зимний дворец и попросила рассказать об одном из сражений. Флотоводец некоторое время смущался, но затем освоился и стал рассказывать красочно и эмоционально, незаметно для себя перейдя на использование нецензурных выражений. Опомнившись, Чичагов принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».

То, что память о Чичагове сохранилась прежде всего в исторических анекдотах, объяснимо. В отличие от Фёдора Ушакова или Павла Нахимова , Чичагов решительным наступательным действиям на море предпочитал осторожность и аккуратность. Вследствие этого и успехи адмирала на театрах военных действий были не столь ошеломляющими.

Выходец из дворянского рода Чичаговых, Василий был отдан на обучение в знаменитую Школу навигацких наук, основанную Петром I . Для дальнейшего обучения морскому делу Чичагов был направлен на стажировку в Великобританию, где служил на кораблях королевского флота.

В возрасте 16 лет он вернулся в Россию и был зачислен на службу в российский флот.

Честный служака

В 1764 году Чичагов был назначен помощником главного командира Архангельского порта. В этой должности он дважды отправлялся в экспедиции к Камчатке и Северной Америке, имевшие целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Проект этих экспедиций был разработан Михаилом Ломоносовым . Оба раза, однако, походы терпели неудачу из-за невозможности преодоления тяжёлых льдов.

За Чичаговым закрепилась репутация старательного и честного служаки. Он занимал должности главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. На всех этих должностях он наводил порядок, прекращая злоупотребления как среди моряков, так и среди чиновников.

В 1770 году Чичагов получил чин контр-адмирала и был вызван в Петербург, где занимался обучением экипажей для кораблей Балтийского флота. В 1772 году одну из подготовленных эскадр он без потерь провёл на Средиземное море.

В 1772−1774 годах во время русско-турецкой войны Чичагову было поручено командование одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. Со своей задачей он справился хорошо.

В 1775 году Чичагов стал членом Адмиралтейств-коллегии, а в 1782-м — получил звание адмирала.

Война от обороны

Звёздный час Василия Чичагова настал, когда ему было уже за 60. В 1788 году вспыхнула очередная русско-шведская война. Шведы, опираясь на поддержку Великобритании и Пруссии, рассчитывали взять реванш за предыдущие неудачи. Благоприятным для них обстоятельством было и отвлечение главных сил русской армии на войну с Турцией.

Особо важное значение шведы придавали войне на море, где они намеревались вернуть себе господство на Балтике.

После сражения у острова Гогланд заболел и скоропостижно скончался командующий русским флотом на Балтике Самуил Грейг . Императрица передала командование флотом адмиралу Чичагову.

Ситуация была не слишком благоприятной для русских моряков. На Балтике остро не хватало опытных экипажей кораблей, что заставляло русских командиров действовать в бою предельно осторожно.

Действуя от обороны, с помощью местных прикрытий, Чичагов компенсировал отсутствие опыта у своих людей.

26 июля 1789 года 25 кораблей русского флота под командованием адмирала Чичагова сошлись в бою у острова Эланд с 36-ю кораблями шведского флота, которыми руководил герцог Карл Седерманландский . Многочасовое сражение завершилось отступлением шведов, которые не смогли одолеть оборонительные построения Чичагова.

Екатерина осталась довольной

13 мая 1790 года шведский флот атаковал русские силы на рейде у порта Ревель. Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот манёвр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена.

Осторожный Чичагов, оставивший корабли на якоре, рассчитывал на точность огня своих орудий, которая выше в статичном положении. Его расчёт оправдался. В итоге шведы стреляли мимо, а русские били точно в цель. В конце концов, герцог Карл Седерманландский скомандовал свернуть операцию и отступить. Победа снова осталась за русскими.

3 июля 1790 года эскадра Чичагова вступила в бой со шведским флотом, блокированным в северной части Выборгского залива. Шведы пошли на прорыв, что обернулось для них серьёзными потерями — 7 линейными кораблями, 3 фрегатами, более 50 малыми судами. Шведский флот также потерял убитыми и ранеными до 7 тысяч человек.

Тем не менее шведским кораблям удалось прорвать блокаду, что в итоге привело к последующему поражению русского флота во Втором Роченсальмском сражении.

Шведские историки считают, что последняя неудача свела на нет все прежние успехи русских, заставив их заключить мир на довоенных условиях.

