Презентация "эпоха возрождения" презентация к уроку по истории на тему. Презентация, доклад основные черты философии возрождения Презентация по философии на тему эпоха возрождения

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Общая характеристика Ранее философию Возрождения определяли как "Величайший прогрессивный переворот" (Ф.Энгельс), а время, в которое она развивалась эпохой, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов". В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Это было время так называемого "первоначального накопления" капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Философия итальянского гуманизма Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление гуманизма хронологически даже совпадает с расцветом поздней схоластики (сер. XIV в.), однако как зарождается, так и развивается вне схоластической традиции. Гуманисты отличались от схоластов не только характером философствования, но и обликом философа и его местом в обществе. В то время как кафедры университетов были заняты схоластами-теологами, гуманисты были учеными без степеней и званий, они были публицистами, поэтами, филологами, риторами, т.е. представителями совершенно иной среды. Новая философия приобретает и новую литературную форму. Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора. Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики противостоит в гуманистической философии представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Строгой системе логических дефиниций образное, пластическое, художественное мышление. Логической дедукции интуитивное постижение гармонии мира. Риторика, поэзия, мифология представляются наиболее адекватным языком выражения истины. Неоценимой заслугой гуманистов является их поиск и открытие забытых античных текстов -Диогена Лаэртского, Лукреция, стоиков, Плутарха, Платона, Аристотеля и т.д., а также произведений античных ученых (Архимеда). Гуманисты "очищали" произведения античных авторов от напластований "комментаторской" традиции схоластов, пытаясь выявить аутентичное, неискаженное содержание философских текстов.

Слайд 10

Описание слайда:

Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.; в связи с чем центр философского исследования переносился с проблем метафизики на иные, земные и более поверхностные интересы. Мир для гуманистов не юдоль печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому главная задача человека. Задача философии в этом плане не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Природное начало оправдывается и в нравственном отношении. Если природа - это "госпожа и учительница мира", то и нравственность строить следует из того, что требует природа человека. Однако идя этим путем, гуманисты зачастую доходили до эстетики порнографии и преступности, а сама данная эпоха славится не только гуманизмом в его истинном смысле слова (человечность), но и, согласно новым исследованиям, небывалой в истории поножовщиной, кровью и разнузданностью, что свидетельствует о внутреннем антиномизме и противоречивости возрожденческого гуманизма. Сбросив с себя принципы средневековой метафизики и основывавшейся на ней нравственности, человек приблизился не только к своей сущности (гуманизму), но и к звериным инстинктам. Антиаскетизм гуманизма приводит его не только к античной мере, но и к разнузданности и безнравственности. Подвижничество и жертвенность сменяются учением о самосохранении, страдание во имя спасения культом наслаждения и пользы. Таков оборотный идеал европейского гуманизма.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам - земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа. Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь - для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни Данте отвергал как слепой провиденциализм, так и детерминизм астрологов, считая человека как бы "вторым воплощенным богом". Он отстаивал идеал земного совершенства, призывал к героическому деянию и благородству

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Если Данте воспринял схоластическую премудрость, то Петрарка отверг ее с порога: она для него воплощение глупости и бессмыслицы: "Теперь насчитывают не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И неудивительно, что их так много, потому что их делают так легко"(на университетских кафедрах). Схоласты, в свою очередь, считали Петрарку недоучкой, он же превосходил их всех в знании античной литературы, поэзии, истории, мифологии и даже философии. Именно античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Петрарка отвергал культ авторитета, но признавал значение философии Аристотеля, высмеивая лишь "глупых аристотеликов" (теологов), их схоластический и надуманный способ ведения споров. Он, видя, что средневековые университеты приходят в упадок, а их преподаватели лишены истинной набожности, понимал, что такое отношение лишь вредит доброму имени теологии, которую она снискала в эпоху патристики. Он принимал христианство, но в его не схоластической, а собственной интерпретации.

Слайд 17

Описание слайда:

Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии. Этот процесс осуществлялся не безболезненно и не безконфликтно для его души. Так, в философском диалоге "Моя тайна" он вызывает в собеседники Августина, который "учит" его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики - любовные сонеты.

