Короткие басни о добре и зле. Басни новой эры (i). Планируемые предметные результаты

Много-много загадок на разные темы.

Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?

(Красная смородина)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.

Стоит старик над водой,
Трясет бородой.

(Тростник)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

Не море, не река, а волнуется.

(Поле с колосьями)

Золотые горы растут в летнюю пору.

Одно бросил – целую горсть взял.

Загадки о животных

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?

Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.

В тесной избушке
Ткут холст старушки.

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?

(Муравьи)

Летит – воет,
Сядет – землю роет.

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?

В болоте плачет,
А из болота не идет.

Два раза родится,
Один умирает.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

(Ласточка)

С бородой родится,
Никто не дивится.

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.

Страх тепло волочит,
А тепло «караул» кричит.

(Волк и баран)

Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

(Медведь)

Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине -
И щука не проглотит.

Кто на себе лес носит?

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…

(Черепахи)

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…

(Лягушки)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

(Поросенок)

Через океан плывет великан,
А ус во рту скрывает.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

(Воробей)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…

Загадки о человеке

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.

Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?

(Человек)

Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.

Всегда во рту,
Да не проглотишь.

Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык)

Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека)

Загадки о явлениях природы

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!

По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.

Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора -
Сама уйду я со двора.

Один идет, другая пьет,
А третья питается.

(Дождь, земля и трава)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.

Что было завтра,
А будет вчера?

(Сегодня)

В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет.

Что идет, не двигаясь с места?

Виден край, да не дойдешь.

(Горизонт)

Шуба нова, а на подоле дыра.

(Прорубь)

Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

В воде не тонет и в огне не горит.

Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

Без рук, без ног,
А в избу лезет.

Красное коромысло над рекой повисло.

Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Серое сукно тянется в окно.

(Пар, туман)

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.

Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

Горя не знаем, а горько плачем.

Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.

Заревел вол за сто сел, за сто речек.

Чего в сундук не запрешь?

(Луч солнца)

Голубая простыня весь свет одевает.

Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.

(Луна и солнце)

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…

Красный кот
Дерево грызет,
Весело живет.
А воды как попьет -
Зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь!
Этот красный кот…

Высокая и строгая,
Ходит, пол не трогая.
Кто ни выйдет, ни зайдет,
Ручку ей всегда пожмет.

Что за шустрый старичок,
Восемьдесят восемь ног,
Все по полу шаркают
За работой жаркою.

В воде она родится,
Но странная судьба -
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.

Ветер веет – я не вею,
Он не веет – вею я.
Но лишь только я завею,
Ветер веет от меня.

С виду клин,
А развернешь – блин.

Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу.

Едва повеяло зимой,
Они теперь всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их…

(Рукавички).

Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там пропал.

Сидит на ложке, свесив ножки.

Без рук, без ног,
А в гору лезет.

Пять пальцев,
Ни костей, ни мяса, ни ногтей.

(Перчатки)

Хвостик из кости,
А на спинке – щетинки.

(Зубная щетка)

На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
Со спиной, а без головы.

Два брюшка, четыре ушка.
Что это такое?

(Подушка)

Собака не лает,
А в дом не пускает.

Под одной крышей четыре братца живут.

Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот в дом войдет.

(Ключ в замке)

Крутая гора,
Что ни шаг – то нора.

(Лестница)

Что зимой дома мерзнет,
А на улице нет?

(Оконное стекло)

Всегда видятся, а вместе не сходятся.

(Пол и потолок)

Ходит, ходит, а в избу не входит.

Стоит поперек входа.
Одна рука в избе,
Другая на улице.

Загадки о технике и труде

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!

Ходит скалка по дороге,
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная.

(Дорожный каток)

Ходит он и землю ест -
Сотни тонн в один присест.
Степь на части он сечет,
А за ним река течет.

(Землеройный снаряд)

Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.

(Экскаватор)

Загудел глазастый жук,
Обогнул зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.

(Автомобиль)

Ходит полюшком коровушка -
Саженый язычок.
Режет травушку коровушка
Под самый корешок.

(Самоходная сенокосилка)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит.

(Трактор)

С края на край
Режет черный каравай,
Кончит, повернется,
За то же возьмется.

Спрыгнуть с него на ходу можно,
А вскочить на него нельзя.