Императрица Екатерина II считала иначе. Противоборство со Швецией было второстепенным по отношению к борьбе с Турцией. Главной задачей на Балтике было недопущение усиления позиций шведов, в особенности их военного флота. С задачей сдерживания русский флот под командованием Василия Чичагова справился вполне, за что адмирал был награждён. За Ревельское сражение Чичагов был отмечен орденом Св. Андрея Первозванного, а за победу в Выборгском сражении стал первым моряком, удостоенным Святого Георгия 1-й степени.

Неизвестный художник. Портрет Павла Чичагова. Фото: Commons.wikimedia.org

Отец и сын

В 1797 году 70-летний Василий Чичагов вышел в отставку и жил в своём имении. Он успел застать время, когда его сын, Павел Васильевич Чичагов , начинавший карьеру в качестве одного из офицеров эскадры отца, занял пост морского министра Российской империи.

Судьба Павла Чичагова оказалась непростой. Человек, много сделавший для русского флота, в 1812 году он был объявлен главным виновником неудачи русских войск при Березине, когда французской армии и императору Наполеону удалось бежать из России. Чичагова высмеял даже баснописец Иван Крылов в басне «Щука и Кот». Павел Чичагов, считавший обвинения несправедливыми, покинул Россию и до самой смерти жил в эмиграции.

Впрочем, Чичагов-старший до этого драматического поворота в жизни сына не дожил. Он умер 16 апреля 1809 года в возрасте 83 лет и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Эпитафия на его могиле гласит: «С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил».

Среди российских полководцев и военачальников, удостоенных за победы во славу русского оружия высшей военной награды империи, лишь один моряк смог одеть через плечо ленту ордена Св. Георгия Победоносца. Адмирал Чичагов даже в славной когорте флотоводцев екатерининского золотого века был личностью неординарной. Он удачно сочетал в себе способности навигатора, полярного исследователя, администратора и флотоводца.

Русский мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля (11 марта) 1726 г. под Костромой в небогатой дворянской семье. Постигать «морскую хитрость» он начал в московской школе Навигацких наук, затем продолжил морское образование в Англии. Службу во флоте Российской империи Чичагов начал в 1742 г. гардемарином в береговой команде Ревельского порта. В марте 1745 г. его досрочно произвели в мичманы, а 15 (26) марта 1754 г. молодой моряк стал лейтенантом.

Боевое крещение Василий Яковлевич получил во время Семилетней войны. Пока русская армия под командование фельдмаршала П.С. Салтыкова громила прусские части, русский флот во взаимодействии со шведским осуществлял морскую блокаду прусских берегов, не допуская на Балтику корабли союзной Фридриху II Великобритании. Лейтенант Чичагов на фрегате «Архангел Михаил» не только участвовал в крейсерстве, но и выполнял специальные поручения, являясь офицером связи между русским и шведским морским командованием. В 1757 г. Чичагову доверили командовать фрегатом «Архангел Михаил», который он привел из Ревеля в Кронштадт. Адмиралтейств-коллегия была довольна службой моряка, о чем говорит производство его в чин капитан-лейтенанта в марте 1758 г.

Во время морской блокады крепости Кольберг в 1761 г. Чичагов состоял офицером для поручений при командующем русской эскадрой вице-адмирале А.П. Полянском, который высоко ценил его и в аттестации охарактеризовал двумя словами: «честный человек».


Сражение на Ревельском рейде 2 мая 1790 г. Художник А.П. Боголюбов.

В апреле 1762 г. Чичагов стал капитаном 2 ранга, а еще через два года вступившая на престол Екатерина II произвела его в капитаны 1 ранга с назначением командиром линейного корабля «Ревель». Однако ему не довелось вступить в командование кораблем. В начале мая императрица подписала рескрипт об организации секретной экспедиции, которой предстояло проложить Северный морской путь из Белого моря в Тихий океан. Один отряд судов под командованием капитана 1 ранга П.К. Креницына должен был отправиться из Охотска вдоль берегов Дальнего Востока на север, открывая новые земли и закрепляя их за Россией. Навстречу ему, следуя из Архангельска и далее между Шпицбергеном и Гренландией был направлен второй отряд из трех кораблей. Конечным районом плавания намечался Берингов пролив. Во главе архангельского отряда был поставлен капитан 1 ранга В.Я. Чичагов, произведенный по случаю в капитаны бригадирского ранга.