Слайд 18

Описание слайда:

Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл, объединенных отрицанием ханжеской средневековой морали. Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл, объединенных отрицанием ханжеской средневековой морали. Автор проповедует право людей на наслаждение земной жизнью, чувственной любовью. Одна из основных тем книги - критика католической церкви, сатирическое осмеяние духовенства. На позднем этапе своего творчества Боккаччо испытал кризис своих гуманистических идеалов, что отразилось в сатире на женщин (поэма "Ворон"). Гуманистические традиции итальянского Возрождения были развиты в дальнейшем Колуччио Слутати, Паджио Браччиолини, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла. Все они проявляли большой интерес к исследованию старых текстов, отвергая схоластическую логику как главный метод исследования. Особой популярностью у них пользовалось учение Платона.

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Ренессансный неоплатонизм. Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский (1401-1464). Он родился в Германии в местечке Куза. Первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" сообществе, близком движению "нового благочестия", возникшем в Нидерландах во втор. пол. XIV в. Оно ставило целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Внешней обрядности и схоластической мудрости они противопоставляли стремление к совершенствованию путем "подражания Христу". Их мистицизм способствовал отчуждению будущего философа от рационализма схоластического богословия. В дальнейшем Николай Кузанский продолжает обучение в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Он был необычайно одаренным, преданным церкви и энергичным священником. Став кардиналом, он развивает активную деятельность по восстановлению единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий. Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма, идущей от Ареопагитик и Эриугены к мистицизму Мейстера Экхарта. Он был увлечен античным культурным наследием и собственноручно открывал в монастырях древние рукописи. Он изучил греческий язык и читал в оригинале Платона и Прокла. Интересовался он также астрономией, космографией, математикой.

Слайд 23

Описание слайда:

Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании). Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании). Кузанский не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мышления схоластов, ни риторическому искусству гуманистов, хотя часто использует форму диалога, так любимую последними. Философ использует метод, аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания. Ученое незнание есть осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится. Познание вещей возможно при помощи чувств, разума, но знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Поэтому собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного чему-то абсолютному, неопределенному, безусловному. Безусловное знание человек может постичь только символически. Основа такой символики - математические знаки.

Слайд 24

Описание слайда:

Н.Кузанский Развивая эту идею, Кузанский рассуждает следующим образом. Разум подчинен закону противоположностей, для него справедливы "да" или "нет", "истина" или "ложь", круг или многоугольник. "Ученое незнание" близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются. Многоугольник с бесконечным числом углов отождествляется с кругом. Если признавать бесконечность бога, то необходимо признать, что в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Анализируя индивидуальное существование человека в мире, Кузанский исходит из близкой многим мистикам идеи о единстве макрокосмоса и микрокосмоса. Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, расширяется и микрокосмос, человеческое естество хотя у единичного человека процессы "завершения", "наполнения" божественностью ограничены. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализуется, по убеждению Кузанского, лишь во Христе. В любом случае Кузанский подчеркивает, что человек является не только частью целого, но и новым целым, индивидуальностью. Таким образом, схоластическому "знанию" о Боге он противопоставил концепцию "ученого незнания". Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.

Слайд 25

Описание слайда:

Марсилио Фичино (1433-1499) и Флорентийская платоновская Академия Новый этап в освоении европейской философией наследия Платона и античного неоплатонизма связан с деятельностью Марсилио Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Он изучил греческий язык и читал Платона в подлиннике. Его вилла близ Флоренции стала своеобразным культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям. Там собирались поэты, художники, политики. Фичино переводил герметические трактаты, диалоги Платона. Главное его собственное сочинение называется "Платоновское богословие о бессмертии душ", основывается на неоплатонической традиции и в этом смысле противостоит схоластике. Традиционную теологию он пытался подменить "ученой религией" в виде платоно-неоплатонической философии. При этом он оставался искренне верующим католиком и даже стал священником.

Слайд 26

Описание слайда:

Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении. Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении. Центральной категорией в его космологии является душа, объединяющая все в мироздании, она есть "истинная связь вещей". Жизнь присутствует всюду и есть "внутренняя сила движения". Душа есть "внутреннее искусство, изнутри устраивающее материю, как если бы столяр находился внутри древесины". Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная же миру любовь есть красота. Мир есть прекрасное творение, круговое существование которого есть наслаждение. Образом постоянного божественного присутствия в мире является свет. Бог у него не растворяется в природе, а поглощает ее: "Не Бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в Боге" (тенденции мистического пантеизма).