(Самолет)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет.

(Самолет)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Самолет)

Мой товарищ по походу
К твердым правилам привык:
Кончил дело и за щеки
Уберет стальной язык.

(Перочинный нож)

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…

(Паровоз)

Над поселком слышен бас,
Он утрами будит нас.
Мы привыкли по нему
К распорядку своему.

(Заводской гудок)

Захочу, так поклонюсь,
А поленюсь, так повалюсь.

Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай!
Отправляется…

(Трамвай)

На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет,
Я зовусь…

(Велосипед)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?

(Пароход)

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(Автомобиль)

Сидит на крыше всех выше.

(Антенна)

Возле уха завитуха,
А в середке разговор.

(Радионаушники)

Загадки об учебе и отдыхе

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Мы – проворные сестрицы -
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим.

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.

(Барабан)

Мой рогатый конь трехногий
Быстро мчится по дороге,
Захочу – он постоит,
Захочу – вперед бежит.

(Трехколесный велосипед)

С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.

Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, морях – воды нет.

(Географическая карта)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Кулик невелик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

Лето, зиму – все на лыжах;
Братец – стол, сестра – скамья.
Это самые на свете
Неразлучные друзья.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.

(Патефон)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдется, там след остается.

(Карандаш)

Под гору – коняшка,
А в гору – деревяшка.

Черные, кривые, От рожденья все немые.
Станут в ряд -
Сейчас заговорят.

Что за чиж на черном поле
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.

(Школьный мел)

Хорошо видит,
А слепой.

(Неграмотный человек)

Хоть и немая -
Назовет лентяя.

(Стенгазета)

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

Иду по грядкам,
Рву без счета,
На грядках не убывает,
А в голове прибывает.

Цель урока: формирование представлений о добре и зле.

Планируемые предметные результаты:

  • способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле;
  • раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»;
  • повышать общую культуру личности;
  • совершенствовать навык выразительного комментированного чтения;
  • закрепить знания о басне, иносказании, олицетворении.

Планируемые метапредметные результаты.

  • Познавательные ууд:
    • самостоятельно формулировать познавательную цель;
    • строить сообщения;
    • осуществлять смысловое чтение;
    • искать и выделять необходимую информацию.
  • Регулятивные ууд:
    • адекватно использовать речь;
    • сличать способ действия и его результат с эталоном;
    • выделять и формулировать;
    • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
  • Коммуникативные ууд:
    • ставить вопросы, обращаться за помощью;
    • предлагать помощь и сотрудничество;
    • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
    • строить монологическое высказывание;
    • вести диалог;
    • осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

  • развивать чувство толерантности;
  • прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие;
  • развивать готовность к нравственному самосовершенствованию;
  • понимать значение веры в жизни человека;
  • прививать осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • нести ответственность за свои поступки;
    содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния злу.

Оборудование: компьютер, экран, проектор; фильм; церковная музыка; раздаточный материал: притча, заповеди, тексты басен; высказывания святых отцов; иллюстрации.

“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1,5).
Тьма света не любит (или: не терпит), а злой – доброго. Рус.

Кто роет яму, тот упадет в нее; и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. Библия.
Добрый пес лучше злого человека. Рус.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н. Толстой .

1. Оргмомент. Приветственное слово учителя

2. Актуализация знаний

– Как вы понимаете смысл этих эпиграфов?
Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова. Звучит русская церковная музыка (Традиционные и новые Песнопения Русской Православной Церкви, хор «Благовест»: «Отче наш» или «Господи, услыши молитву мою» в исполнении хора «Православные Певчие»). (http: //boqoslovy.ru/musuc.htm)

Нищий:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

М. Ю. Лермонтов

Беседа

– Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какое недоброе качество он проявил?
Назови противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину.
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О добре и зле)
– Тема нашего урока «Добро и зло»
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12)
Прослушайте аудиозапись или посмотрите анимационный фильм. Притча «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН» (ivi.ru/watch/biblejskie_pritchi или video.mail.ru/mail/petrndi/tags...)

Ответьте на вопросы. Беседа

– Найдите в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей? Кого христиане называли своим ближним?

Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Доменико Фетти

– Какой вопрос был задан Христу? Как ответил Христос? Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло? Кто ещё шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них? Кто оказался ближним пострадавшему человеку? Почему именно этот момент изобразил художник?
Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи? В чем проявляется милосердие христианина?
Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную Притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви. Материал из Википедии.
«Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный – это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие»,– пишет диакон Андрей Кураев.

3. Открытие нового.

– Так что же добро, а что зло?

Раздаются высказывания, их обсуждение происходит в группах с последующим кратким пересказом и озвучиванием главной мысли.

Святитель Василий Великий: «Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели , происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».
Святитель Григорий Богослов: «Зло по природе зависит от нас самих: несправедливость, невежество, лень, зависть, убийства, отравы, обманы и тому подобные пороки, которые оскверняют душу , сотворенную по образу Создавшего ее, помрачают ее красоту.

Вот как говорит об этом один из последних праведников русской земли, отец Иоанн Кронштадтский: «Зло, разумеется, не имеет положительного основания и оправдания, и его могло бы не быть и не должно быть, но поскольку оно есть, Бог и его хочет всегда обратить на благо и с этой целью временно попускает его (с целью педагогической). Не испытаешь на себе действий злых... духа... зла, ...и не узнаешь и не почтишь как должно благодеяний, даруемых тебе Духом благим, не узнаешь духа убивающего,– не узнаешь (иногда) и Духа животворящего».

«Добро созидает, зло разрушает. Добро любит, зло ненавидит. Добро помогает, зло топит. Добро побеждает добром, зло силой. Добро радостно, зло хмурится. Добро красиво, зло уродливо. Добро мирно, зло враждебно. Добро спокойно, зло раздражается. Добро миролюбиво, зло задирается. Добро прощает,зло злопамятно.
Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила - добро, и разрушительная сила - зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться.

Христианская вера ставит как одну из основ своего учения. что нужно жить по добру и по христианской любви. На этом фундаменте нужно строить всю свою жизнь, все свои дела, все свои слова и все свои мысли. Для всего этого нужно знать, что добро, а что зло, и уметь их различать»,– утверждает настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей

А. Борисов.

"Зло не имеет сущности и происходит от недостатка добра."

Святитель Игнатий Брянчанинов.

4. Закрепление

А. Опираясь на высказывания, заполните таблицу.

Взаимопроверка по образцу. Выставление оценок.

Духовный листок «Дорога домой» эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/

Б. Работа с учебником.

– Вспомните и самостоятельно дайте определение басни, олицетворения, иносказания. Сопоставьте его с определением из учебника. Оцените ответ учащегося.

Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются иносказательно: отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.
Басня часто заканчивается кратким заключением – моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль.

Аллегория – один из видов тропов – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность в обличии волка и т.д.

Олицетворение – один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

В. На примере басен рассмотрим, кто из героев олицетворяет добро, а кто – зло.

Выразительное чтение басни Пинаева А. К. «Бездушный». (http://apinaev.ru/)

Бездушный

Жил во дворе обычный Пёс, –
Стерёг хозяйское добро.
И днём и ночью, в зной, мороз
Он охранял всё как своё.
За много лет он постарел,
Ослабли быстро зоркость, слух, –
И он остался не у дел.
Хозяин был с ним груб и сух.
Сказал он как-то в зимний день:
– Бездушный пёс! Давно пора
Уж проучить тебя за лень!
И пса прогнал прочь со двора.

Легко сказать «бездушный пёс».
Но кто бездушней? – Вот вопрос!

Беседа

– Что изображено на иллюстрации? Как поступил хозяин со своим состарившимся псом, который много лет служил ему верой и правдой? Как называется его поступок? Какие недобрые качества проявил хозяин пса? Как должен был поступить христианин? Кто является олицетворением зла?

Задание группам. Опираясь на таблицу, дайте характеристику хозяину собаки. Подберите синонимы и антонимы к слову бездушный.

Как можно исправить зло? Можем ли мы сказать, что тот, кто творит зло, грешит?

Выразительное чтение басни Пинаева А.К. «Щенок и Ослик» .(http://apinaev.ru/).