Весной 1765 г. экспедиция выступила в поход из Архангельска. Преодолевая штормы и туманы, суда пытались пройти на север. 23 июля (3 августа) они достигли 80°26" северной широты, но сплошные арктические льды, встретившиеся им на пути в этих широтах, не позволяли двигаться дальше. Экспедиция вернулась назад в Архангельск. В 1766 г. попытка была повторена, но и она, к сожалению, оказалась, безуспешной - тяжелые арктические льды к северо-западу от Шпицбергена оказались непреодолимы для парусных судов.

В 1768 г. Адмиралтейств-коллегия назначила Чичагова главным командиром Архангельского порта, где он участвовал в подготовке кораблей для средиземноморских эскадр, которым суждено было сыграть огромную роль в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. В 1770 г. императрица назначила его командующим практической эскадрой, которая каждое лето крейсировала в Балтийском море, чтобы дать командам и офицерам опыт морских походов.

В 1772 г. уже в чине контр-адмирала В.Я. Чичагов во главе отряда из трех кораблей с особым заданием ходил в Средиземном море. По возвращению в Россию за этот поход он был награжден орденом св. Анны.

В должности младшего флагмана Донской флотилии он участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. 9 (20) июля 1774 г. в бою у приазовского берега Крыма Чичагов, действуя во главе отряда из 5 кораблей, нанес поражение превосходящему его по силе и огневой мощи турецкому отряду (5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 вспомогательных судов). По возвращению в Петербург он был награжден крестом ордена Св. Георгия 4-й ст., произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1782 г. получил чин адмирала и был награжден орденом Св. Александра Невского.

Талант В.Я. Чичагова проявился во время войны со Швецией 1788-1790 гг. С началом войны он командовал Ревельской эскадрой, а с 1789 г. - всем Балтийским флотом.

Король Швеции Густав III, желая вернуть часть Финляндии, начал войну с восточным соседом. Невзирая на протесты своих адмиралов, король намеревался одержать решающую победу на Балтике и высадить десант недалеко от Петербурга.

Кампания 1788 г. не принесла шведам успеха, несмотря на всю внезапность их нападения. Эскадра русских кораблей под флагом командующего Балтийским флотом адмирала С. Грейга в Гогландском сражении отбросила неприятеля от столицы, а затем, преследуя его, загнала в шведские порты и блокировала там. С наступлением холодов боевые действия закончились, и русский флот вернулся в свои базы.

Осенью, простудившись на холодном балтийском ветру, заболел и внезапно умер адмирал Грейг. Преемником его на посту командующего Балтийским флотом стал адмирал В.Я. Чичагов.

Главной целью шведского короля было взятие российской столицы. Для этого он увеличил шхерную флотилию и усилил сухопутную Финляндскую армию. Неприятельский флот (22 линейных корабля и 4 фрегата) под командованием брата короля адмирала Карла Зюдерманландского 2 (13) мая 1790 г. атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Чичагова. Силы были явно неравные: шведскому флоту противостояли 10 линейных кораблей и 5 фрегатов россиян. Недостаток людей в командах ограничивал возможности боя в открытом море, поэтому адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Первую линию составили 10 кораблей и фрегат, в ее разрывах встали два бомбардирских корабля и 4 фрегата. Правый фланг линии морской обороны опирался на отмели, левый - на орудия крепости. Шведы могли атаковать русскую эскадру только с фронта. После двухчасового ожесточенного сражения королевский флот завершил бесплодную атаку и отступил, потеряв два линейных корабля. Один из них, севший на мель, шведы сожгли сами, а второй, 64-пушечный «Принц Карл», получивший тяжелые повреждения и потерявший ход, сдался. Потери русской эскадры составили всего 9 убитых и 27 раненых. За Ревельскую победу адмирал был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного.

Но это было лишь начало морской войны на Балтике. Затем следуют два боя при Фридрихсгаме 4 (15) и 9 (20) мая, где русская галерная флотилия капитана 1 ранга П.Б. Сизова, вдвое уступавшая по количеству судов шведам, вынудила отступить вражеские галеры; и сражение при Красной Горке 23 мая (3 июня), в котором эскадра вице-адмирала А.И. Круза нанесла ощутимый урон шведскому флоту.


Выборгский морской бой 3 июля 1790 г. Художник Й. Шольц.

Адмирал Чичагов, получив донесение о морском сражении у Красной Горки немедленно вышел в море на всех парусах направился на помощь Крузу. Но шведы, оповещенные о значительном усилении русского флота, вышли из боя и отошли на запад, чтобы укрыться в Выборгской губе.