Слайд 27

Описание слайда:

Марсилио Фичино Человек у Фичино "есть как бы некий Бог", так как он единственный "повелевает самим собой". Человек рожден царствовать и совершенно не может терпеть рабства. Флорентийский философ пытался также разработать концепцию "ученой религии", о чем свидетельствует его трактат "О христианской религии", где он говорит о некой "всеобщей религии", искони присущей человечеству, высшим ее проявлением является христианство. Разнообразие же религий не есть недостаток, наоборот, оно вскрывает божественную красоту истины.

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

"Речи о достоинстве человека". Особенной известностью пользуется произведение Пико "Речи о достоинстве человека". В них он выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, "четвертый" мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, и одновременно он вне всех ступеней. Так Джованни Пико взломал иерархическую структуру неоплатонизма в размышлениях о сущности человека. Бог не определил человеку места в иерархии. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит, и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и его моральной оценке

Слайд 34

Описание слайда:

Выводы. Ренессансный платонизм явился первой попыткой создания философской системы, которая смогла бы противостоять средневековой схоластике. Он разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении. Обожествление космоса, понимание природы как "внутреннего мастера", представление о "натуральной магии" - все это способствовало в дальнейшем повороту к практическому приложению знания о природе. Концепция "всеобщей религии" и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому перетолкованию христианства в XVI в., а затем и возникновению теории о "естественной религии" в деизме XVII-XVIII вв.

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Его мир поэтому еще не математическая абстракция классической механики, он видит ограниченность геометрии и арифметики. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Его мир поэтому еще не математическая абстракция классической механики, он видит ограниченность геометрии и арифметики. Прекрасный космос у Леонардо лишен теологической направленности, а гармония мира соседствует с мрачность и трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть "величайшее орудие природы", "земной бог" и, одновременно "проход для пищи". Человек, исходя из своей свободы, способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины. Эти противоречивые суждения свидетельствуют о глубоком кризисе, разразившемся в итальянском гуманизме.

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Слайд 40

Описание слайда:

"О вращении небесных сфер" Его книга "О вращении небесных сфер" определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Он отталкивался от взглядов древних астрономов и философов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего это пифагорейцы. Кризис традиционной картины мира требовал не только усовершенствования расчетов, но радикального пересмотра теоретических предпосылок. Поэтому коперниканская революция не сводилась к простой перестановке центра мира. Гелиоцентризм Коперника вел к десакрализации космоса, рушилась традиционная иерархическая структура мироздания. Вместе с упразднением физического, устранялось и теологическое противостояние "земли" и "неба". Бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Открылся путь к созданию бесконечной вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии.

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда:

Слайд 44

Описание слайда:

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда:

Слайд 47

Описание слайда:

Слайд 48

Описание слайда:

«Заальпийский гуманизм» На рубеже XV-XVI вв. гуманистическое мышление проникает из Италии в другие европейские страны. Развитие философской мысли в заальпийских странах имело ряд особенностей по сравнению с классическим итальянскими образцами. Важнейшей из них было то, что флорентийские гуманисты раскрывали новое мировоззрение по большей части через посредство литературно-художественных произведений, искусства. В конце XV-XVI вв. в Северной Европе философствование приобретает более строгие, рационалистичные формы, большее значение приобретают логика, методология познания, философия государства и права. В числе наиболее видных представителей "заальпийского гуманизма" эпохи Возрождения были Эразм Роттердамский и Мишель де Монтень.