Щенок и Ослик

Росли в лесу на старой ферме
Весёлый Ослик и Щенок.
Щенок был другом нежным, верным,
И Ослик звал его "Дружок".
Прошло два года. Пёсик вырос.
И Ослик сделался Ослом.
Он важным стал и словно милость
Бросал "Привет", махнув хвостом.
Прошло ещё лет девять, десять.
Наш пёс заметно постарел,
Но был, как прежде, добр и весел
И помогал всем, как умел.
Осёл забыл, конечно, друга:
Он вечно занят, всё дела,
В его душе как будто вьюга
Все чувства вымела до дна.
При встрече он уже с порога
Не то, чтобы чуть-чуть кивнуть,–
Смотрел на Пса надменно, строго
И норовил его лягнуть.
...
В ком чёрствость, грубость проросли
В том чуткости уж не найти.

– Как выглядят изображенные на иллюстрации Осёл и Щенок? О чём они думают?

Г. Работа со словарями.

– Можно ли назвать тщеславным надменного, злого, высокомерного, грубого Осла? (Посмотрите значение слова тщеславный в словарях).
– Выпишите синонимы и антонимы к слову тщеславие.
– Является ли Осёл олицетворением зла? Грех – синоним зла. Какие грехи овладели Ослом? Докажите. Кто стал полной противоположностью Ослу? Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы нести в мир добро?

Материал из Википедии

Тщесла?вие (от тщетный (напрасный) + слава)- стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть .
Смежными понятиями являются гордыня , спесь, звёздная болезнь , гордость .
Словарь Даля о гордости
Гордый – надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль) .
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля определяет тщеславие как свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы.
Толковый словарь Ушакова определяет тщеславие как «пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания».
Христианство.
Тщеславие считается одним из проявлений гордыни, что есть один из главных грехов , называемых в Православии греховными страстями.
Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям.
Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например, в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:
Начало греха – гордость, (Сир. 10:15 рс) .
Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение.

Д. Проецируются высказывания. Комментированное чтение по указанию учителя. Как распознать гордыню?

Святые Отцы о гордости (гордыне) . В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и противоположной добродетели смирении.

У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждение о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть.
Знаки гордости.

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться – стараться (Даль) .
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая». (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны». (Париж, 1984, стр. 10).

Признаки для распознания в себе гордости (гордыни).

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного».

Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность».

Тщеславие считается одним из проявлений гордыни, что есть один из главных грехов , называемых в Православии греховными страстями.

Е. Творческая работа в группе 2-3 мин.

Напишите мини-сочинение «Как можно исправить зло?» (по басням Пинаева А.К.) Звучит русская церковная музыка. (Юношеский хор «О,Преславного чудесе-Напев Оптиной пустыни» или православные песнопения детского хора «Господи, помилуй. Духовный стих»). (http: //boqoslovy.ru/musuc.htm)

Представитель от группы зачитывает сочинение.

5. Вывод

– Заповеди Библии ведут людей по дороге Добра , поэтому они имеют огромное значение для всего человечества.

Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни.

Ученик пересказывает заповеди (домашнее задание).

Заповеди.

1. Бог для всех один.
2. Не поклоняйся идолам.
3. Не произноси имя Бога напрасно.
4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.
5. Почитай отца и мать свою.
6. Не убивай.
7. Не изменяй – люби верно, преданно.
8. Не воруй.
9. Не доноси и не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам.
10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

«Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать что добро, а что зло, для того чтобы следовать по правильному пути. Многие люди старались понять, что добро и что зло, но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло, как Христианство.

6. Итог урока

– От чего же и от кого зависит наличие зла в жизни?
– В чем, как вы думаете, заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?
– К чему должен стремиться человек в своей жизни?
– Мы с вами можем изменить мир?
– Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?

7. Рефлексия

– Над чем заставил задуматься этот урок?
– Было трудно…
–Я поняла, что…

8. Домашнее задание (на выбор)

– Нарисовать рисунок по теме «Дорогою добра».
– Написать сочинение – рассуждение по теме «Добро и зло».
– Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
– Оказать кому-нибудь помощь.
– Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

БАСНЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ…

Искоренить решил я «зло»,
Но мне, друзья, не повезло…
Я думал: вырву корень «зла»
Из-под земли, и все дела!
Исчезнет «зла» коварный след,
И в мире воцарится Свет!