Русские эскадры, соединившись под флагом Чичагова, двинулись к Выборгу и стали на якорь в семнадцати милях от противника. Началась блокада неприятельского парусного флота.

Бытует мнение, что Чичагов не полностью использовал в первые дни блокады отсутствие попутного ветра для шведов и численное преимущество русского флота над шведским (27 линейных русских кораблей против 21 шведского) для полного уничтожения врага. Но командующий Балтийским флотом решил одержать морскую победу тесной блокадой королевского флота. И для этого были свои причины. Незнакомый район предполагаемого морского сражения таил много шхерных опасностей - подводных камней и мелей, да и шведы, которые были искушенными моряками, сражались бы в несколько раз сильнее, так как с ними находился их король.

Чичагов действительно развернул большие силы против врага, но почти месяц не спешил атаковать, хотя из столицы его торопили. Сначала русские корабли оттеснили неприятеля вглубь Выборгского залива. Последовательно сжимая кольцо блокады, адмирал избрал тактику изматывания неприятеля. Он рассчитывал решительно атаковать, когда силы противника окажутся на исходе. По замыслу командующего, гребная флотилия вице-адмирала К. Нассау-Зигена должна была ударить по шведам с востока, гребные суда эскадры Т.Г. Козлянинова - из-под Выборга в тыл, а Ревельская эскадра - с фронта.

Шведы неоднократно пытались прорвать блокаду, используя галерный флот. Последняя такая попытка состоялась 21 июня (2 июля) в Биорк-Зунде, но была отбита с уроном русской гребной эскадрой Зигена.

Тем же вечером задул свежий восточный ветер, который шведы ждали почти четыре недели. Час решающего сражения приближался. Чичагов ожидал атаки шведов на свои главные силы и приготовился принять бой на якоре. Но безысходность ситуации толкнула шведского короля на отчаянную меру - он решил прорываться у самого берега, рискуя посадить на мели большие корабли.

Рано утром 22 июня (3 июля) шведские гребные суда начали демонстративную атаку правого фланга русских. Одновременно шведский королевский флот в кильватерной колонне устремился в прорыв на левом фланге между отрядами контр-адмиралов И.А. Повалишина (5 фрегатов и 1 бомбардирский корабль) и П.И. Ханыкова (3 фрегата). Противники осыпали друг друга залпами в упор. В результате артиллерийской дуэли и русские, и неприятельские корабли значительно пострадали. Через час после начала прорыва шведов адмирал Чичагов дал сигнал главным силам флота идти на выручку сражавшимся отрядам. Первым вступила в дело эскадра вице-адмирала А.В. Мусина-Пушкина.

Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту: 17 неприятельских судов были подожжены или сели на мель в общей неразберихе. Лишь к 11 часам уцелевший корабельный флот шведов вышел в открытое море. За ним устремились вдогонку русские корабли. Погоня продолжалась целый день. Уже к вечеру, под самым Свеаборгом, русский линейный корабль «Изяслав» и фрегат «Венус» принудили сдаться шведский линейный корабль «Ретвизан». Остальные корабли укрылись под батареями финского Свеаборга. Здесь их снова заблокировала русская эскадра, лишив надежды уйти к берегам Швеции. Сделать это они смогли только после заключения в августе 1790 г. Верельского мирного договора. Адмирал Чичагов добился нейтрализации противника практически без потерь.

Всего в результате Выборгского морского сражения сгоревшими, потопленными и плененными шведы потеряли 64 вымпела (10 парусных кораблей, 54 гребных судна), около 7 тыс. человек. Потери русского флота убитыми и ранеными - 281 человек.


Надгробие В. Я. Чичагова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.

Императрица Екатерина II в полной мере оценила победу адмирала и наградила того орденом Св. Георгия 1-й ст. Он стал единственным из моряков, удостоенных высшей военной награды страны. Императрица в знак особого расположения к адмиралу сама придумала для него герб, включавший изображения двуглавого орла, корабля с адмиральским флагом, серебряного кита, скрещенных руля и якоря с лавровым венком.

Чичагов продолжал служить и при Павле I, вступившем на престол в 1796 г. Однако в 1797 г. Василий Яковлевич вышел в отставку и жил в имении. Умер он 4 (15) апреля 1809 г. и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В знак признания заслуг мореплавателя и флотоводца адмирала В.Я. Чичагова его именем названы острова в архипелаге Новая Земля, остров у берегов Северной Америки и гора на острове Шпицберген.

Юрий Алексеев,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