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к его истокам во всех областях жизни. Он попытался применить принципы научного исследования к Библии. Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к его истокам во всех областях жизни. Он попытался применить принципы научного исследования к Библии. Благодаря стараниям Эразма в 1517 г. и 1519 г. увидело свет первопечатное издание Нового Завета, которое включало в себя также обширные комментарии и латинский перевод. Наиболее значительным произведением Эразма является "Похвальное слово Глупости" (1519). Книга написана как монолог, который произносит Глупость. В сатирической манере, устами госпожи Глупости говорит Эразм о том, что глупость охватывает все проявления человеческой жизни, без нее человеческий род просто вымер бы. Самые счастливые люди - это люди глупые, лишенные разума, движимые биологическим инстинктом. Высшее счастье основано на самообмане. Большое место в "Похвальном слове Глупости" занимает обличение грехов католической церкви. На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах глупости. Первый вид восхваляется иронически, второй - всерьез. Последний касается христианской простоты. Эразм приходит к выводу - всякая религия является разновидностью глупости. Еще одно известное произведение Эразма "Сборник поговорочных оборотов" (1500). Пафос этого, более раннего произведения связан также с возвратом к подлинной, христианской морали. Христианство должно стать прежде всего этическим учением.

Описание слайда:

Мишель Монтень (1533 - 1592) Французский философ эпохи Возрождения, основоположник жанра философского эссе. Был мэром города Бордо. В годы религиозных войн 16 в. призывал к терпимости и гуманности. Основное произведение - «Опыты», собрание различных тематически мало связанных между собой очерков. Единственное, что объединяет разрозненные очерки - личность самого автора. В «Опытах» Монтень демонстрирует эрудированность, приводя множество исторических фактов, латинских и греческих цитат. Монтень - представитель позднего гуманизма Ренессанса. Для него характерно некоторое разочарование в идеальном представлении о человеке, сложившемся в раннее Возрождение. Монтень призывает к скептическом отношению к любым авторитетам а также и к сомнению в собственном знании.Вопрос «А что я знаю?» стал девизом Монтеня. В этике Монтень выступал критиком церковной аскетической морали. Он призывал к здоровой чувственности и наслаждению жизнью. Взгляды Монтеня проникнуты стремлением к духовной независимости и сохранению своей индивидуальности.

Слайд 53

Описание слайда: Описание слайда:

К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь"). К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь"). Макиавелли отдает предпочтение действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то, как люди должны были бы поступать, а как они поступают здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц. Специфика моральных воззрений состоит в том, что они претендуют на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес в отношениях между индивидом и обществом. В этом же заключается их внутреннее противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть не одни только общие интересы, поэтому, в действительности, где ценности конкурируют между собой, отвлеченные моральные истины не только начинают противоречить друг другу, но и превращаться в собственную противоположность.

Слайд 56

Описание слайда:

Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному, свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского). Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному, свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского). Политика для политики. Религия и мораль оказывается у Макиавелли подчиненными политическим соображениям. Рассматривая политику как совершенно самостоятельную сфера деятельности человека, он определяет ее цель - создание и укрепление государства, а критерием этой деятельности объявляет пользу и успех. Хорошим и благим является все, что способствует укреплению государства, и, соответственно, наоборот. Пользоваться или не пользоваться добродетелями зависит от конкретной политической ситуации. Государь должен "не отклоняться от добра, если это возможно, но вступить на путь зла, если это необходимо". В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило - "цель оправдывает средства": "Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты".

Слайд 59 Слайд 62

Описание слайда:

Слайд 66

Описание слайда:

Слайд 67

Описание слайда:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Леонардо да Винчи 1452 – 1519 гг. Художник, поэт, архитектор, скульптор, музыкант, певец Увлекался науками: физикой, математикой, астрономией, философией, механикой

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

Тайная Вечеря

Микеланджело Буанаротти 1475 – 1564 гг. Флорентийский скульптор, художник Основные произведения – статуя Давида, роспись Сикстинской капеллы и др.

Статуя Давида Создана из мрамора Высота – 5,5 метров Работа продолжалась 3 года

Сотворение светил

Рафаэль Санти Итальянский художник, архитектор 1483 – 1520 гг. Знаменитые работы – Мадонны, собор Святого Петра в Риме

Сикстинская мадонна

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Мадонна Конестабиле

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Уильям Шекспир 1564 – 1616 гг. Английский поэт, драматург, артист

Произведения Шекспира Ромео и Джульетта Отелло Гамлет Король Лир Двенадцатая ночь

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Презентацию на тему "Философия Возрождения и Нового времени" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени.

Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени.