Я стал везде совать свой нос,
Чтобы решить простой вопрос:
Где этот «корень зла» найти?
Откуда «зло» себя растит?
В каких краях, в какой стране
Источник «зла» найти верней?!

Я взял лопату и совок,
Но «корень» выкопать не смог:
Не то, чтоб был он глубоко
(Я б с делом справился легко) -
Покончить навсегда со «злом»
Добро мешало, как назло!

Везде, куда ни кинешь взор –
Добро и «зло» в один узор
Сплетаются тугим клубком,
Завязываются узелком -
Не расплести, не разорвать!
И «зло» добром мечтает стать!

Что для кого-то было «злом»,
Другим – является добром!
И в свою очередь добро
Со «злом» братается порой!
Они в цепи, как два звена!
Как в море ветер и волна!

Я «зло» хотел на мушку взять,
Но «зло» сказало: не стрелять!
Во мне есть скрытое добро –
Как в сплаве медном серебро:
Его лишь нужно распознать -
Давно пора об этом знать!

Я поднял на него копьё,
Но «зло» на рвение моё
В ответ сверкнуло серебром:
Я неразлучный сплав с добром!
По одиночке нас прогнать
Нельзя… давно пора понять!

Я взял на кухне острый нож,
Но «зло» с добром не разольёшь
И океаном чистых вод!
И всем известно наперёд,
Что «зло» с добром, как свет и «мрак»,
Сжимают мир в один «кулак»!

И к вечеру, сбиваясь с ног,
Я вот такой подвёл итог:
Добро и «зло» неразделимо
В своём единстве никогда!
И мы есть всё, и всё храним мы,
Но Выбор есть у нас всегда:
Поддаться страху, отделиться
От Бога, Неба и Земли,
Или принять себя, раскрыться
Навстречу Свету и Любви!

ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ

В одной деревне под горой
Жил дед Илларион;
Однажды вешнею порой
В саду копался он...

Чтоб сад имел опрятный вид,
Обрезал он кусты,
А рядом жил сосед – Давид:
Дома стояли в стык!

Потупил взор Илларион
И, вспомнив давний спор,
Вязанку веток бросил он
Соседу под забор...

Вот прокричали петухи,
Выходит в сад Давид:
- У этих веточек сухих
Такой печальный вид...

Он ветки бережно собрал,
Поставил в таз с водой,
И каждым утром посылал
Привет им добрый свой!

Покрылись веточки листвой,
Бутонам – нет числа!
Вот ведь какое волшебство
Давиду Бог послал!

Улыбкой светится Давид,
И утречком, чуть свет,
Иллариону в дверь стучит:
- Прими мой дар, сосед!

Соседи, радуясь цветам,
Обнялись, и с тех пор
Они (в ответ своим мечтам)
Забыли давний спор!

ПУТЬ К СЧАСТЬЮ

Однажды Юноше в пути
Мудрец известный повстречался:
- Скажи, где Счастье мне найти? –
Я в «проигравших» оказался…

Ах, всё не так в моих делах!
Не вижу смысла в жизни этой!
И, поборов свой прежний страх,
Пошёл я странствовать по свету!

Скажи, Учитель, где Душа
Покой и Счастье обретает?
В какой стране, в каком краю
Душа поёт, от счастья тает?

Ты веришь в Бога?
- Да, Отец! Ему молюсь я ежедневно!
- Отлично, Друг! Ты молодец!
Дружи с молитвой вдохновенной!

Пойми: ответ на твой вопрос
В твоей заложен крепкой Вере –
Ты можешь, словно серебро,
Отмерить Счастье полной мерой!

Счастливый Мир – внутри Тебя!
Стремись найти к нему дорогу!
Послушай: Ангелы трубят
В твоей Душе и славят Бога!

Ты можешь с Верой изменить
Вокруг себя пространство Мира,
И в изобилии творить
Мечту из мысли… из «эфира»!

Соединись с Самим Собой
В Единстве солнечного Света,
И будешь Сам своей судьбой
Повелевать зимой и летом!

Ты говоришь, что проиграл,
И поле битвы оставляешь…
Ты – Полководец, Генерал!
Ты – Бог! И сам того не знаешь!

В твоих руках секрет большой –
Из «мрака» к Свету путь надёжный:
В соединении с Собой
Всё «невозможное» - Возможно!