Слайд 2

Литература:

Бруно Дж. О причине, начале и едином. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах. Мор Т. Утопия. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Философское понимание природы. Спиноза Б. Учение о субстанции. Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан. Локк Дж. Теория познания. Юм Д. О человеческой природе. Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

Слайд 3

Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году.

Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые», 1200-е гг. Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг. Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

Слайд 4

Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания.

Характерные черты: индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

Слайд 5

Основные направления философии Возрождения:

гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.

Слайд 6

Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Слайд 7

Наиболее известные философы - гуманисты

Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

Слайд 8

Основные черты натурфилософии:

обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

Слайд 9

Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:

авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

Слайд 10

Представители натурфилософии эпохи Возрождения:

Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Слайд 11

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира

По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Слайд 12

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре.

Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Слайд 13

Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки.

ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Слайд 14

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление.

Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Слайд 15

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций

общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.

Слайд 16

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):

человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Слайд 17

Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла:

Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права;

Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Слайд 18

Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.

Общая характеристика эпохи Нового времени: это век развития экспериментального математического естествознания; было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др. в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру; эпоха ранних буржуазно-демократических революций; философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Слайд 19

Основные проблемы философии Нового времени:

разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт); обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

Слайд 20

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.

Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума.

Слайд 21

Рене Декарт (1596-1650) французский философ и математик, представитель классического рационализма.

Основные труды: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Правила для руководства ума» и др. Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую». Обосновал ведущую роль разума в познании; стал автором теории дуализма; выдвинул учение о субстанции, атрибутах и модусах; разработал метод дедукции и основные приемы исследования в научном познании; предложил учение «о врожденных идеях».

Слайд 22

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма.

Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции; разработал учение о трех родах знания; дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Слайд 23

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии.

Учение Лейбница о монадах: Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу; принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир); в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады (с греч. «единое») – «духовные атомы»; все они объединены принципом предустановленной гармонии; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Слайд 24

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель.

Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке». Продолжал философские традиции Ф.Бэкона; был убежденным материалистом; познание происходит благодаря чувственному восприятию; сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками; провел классификацию сигналов; считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

Слайд 25

Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма.

Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др. В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом; выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию; а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное; в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества; выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность; для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 2

    Периодизация и особенности философии Средних веков

    В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

    Слайд 3

    Философия Средних веков

    Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

    Слайд 4

    Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

    Слайд 5

    Спор о природе универсалий

    Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

    Слайд 6

    Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды

    Общая характеристика. Гуманизм

    • Возрождение полностью занимают два века - XV и XVI.
    • Эпоху Возрождения (Ренессанса) принято делить на два периода: Южное (Италия, 14 – 15 вв.) и Северное (Франция, Англия – 15-16 вв.).
    • «Возрождение» является термином, который вошел в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии» (опубликованной в Базеле в 1860 году).
    • В работе Буркхардта Ренессанс выступал в качестве специфически итальянского явления, для которого характерны ин-дивидуализм , культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью , светский дух с тенденцией к язычеству , освобождение от власти авторитетов , особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам .
    Общая характеристика. Гуманизм
    • Термин «Ренессанс» не может считаться изобретением исто-риков XIX века по той простой причине, что гуманисты явно использовали (настойчиво и вполне сознательно) такие выражения как: воскрешать, возвращать блеск древностям, обновлять, дать новую жизнь, возродить древний мир и т. д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества.
    Общая характеристика. Гуманизм
    • Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
    • В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя . Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Человек становится творцом самого себя . Человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы.
    Общая характеристика. Гуманизм
    • Термин «гуманизм» имеет несколько значений.
    • 1. Он близок понятию «художник» (артист), указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили «гуманитарные дисциплины».. Термин Humanitas для латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т. е. воспитание и образование человека.
    Общая характеристика. Гуманизм
    • 2. Любовь к человеку. В эпоху Ренессанса – это любовь к творческому началу в человеке.
    • Именно в творчестве человек подобен богу.
    • Южное Возрождение акцентировала внимание на разуме.
    Общая характеристика. Гуманизм Франческо Петрарка (1304-1374) Николай Кузанский (1401-1464) Лоренцо Валла (1405-1457) Леонардо Да Винчи (1452-1519) Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) Эразм Роттердамский (1466-1536) Николло Макиавелли (1469-1527) Николай Коперник (1473-1543) Томас Мор (1478-1535) Мартин Лютер (1483-1546) Парацельс (1493-1541) Мишель Монтень (1533-1592) Джордано Бруно (1548-1600) Галилео Галилей (1564-1642) Томмазо Кампанелла (1568-1639) Иоганн Кеплер (1571-1630)
    • Новое мировоззрение эпохи Возрождения проявляется и в отношении человека к природе. Хотя философия природы все еще связана со средневековой философией, и центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношениях Бога и мира, характерной чертой в этот период является ее антисхоластическая направленность. Так как средневековая философия основывалась на философии Аристотеля, то натурфилософия Ренессанса обращается к идеям платонизма и неоплатонизма.
    Неоплатонизм и натурфилософия
    • Одним из наиболее глубоких мыслителей и представителем неоплатонизма эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Самая значительная его работа – «Об ученом незнании».
    • Кузанский сближает Бога с природой, приписывает природе божественные атрибуты, и прежде всего, бесконечность в пространстве. Как известно, центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого». У Платона и неоплатоников Единое характеризуется через противоположность «иному», многому, неединому. Кузанский отвергает античный дуализм и делает вывод, что Единому ничто не противоположно, Единое есть все.
    • Пантеизм – Бог есть все. Изучая природу можно познать Бога.
    Неоплатонизм и натурфилософия
    • Идея бесконечного мира развивалась Николаем Коперником (1473-1543), совершившим революционный переворот в астрономии и положившим начало гелиоцентрической системе. Его основная мысль – отказ от представления о Земле как о центре Вселенной, низведение ее к разряду других планет. Вместе с тем в астрономии стал постепенно исчезать антропоцентризм во взглядах на сущность мира, открывшегося нам теперь во всем своем богатом разнообразии, мира, управляемого объективными законами, независимо от человеческого сознания и не подчиненными человеческим целям.
    Неоплатонизм и натурфилософия
    • Пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) явилась апогеем развития философской мысли Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Для Дж. Бруно «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и нас, но в качестве наиприсутствующего». Единое – центральная категория его философии – есть одновременно и причина бытия и само бытие вещей, в нем отождествляется сущность и существование.
    Неоплатонизм и натурфилософия
    • Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза - 8 января 1642, Арчетри) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
    • При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
    • Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469, Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды - 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) - крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
    Религия и политика: философия протестантизма
    • Сочинения:
    • «Оружие христианского воина» (1504) и «Пословицы» (1508),
    • «Похвала глупости» (1509, изд. 1511),
    • трактат «О свободе воли» (1524).
    • Педагогические сочинения:
    • «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».
    Философия протестантизма
    • Философия для Эразма есть знание, каким было оно для Сократа и других античных авторов. Она есть мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Христианская мудрость не имеет нужды быть усложненной силлогизмами, и ее можно почерпнуть из Евангелий и Посланий апостола Павла.
    Религия и политика: философия протестантизма
    • Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония - 18 февраля 1546, там же) - христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык.
    Философия протестантизма
    • Работы Лютера:
    • «Комментарий к Посланию к Римлянам» (1515-1516),
    • «95 тезисов об индульгенциях» (1517),
    • «28 тезисов к диспуту в Гейдельберге» (1518), сочинения 1520: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О реформе христианского образования», «О вавилонском пленении Церкви», «О свободе христианина», «О рабстве воли» (против Эразма, 1525).
    Философия протестантизма
    • Учение Лютера содержит три составные части:
    • 1) учение о радикальном оправдании человека верой;
    • 2) учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины;
    • 3) доктрину универсального богослужения и находящейся в связи с этим свободы самостоятельного толкования Писания.
    Рождение политологии
    • Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция - 21 июня 1527, там же) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь».
    Рождение политологии
    • Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
    Утопический социализм
    • Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, Лондон) - английский мыслитель, писатель, гуманист, канонизированный святой Католической церкви.
    Утопический социализм
    • Томас Мор назвал свой главный труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
    • Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства.
    Утопический социализм
    • Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
    Утопический социализм
    • Население «Города Солнца» ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.
    • Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны.