Православная электронная библиотека. Преподобный иоанн дамаскин Память в Православной Церкви

Святой Иоанн Дамаскин - защитник икон, богослов и проповедник слова Божьего, который глубоко почитается в православии. Его иконы помогают верующим в самые тягостные и мучительные минуты их жизни.

Икона святого Иоанна Дамаскина, которая обладает чудодейственной силой , обрела особое уважение и благоговение со стороны православных верующих. Святой праведник является верным и непогрешимым священнослужителем, посвятившим всю свою жизнь служению Господу и богоугодным деяниям.

История иконы

Иоанн Дамаскин жил в 9 веке на территории халифата Дамаска, занимая высокую должность при дворе. Святой исповедовал христианство. Его сердце было переполнено добротой и безграничным состраданием. Христианин помогал каждому, кто нуждался в помощи, не придавая значения религиозным взглядам людей.
Всю свою жизнь святой Иоанн посвятил борьбе за православие, борясь с гонениями христиан язычниками и проповедуя Слово Господне. Сторонник Иисуса Христа был одним из первых, кто призывал к поклонению и почитанию священных икон , постоянно вступая из-за этого в противоборство с христианской церковью. Несмотря на жестокое притеснение православных верующих, благоверный проповедник никогда не скрывал свою истинную веру и любовь к Христу.

Византийский император, получивший письмо о защите христианства Иоанном Дамаскиным, пришел в ярость и велел жестоко покарать послушника Господа. Но сделать это было невозможно: богослов был гражданином другой страны. Поэтому, чтобы наказать сторонника христианства, правитель решил оклеветать Иоанна, обвинив его в помощи при завоевании Дамаска. Святого призвали на суд, где отсекли руку, которой он якобы написал признание о совершенном предательстве власти. Отрубленную кисть вывесили на площади в поучение другим. Спустя некоторое время ее вернули проповеднику — чтобы тот смотрел на нее и вспоминал о своей измене.

Согласно преданию, мучающийся от боли Иоанн не переставал читать молитвы Богородице , и помощь Ее не заставила себя долго ждать. На следующий день после того, как ему вернули отрубленную кисть, она вновь приросла к руке. В благодарность за это богослов сделал из серебра слепок руки и приставил к иконе Божией Матери, которая сейчас известна как «Троеручица» .

Где находится святой образ и мощи Иоанна Дамаскина

Образ Божьего угодника украшает многие православные и католические храмы. Согласно историческим источникам, он скончался в возрасте 104 лет, примерно в 755 году
нашей эры, однако данные расходятся, и где-то можно встретить и более поздние упоминания о кончине защитника икон, датируемые 780 годом. Все дело в том, что историкам мало что известно о житии праведника, ведь он жил в очень неспокойное время, когда в Византии разразилась война мусульман с последователями Христа.

В России икона и ковчег с частью мощей преподобного Иоанна хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Также святой образ хранится в армянской церкви города Ростов-на-Дону.

В чем помогает икона Ионна Дамаскина

Икона преподобного Иоанна Дамаскина — незаменимый образ, который обязательно должен находиться в каждом доме. Он помогает буквально во всем, что касается поиска своего предназначения , укрепления веры и обретения духовности. Молитва о прощении грехов перед такой иконой поможет вам избавиться от тяжелых болезней души и тела. Помощь Иоанна Дамаскина — всеобъемлющая. Молитва к преподобному — надежная защита вашего личного счастья. Такую икону можно подарить мужчине с именем Иван, так как святой является покровителем и заступником людей с таким именем.

День памяти и годы жизни преподобного

Точных данных о жизни и кончине святого неизвестны. Историки строят лишь предположения, довольствуясь косвенными признаками: с кем Иоанн встречался, в каких событиях принимал участие, кто из исторических личностей был с ним знаком. На сегодняшний день принято считать, что святой был рожден в 625, а погиб не позже 754 года.

Описание иконы

Святой образ Иоанна очень просто отличить от других икон великомучеников. На иконе проповедник изображен не в классическом одеянии, как большая часть преподобных, а в арабском тюрбане. Так при написании образа иконописцы решили подчеркнуть происхождение святого Иоанна. Угодник изображен в виде старца, в руках которого находится священное писание как символ веры и заповедей Божьих .

Молитва святому Иоанну перед его иконой

«Преподобный Иоанн! Будь милостив по отношению ко всем людям, просящим о Твоей помощи. К Тебе взываем, о благочестивый угодник Божий, ибо грешны мы и сбились с пути праведного. Вразуми нас, о святой Иоанн, наставь на путь истинный и передай слова наши Господу. Попроси за каждого ныне грешного спасения и мудрости, чтобы сдержать все удары судьбы и не пасть под влиянием дьявольским. Помоги Своим ходатайством обрести веру крепкую, в благих делах утверждение, в болезнях исцеление, в печалях утешение, в обиде заступничество, в беде помощь. Не оставляй нас, с верой к Тебе прибегающих, ибо слабы мы и нуждаемся в помощи. Заступник христианства, последователь Христов, услышь молитвы наши и замоли перед Господом прегрешения наши. Избавь от страстей да путь верный покажи. Уповаем на силу Твою и скорую помощь Твою, продолжая славить имя Твое денно и нощно. Аминь».

Вся наша жизнь — череда случайностей, которые порой имеют плохие последствия. Неприятности поджидают нас везде, независимо от возраста, пола и религии. Бог един, и только в Его руках заключается вся наша жизнь. Столкнувшись с проблемами, важно понять, что Он хочет донести до вас, и постараться исправить свои ошибки. Только тогда вы сможете избавиться от всех неприятностей раз и навсегда . Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Иоанн Дамаскин $(675 – 753(780))$ – святой, преподобный отец Церкви, теолог, философ.

Семья Иоанна долгие годы служила Омейядскому халифату и занимала важные должности, эту традицию продолжил и он. После службы отправился в Палестину, где постригся в монахи, приняв ныне известное имя.

В русле палестинского монашества осуществлял деяния в качестве богослова, полемиста, проповедника. Вся его деятельность восходила к апостольской традиции.

Замечание 1

Иоанн известен своей работой «Три защитительных слова в поддержку иконопочитания ». Своим долгом считал выступать против процесса иконоборчества в пользу почитания икон. В работе он отразил цель своей деятельности, в которой видел иконоборческое движение как ересь.

Также разделил понятия поклонения и почитания, где первое соответствовало лишь Богу, а второе – всему тварному, а так же, иконам. Собор, состоявшийся по вопросам иконоборчества, в $754$ году четыре раза предал Иоанна анафеме, лишь на $7$ Вселенском соборе церковь оправдала и подтвердила верность его учения.

О жизни Иоанна Дамаскина в исторической хронике сохранилось не много. Вся его жизнь и деятельность прошла в Сирии и Палестине

Иоанн Иерусалимлянин в $7$ веке составил его первую биографию, а $9$ веке монах Михаил написал на арабском языке житие Иоанна Дамаскина.

Есть мнение, что Иоанн был создателем одного из образов Богородицы в процессе защиты иконопочитания. Он составил три трактата в защиту икон и представил перед императором Львом 3 Исавром, который поддерживал ересь иконоборчества. Чтобы помешать Иоанну, император скомпрометировал его перед халифом, чьим подданным являлся Иоанн. Это привело к отстранению Иоанна от должности и суровому наказанию в виде отсечения правой кисти за клевету Льва 3. После отсечения руки он получил её обратно и долго молился Богородице. С этим фактом связывают чудесное исцеление Иоанна, которое сопровождалось возвращения отсеченной руки, в знак искренности его веры. В благодарность за это чудо Иоанн приложил руку из серебра к образу иконы Богородицы, с тех пор этот символ стал приписываться многим иконам с её изображением, они носили имя «троеручница».

Замечание 2

Помимо своих деяний в защиту истинной религии, он получил статус систематизатора христианского вероучения.

Его основополагающий труд - «Источник знания».

В него входили:

  • философский трактат «Диалектика», обличительный трактат
  • «О ересях», а так же догматический
  • «Точное изложения православной веры».

К этому корпусу сочинений относится значительный ряд проповедей о Богородице, а так же «Три слова в защиту иконопочитания».

В «Диалектике» Иоанн обращается к брату святому Косме, излагая то, что есть наилучшее в учении эллинов, то есть у античных философов, представляя истории ересей, а так же – истинное православное учение.

«О Ересях» представлено их систематическое описание, в преддверии православия.

«В точном изложении христианской веры» представлена традиция, соответствующая Никейскому символу веры, учению о троице, о невидимом и видимом тварном мире, учение о Христе.

В своей экзегетической деятельности оставил мало трудов, к которым относятся истолкования посланий апостола Павла. К его перу относят жития Варлаама и Иоасафа. Но этот факт подвергается сомнению.

Иоанн славился гимнографным творчеством. Он создал каноны песнопений палестинского вида, которые вошли в употребление восточной Церкви в $9$ веке. Его каноны:

  • Пасха
  • Рождество
  • Воскресный Октоих (литургия для шести будничных дней)

Труды и теологические методы Иоанна Дамаскина оказали огромное влияние на Средневековую Схоластику. В качестве предшественника этой протосхоластической традиции он мыслится как систематизатор греческой патристики. Он аккумулировал труды предшествующих богословов и изложил их в доступной форме для своих последователей. Это не его исключительная задача, а скорее та миссия, которая выпадала на выполнение определенному типу людей своей эпохи. Немаловажную роль в развитии религии он сыграл в процессе соотношения философии и богословия. Богословие направлено на изучение бестелесных вещей, прежде всего, Бога. Философию, вслед за Климентом Александрийским, полагал в качестве служанки богословия.

Учение о непознаваемости Бога представлено в «точном изложении православной веры». В нем он представляет свой тезис о невыразимости божества, говоря, однако, что Бог может познать сам себя, а отца не знает никто, кроме Сына.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

*На русском языке издано:

1. Изложение православной веры / Слав. пер. Преосв. Амвросия (Зертиса-Каменского). М., 1765-1781. То же / (Неполн. пер.) // Христианское чтение. 1830. 1840. 1841. То же / (2-й пер.). М., 1844. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1894. То же. / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание сочинений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 157-345.

2. Философские статьи / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание творений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 45-121.

3. Против ересей // Там же. С. 122-155.

4. Против тех, кто выбрасывает святые изображения / Пер. Н. Сагарды // Там же. С. 347-441. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1893. С. ХХXVIII - 168 - ХХIХ. То же. (Третий трактат) / Пер. И. Колоколова // Христианское чтение.

5. Проповеди // Христианское чтение. 1827. 1828. 1835-1837. 1840. 1841.*

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн. Икона. Византия. XIV в. 40 х 29. Афон (Скит св. Анны).

Византия. XIV.

Врата (фрагмент). Икона. Византия. XIV в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн Дамаскин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Посреди Сирийской пустыни у подножия горы Ермон расположена плодородная долина орошаемая горными речками, а посреди нее, словно оазис – прекрасный город. Дамаск. Великолепные дворцы, роскошные дома, фонтаны и бассейны. Белокаменными стенами окружены православные храмы и мусульманские мечети. Воистину «Жемчужина востока».

В этом главном городе Сирии родился знатный вельможа и монах-аскет, великий писатель и замечательный поэт, ученый богослов и философ-полемист, величайший человек своего (восьмого) века и всей христианской эпохи – преподобный Иоанн Дамаскин. Миллионы христиан его слушают, читают и поют ежедневно: вечерняя молитва, молитва ко святому Причащению, Пасхальная служба, погребальные стихиры, и еще более шестидесяти канонов. А еще богословские труды…

Полезные материалы

Он прожил удивительную жизнь, наполненную трудами и чудесами, его живой художественный образ не раз попадал под перо талантливых писателей, поэтов и сценаристов. Попробуем и мы, с Божией помощью и без претензий на гениальность, пересказать чудесную историю о нем.

Биография

Близится к концу век VII. Время жесткого противостояния двух империй: Арабского халифата и Византийской империи. Благочестивый муж Сергий ибн Мансур исправно несет службу при калифе дамасском, он занимает высокую должность главного казначея(логофета).

Он христианин, поэтому всё своё влияние при дворе он использует в интересах православной Церкви. Древний род его знатный, его предки славятся гражданскими и христианскими добродетелями. Дом его изобилен, потому как, своим имуществом он всегда охотно делится с единоверцами.

Детство

Но печалью наполнено сердце почтенного мужа, ибо они с супругой годами уже не молоды, а детьми Господь их так и не благословил. Из поездки в Иерусалим, куда Сергий ездил для того, чтобы поклониться Гробу Господню, возвращается с младенцем. Мальчика-сироту супруги решили воспитывать как своего сына, а два года спустя (в 680 году по РХ) Бог посылает им собственного ребеночка. Мансур ибн Серджун ат-Таглиби (будущий преподобный Иоанн Дамаскин) воспитывается вместе со своим сводным братом согласно благочестивым христианским традициям.

А любовь их отца к благотворительности однажды достойно вознаграждается. На невольничьем рынке, который он посещает ежемесячно для того, чтобы выкупить и освободить хотя бы одного пленного христианина, он приобретает то, что впоследствии принесет родительскому сердцу радость.

Захваченный в рабство морскими разбойниками христианский инок по имени Косма, в тот счастливый день обретает свободу, а любимые сыновья халифского логофета доброго учителя и мудрого наставника. Все свои познания благочестивый инок старается передать своим ученикам, а ученики, благодаря усердию, преуспевают в учении так, что однажды учитель должен признать: «Учить мне вас более нечему».

Но самые счастливые годы – беспечные отроческие, к сожалению, быстро проходят: дорогой учитель и любимый отец покидают юношей. Сводный брат Иоанна выбирает иноческий путь и уходит подвизаться в монастырь на Святую Землю. Ах, как сердце юного Иоанна жаждет того же, но единственный наследник и послушный сын родителей вынужден занять высокую должность во дворце калифа: он становится ближайшим советником правителя.

Хоть и с неохотой принимает он высокое звание, но служит усердно и добросовестно, при этом стараясь быть полезным святой Церкви Христовой. Возвещать об истине и обличать ложь – считает он своим основным долгом:

«Я не должен оставлять без пользы вверенный мне Богом талант слова»,

– пишет в одном из своих трудов преподобный.

Для служения пером ему достается то время, когда православная востока имеет огромное количество инословных врагов: кроме враждебно настроенных магометан страну разрывают на части сектанты и еретики, а в лице византийского императора Льва Исавра явилась новая беда – иконоборчество. Пришедший к власти византийский правитель, спешит заявить: «Почитание икон — есть идолопоклонничество».

Это становится поводом для гонений на христиан, испокон веков почитавших святые образа. Когда иконы начали прилюдно уничтожать, и в результате столкновений полилась христианская кровь, а слухи вышли далеко за пределы римской империи, достигнув Сирии, дамасский златоуст молчать не стал. Как ревнитель чистоты православного учения он пишет несколько воззваний к христианам, которые распространяются среди жителей Константинополя и имеют большой успех. Обращается он и к самому императору:

«Ты не поклоняешься изображению, – не поклоняйся и Сыну Божию, Который есть живое изображение невидимого Бога и неизменный образ»,

– прочитав пергамент с таким посланием византийский василевс приходит в ярость.

Оставить без отмщения дерзкого обличителя он не может. Но как добраться до подданного другой страны, живущего при дворе государя магометанского? Хитрость и клевета – оружие всех дворцовых интриг и в этом случае оказываются весьма кстати. Лев письменно извещает калифа о том что его ближайший советник предлагает ему свою помощь в захвате Дамаска, а в доказательство прикладывает искусно подделанное письмо.

Икона «Троеручица»

Расчет на то, что темпераментный и скорый на расправу калиф не простит измену – оправдался. Мнимому преступнику на дворцовой площади прилюдно отсекают кисть правой руки. Когда гнев калифа поутих, бывший первый советник получает собственную руку для захоронения. В своем доме перед иконою Богоматери в скорбно оплакивает Иоанн своё увечье.

Уже глубоко за полночь, а он все не оставляет своей. Наконец усталость берет над ним верх, и он забывается в беспокойном сне, стоя пред иконой на коленях. А Пресвятая Богоматерь смотрит на него с иконы милосердными и полными любви очами. Конечно, Она слышала прошения невинного страдальца.

«Я слышу всех моих чад, призывающих имя Моё с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как и обещал мне; сделай её тростью скорописца».

Поутру, стряхнув с себя остатки тревожного сна, Иоанн осторожно пошевелил указательным пальцем – резкая боль пронзила всё его тело, он понял, что исцелен! И лишь небольшой шрам остался, как напоминание об отсечении. Из сердца благодарного полилась песнь хвалебная:

«Десница Твоя, Господи, в крепости прославилась; десная Твоя рука исцелила усеченную десницу, которая теперь будет сокрушать врагов…» И новая песнь в честь Богоматери: «О Тебе радуется Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род!…»

Калиф, вразумленный чудом, осознаёт, что его первый министр оказался невинной жертвой наглой клеветы. Как не тяжело было могущественному правителю признать вину, всё же он прощение у Иоанна просит, и спешит восстановить в должности с возвращением всех дворцовых почестей.

Но, Иоанн теперь точно знает – у него другой путь, произошедшее чудо – это призыв к иноческим подвигам. Он, поблагодарив калифа, отказывается от должности, и, раздав огромное имение, собирается в путь: в лавру Святого Саввы, что в Иерусалиме. Но перед этим, в память о чудесном исцелении, по его заказу из серебра изготавливается копия кисти, которая с благоговением крепится к иконе Божией Матери, перед которой преподобный так усердно молился.

Интересный факт

Чудотворная икона с серебряной кистью ныне хранится в Хиландарском афонском монастыре, и носит название «Троеручица».

Богоматерь Троеручица
XIV в.
94 × 67 см
Монастырь Хиландар, Афон
Оборот - Святитель Николай.

В монастыре

На рассвете Иоанн покинул родной город. Ему предстоял пеший путь через Ливан и Палестину в Святой Град Иерусалим. Идти было радостно, новое чувство – чувство полной свободы, охватило его.
Он шел и мечтал о том, как придет в знаменитую лавру Саввы Освященного. Как встретит его братия. Как там, вдали от суеты, он станет самозабвенно писать. Его творения искоренят заблуждения и ересь и помогут найти людям истину. И от этих творческих планов на душе было весело.

Но планам его не было суждено осуществиться. По монастырскому уставу, каждый новопоступающий поручается для надзора и вразумления старцу, опытному в духовной жизни. Перед таким старцем и стоял Иоанн, опустив голову.

Не сразу смысл сказанного старцем дошел до сознания его. А когда дошел — из-под ног ушла земля, а в очах померк свет.
– Никаких славословий и сочинений, – эхом повторил он, – скажи, честной отец, а на какое время это правило ты мне даешь?
– На всю оставшуюся жизнь, – последовал ответ, и послушник в бессилии опустился на колени. Он хотел сказать, что это выше его сил, что этот обет все равно, что смерть, но спазм сдавил его горло.
– Ты и должен для мира умереть, – ответил на его мысли старец, он был непреклонен.
– Как ты сказал, пусть так и будет, – вымолвил Иоанн, наконец.

Первый год с легкостью справлялся с послушанием, и вроде бы он с участью своей вполне уже смирился. А в это время в глубине его души непрестанная монашеская молитва переплавляла поэтический дар с благоговейными чувствами. Лишь однажды перед Святым Причащением сама собой молитва из уст его пролилась:

«Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю…»

Старец внимательно слушал, а затем строго посмотрел на ученика своего. .. Взгляда оказалось достаточно. Смирение и послушание – правила монашеского жития. Ради этого правила и отправился с корзинами в родной Дамаск, где стоя в торговых рядах, называл за них неслыханно высокую цену, принимая от покупателей насмешки и плевки.

Но однажды он ослушался своего духовного наставника. В тот день старец был в отлучке, а Иоанн творил молитву, плетя корзину у порога кельи своей. Молодой монах и застал его за занятием таким. Опустившись пред Иоанном на колени, он поведал о горе своем, он рассказал о том, что умер родной брат его и скорбь разрывает сердце, и просил утешения виде молитвословия, в которых так искусен был Иоанн. Видя, что скорбь ввела в отчаяние брата по вере преподобный не смог отказать просьбам, он написал те умилительные песнопения, которые и ныне поются при погребении.

Преподобный Иоанн Дамаскин
Богатенко Яков Алексеевич (1880–1941)
1905 г.
Дерево, темпера
18 × 14.5 см
Музей музыкальной культуры
имени М. И. Глинки, Москва, Россия

Старик-наставник, пение услышав, был огорчен, а Иоанн за своеволие и непослушание был изгнан вон из кельи его. Смиренно голову склонив, всю ночь стоял послушник на коленях перед закрытой дверью руководителя своего. Лишь по ходатайству игумена лавры, старец заменил отлучение епитимьей … Да какой! Виновный должен вычистить все нечистоты своими руками, лишь после этого наставник готов был отменить решение своё.

А виновный, немало не смущаясь, в руки ведро и лопату с радостью берет, и следует без промедления повеление исполнять. Тогда наставник убедился, что не напрасны старания его: ученик самолюбие призрев, себя отверг.

А время спустя, сама Царица Небесная заступилась за избранника своего, во сне явившись строгому старцу. Вразумленный видением таким тот сам Иоанна умоляет отверзть уста молчаньем запечатанные:
– Пусть все услышат сладкозвучные твои глаголы. Отныне благословляю тебя крепко возвысить свой голос.
– Христос Воскресе! – воскликнул ученик, невзирая на то, что время Пасхи истекло уже давно. И полилась песнь умилительная пасхальная посредине лета:

«Вчера вместе с Тобой был погребен, Христе, а сегодня встаю вместе с Тобою, воскресшим, вчера еще распинаемым…!

Понять послушнику довелось, что без суровой школы смирения его славословия Богу вряд ли были нужны. Вскоре Иоанн принял постриг и был зачислен в монастырскую братию. С этих пор творчеству не было помех: освободившись от впечатлений мира, он погрузился в мир своей души. Здесь в стенах монастырских преподобный сотворил все то, что услаждает слух доныне всех тех, кто в храм Божий спешит.

– Твои песнопения, Иоанн, будут слушать такие простаки как я, и им будет всё понятно,– говаривал старец, слушая очередное сочинение своего ученика.

Кончина и День памяти

Год кончины святого неизвестен, известно лишь, что Иоанн пережил 754 год, и скончался ранее 787 года, следовательно, преставился ко Господу святой, разменяв восьмой десяток. Похоронен он в лавре св. Саввы. Память празднуется Церковью 17 декабря.

Труды

В то время, когда преподобный жил в Дамаске, ему нередко приходилось наблюдать такую картину: для привлечения христиан к магометанству, а может просто поиздеваться над православными, магометане задавали такие вопросы, на которые ответы не могли найти даже образованные верующие. Как руководство к достойному выходу из любого спора Иоанном и был записан «Разговор христианина с сарацином».

Епископ маюмский Косма попросил преподобного последовательно изложить догматы православной веры. Не сразу решился на это дело Иоанн, но в результате мир увидел главнейший из его трудов:«Точное изложение православной веры». Перу святого Иоанна принадлежат также трилогия-трактат «Источник знания» и книга «Три защитительных слова против порицающих святые иконы».

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий
Двусторонняя икона-таблетка
Вторая половина XVI в.
Холст, темпера.
25 × 20.2 см
Владимиро-Суздальский историко-художественный
и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия
Инв. В-6300/116
Входит в серию двухсторонних икон-святцев,
происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале.
Оборот - «Воскрешение Лазаря».

О чём молятся святому

  • об исцелении;
  • в сложных жизненных ситуациях;
  • об умении свободно и правильно выражать свои мысли («о даре слова»)

Образ Иоанна Дамаскина узнаваем – иконописцы пишут его в чалме, поэтому вы легко найдете его икону в храме. Он жил в другом веке в другой стране, но это не имеет никакого значения. Время, границы и языки — это всего лишь условность, вы обязательно почувствуете духовную связь с этим величайшим святым через его труды, также как автор этих строк чувствовал близость и радость от общения, когда писал о нем.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 8-й:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прележати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Иоанне, дух твой. Тропарь иной, глас 8: Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя, и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: оружие бо взем, Крест Господень, всю отрази ересей прелесть, и яко теплый предстатель к Богу, всем подает прегрешений прощение.

Величание:

Ублажаем тя, преподобне отче Иоанне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Акафист

Акафист преподобному Иоанну Дамаскину

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, преподобне отче Иоанне, похвальная восписуем тебе, яко златословесному воспевателю херувимских песнопений и серафимских глаголов, Церкви Православныя и нашему заступнику и теплому о нас молитвеннику: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о нас молитвою непрерывной и во гресех прощение испроси зовущим ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне Иоанне, и имел еси в житии твоем теплую любовь к Божией Матери, икону Ея святую соорудити потщался еси и сию в келии своей благоговейно поставив, в непрестанных молитвах пребывал еси. Мы же, ублажая тя, сице глаголем:

Радуйся, предстателю о нас пред Господом непостыдный.

Радуйся, к Божией Матери молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, отче наш милостивый и кроткий.

Радуйся, в бедах и обстояниях помощниче скорый.

Радуйся, скорбных и печальных утешение.

Радуйся, всем просящим скорую помощь подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя, преподобне отче Иоанне, десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от неверного мучителя, и приложив к усеченному ея суставу, слезно моляшеся ко Пречистей Деве Богородице, о еже исцелитися ей, и Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступница, молитву твою скоро услышала, и явившись тебе во сне, исцеление усеченней руце даровала еси, да благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, чудесно являемых иконою Божией Матери и изъяснити чудо велие, како отсеченная десница твоя во едину нощь цела и здрава обретеся, на ней же токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, ублажая Царицу Небесную похвалами тебе, угодниче Божий, сице глаголем:

Радуйся, усердный Божий служителю.

Радуйся, ангелов сожителю.

Радуйся, преподобных собеседниче.

Радуйся, прибегающих к тебе теплый заступниче.

Радуйся, от Бога дарованный заступниче и покровителю.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченныя десницы своея показав, богоглаголивый Иоанне, песньми красными воспе Владычицу Всеблагую и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному образу Божией Матери ради памяти всегдашния о великом чудеси; посему ныне видима есть и именуется сия святая икона Троеручица, тремя руками, на ней описанными прославляюща таинство Святыя Троицы, чудесы же от нея бывающими всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец святыя Церкве и божественный славитель ея сладкий, преподобне Иоанне, хвалебными пении до конца жизни своея прославляше дивную милость Богородительницы, в память же бывшего чудесе плат, имже усеченная рука твоя обернута бе, на главе своей ношаше, икону же Богоматери многоцелебную, яко наследие богатое, предаде святой Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго, всем верным на поклонение. За таковое твое о душах наших попечение, по долгу взываем тебе сице:

Радуйся, яко Богу совершенно угодил еси.

Радуйся, яко венец безсмертныя жизни получил еси.

Радуйся, наслаждаяйся райския сладости.

Радуйся, насыщаяйся Божия благости.

Радуйся, верных учителю и наставниче.

Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкий поборниче.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумения смущает мой ум, преподобне отче Иоанне, како достойно Богу возглаголати величия твоя, но ты яко благий и милосердный, воззри не на достоинство творения сего, но на усердное наше произволение и научи нас грешных, како подобает душею ощущати славословие Божие и пети: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии, преподобне отче наш Иоанне, ангелоподобное житие твое, и яко молитвою твоею мнози, с верою к тебе притекающии, утешение приемлют благодатное и благодарне воспоминающе о толиких твоих благодеяниях, яже оставил еси нам в песнопениях и песнех духовных, радостно взываем к тебе таковая:

Радуйся, яко Бога ради отечества страну оставил еси.

Радуйся, яко божественными песнопении нас просветил еси.

Радуйся, столпе благочестия.

Радуйся, вместилище добродетелей.

Радуйся, златословесными устами небесныя истины вещаяй.

Радуйся, земныя почести ни во что же вменяяй.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.


Преподобный Иоанн Дамаскин. Фреска, начало XIV века. Церковь Успения Богородицы в Протате (Афон)

Кондак 5

Боготечно, яко светозарная звезда, шествовал еси, угодниче Божий, во святейший град Иерусалим на поклонение святым местам, идеже и остался не возвращаясь в мир, вступил еси иноком во обитель преподобнаго Саввы Освященнаго, благодарственно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ангельстии чинове равноангельное житие твое, отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы непрестанныя, воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася и прославиша человеколюбца Бога, укрепляющего немощное естество человеческое. Мы же ублажаем тя и зовем сице:

Радуйся, иночествующим дивное украшение.

Радуйся, возлюбивый благолепие дому Божия.

Радуйся, помазание приемый от Святаго Духа.

Радуйся, освященный сосуде благодати Божией.

Радуйся, рабе Христов благий и верный.

Радуйся, слуго Господень истинный.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник богоносный быв, преподобне Иоанне, истинному боговедению и благочестию поучал еси присно братию и образом жития своего наставлял еси на путь спасения, да воспоем вси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в душе твоей блистающий свет истиннаго боговедения, освещая души верных, со сладостию внимающих песнопениям, тобою составленным, и похваляющим тя сице:

Радуйся, орган Духа Всесвятаго.

Радуйся, тимпане, услаждающий благочестивых чувства.

Радуйся, источниче Богодухновенных песнопений.

Радуйся, свирель доброгласная, песньми духовными веселящая души человеческия.

Радуйся, псалтирь, славу Божию возвещающая.

Радуйся, Божия благодати струя неиссякающая.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя, преподобне отче Иоанне, утешати брата монашествующего, скорбящего о кончине друга, потщался еси, во утешение его написати песнопения о упокоении душ усопших во Царствии Небеснем, сего ради воспеваем ангельскую песнь Вседержителю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника и чудотворца предивнаго яви тя Господь, преподобне отче Иоанне, темже и светло тобою красуется Церковь православная, яко дерзновение велие ко Христу имаши, Емуже молися о нас грешных, любовию тебе вопиющих сицевая:

Радуйся, пресветлый светильниче веры православныя.

Радуйся, благочестия ревностный поборниче.

Радуйся, Церкве Божия столпе непоколебимый.

Радуйся, храмино добродетелей преукрашенная.

Радуйся, яко верных людей списании твоими усладил благочестивыя чувства.

Радуйся, златословесными устнами вещал еси небесныя истины.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца помышлял еси себе быти в мире сем непостояннем, преподобне отче, и грядущего града Иерусалима небесного взыскуя, вся помышления твоя к нему возносяй, ум твой на божественная возложив, и распинал еси плоть твою со страстьми и похотьми, сладце воспевая, яко в тимпане, во умерщвленнем телеси, победную песнь Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь облеклся еси во вся оружия Божия, яко воин Христов, препоясав чресла твоя истиною, облеклся в броню правды, и обув нозе твои во уготование благовествования мира, восприял еси щит веры и шлем спасения, и меч духовный, иже есть глагол Божий, имже и возмогл еси вся наветы лукаваго победити; помози убо и нам, отче преподобне, твоими молитвами, противитися искушениям вражиим, и подражати тебе в побеждении страстей наших, да зовем тебе:

Радуйся, смирением святым гордыню душепагубную поправый.

Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень погасивый.

Радуйся, нищим богатство твое расточивый и сребролюбие возненавидивый.

Радуйся, всякия досаждения и обиды без гнева претерпевый.

Радуйся, яко молитвами непрестанными уныние прогнал еси от себе, и достигл еси о Господе радования.

Радуйся, яко воздержанием и бдением целомудренно душу и тело свое соблюл еси.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, Иоанне преблаженне, и Единаго Бога всем сердцем возлюбил еси; темже и Господь тя возлюби и чудесы прослави, даровав нам тебе молитвенника благоприятнаго пред благостию Его: смиренно молим тя, егда имамы предстати пред Судиею Праведным, умоли Его за нас, да не помянет беззаконий наших, и сподобит нас блаженной участи одесную стоящих и вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, не довлеют изглаголати вся подвиги твоя и чудеса, богомудре отче Иоанне, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы, любовию к тебе побеждаеми, дерзаем смиренно благохвалити тя пением таковым:

Радуйся, святыя православныя Церкви светильниче немерцающий.

Радуйся, обители твоей утверждение и похвало.

Радуйся, иночествующих ликов пречудная красото.

Радуйся, христианскому роду присное утешение.

Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения.

Радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовал еси, угодниче Божий, и кончину праведную яко венец подвигом твоим получил еси, неболезненно и мирно прешел от земных к обителем небесным, идеже святая твоя душа воздаяние прия от руки Вседержителя Бога, и со ангельскими воинствы предстоит престолу Его Божественному, воспевая немолчную Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго рабе благий и верный, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно его усугубивый и многу куплю духовно им сотворивый, отче Иоанне, помози и нам, земным и перстным, подражати житию твоему святому и стяжать при исходе нашем благую надежду спасения, да поем тебе умиленными гласы:

Радуйся, святче Божий, свято и непорочно скончавый жизнь земную.

Радуйся, избранниче Христов, безболезненно и мирно предавый дух твой в руце Божии.

Радуйся, яко смерть твоя честна пред Господем и успение со святыми.

Радуйся, яко память твоя с похвалами почитается во святей Церкви.

Радуйся, яко преселився в небесныя обители и земных не оставляеши.

Радуйся, усердный всех прибегающих к тебе заступниче и скорый предстателю.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим тебе, преподобне, но скудными песньми хвалим тя: яко аще отрочество твое, аще юность, аще старость вся исполнена суть дел благих и любве, яже к Богу и ближнему, вся вещают едину песнь Богови: Аллилуиа.

Икос 11

Мирную кончину твою видевше ученицы твои, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша в уповании всесильного предстательства твоего горе у престола Божия, идеже слышиши с любовию тебе зовущих:

Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче.

Радуйся, Иерусалима горняго гражданине.

Радуйся, Небеснаго Сиона жителю.

Радуйся, по трудех временныя жизни покой вечный получивый.

Радуйся, блаженство, от века праведным уготованное, праведно восприявый.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать божественную испроси нам, угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельстей и незлобии, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых; да дарует нам христианскую кончину и безбедно проведет нас чрез воздушный путь, да сподобит тамо узрети славу великаго Бога и вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поем доблестные подвиги твоя, добропобедный воине Христов, отче наш Иоанне, ублажаем блаженную кончину твою, тебе усердно воспевая: Радуйся, яко свято и праведно на земли пожил еси.

Радуйся, яко воистину ангел земный и человек небесный был еси.

Радуйся, яко память твоя с похвалами, и успение со святыми.

Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего.

Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос прият в небесныя селения.

Радуйся, яко со бесплотными силами Трисвятую песнь Богу немолчно поеши.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 13

О, великий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Иоанне! Милостиво прияв сие малое моление наше, молитвами твоими сохрани нас от недугов душевных и телесных в жизни сей и грядущих мучений вечных ибави и сподоби нас вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Богу: Аллилуиа.

«Сей кондак читается трижды и паки Икос 1 и Кондак 1…».

Молитва

Молитва

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Преподобне отче Иоанне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канон

Канон святому преподобному Иоанну Дамаскину, глас 2

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем - Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Научил еси вся церковныя пети сыны православно Единицу в Троице Честную, воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих.

Святых чины песнословив, преподобне, Чистую Богородицу, Христова Предтечу, таже апостолы, пророки с постники и мудрыя учители, праведники и мученики, в тех ныне водворяешися скиниих.

Богородичен: Чертог была еси иже паче ума воплощения Слова, Дево Богородительнице, одеяна славою добродетелей и испещрена. Тем Тя, Всенепорочная, Богородицу возвещаем.

^sss^Преподобный Иоанн Дамаскин^sss^

Иоанн Дамаскин, крупнейший богослов и гимнограф.

По церковному преданию, ему, важному лицу в государстве, по подложному письму, якобы свидетельствовавшему о его измене халифу, всенародно отрубили правую руку, повесив ее на базаре. По горячей молитве к Богородице рука, отданная ему халифом, приросла.

Святой воспел восторженный благодарственный гимн «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», — впоследствии включенный в литургию св. Василия Великого. Изображение руки святой постоянно держал у иконы Богородицы (отсюда берёт начало известный иконный образ Богородицы - « »).

Великой любовью окружено имя Иоанна и в русском светском искусстве. «Восторженный канон Дамаскина У всенощной сегодня пели, И умилением душа была полна, И чудные слова мне душу разогрели» (А. Н. Апухтин, «Год в монастыре. Отрывки из дневника», 1883).

«Простым рожден я быть певцом, Глаголом вольным Бога славить!» - восклицает святой во вдохновенной поэме А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», послужившей основой пленительно-прекрасной одноименной кантаты Танеева - ее должны знать школьники…

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании.

На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741).

Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить.

Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади.

В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения.

Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна.

О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

ИОАННУ ДАМАСКИНУ
Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, монашествующих богодохновенное удобрение, / Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, / Церкве наказателя и учителя / и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим: / оружие бо взем, Крест Господень, / всю отрази ересей прелесть / и яко теплый предстатель к Богу / всем подает прегрешений прощение.

Преподобный Иоанн Дамаскин о поклонении святым иконам

Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых , то пусть знают таковые, что первоначально Бог сотворил человека по образу Своему.

Ради чего мы покланяемся друг другу (приветствуем друг друга, как не по той причине, что все мы созданы по образу Божию? Богоносный и святой великий отец Церкви Василий Великий говорит, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному.

Первообразное же есть то, коего подобие начертывается и от коего дается изображение на иконе. И по какой причине люди Моисеевы покланялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе » (Исх.25:40).

Также и херувимы, осенявшие алтарь, не были ли делом рук человеческих; точно также и преславная иерусалимская церковь была построена разве не искусством руки человеческой?

Святое Писание осуждает лишь тех, кто покланяется идолам и кто приносит жертвы демонам. И еллины, и иудеи приносили жертвы: но первые приносили жертвы бесам, вторые же Богу. Жертвы еллинов были отвержены и прокляты, жертвы же иудеев были благоприятны Господу.

Вот принес жертву Ной , и «обонял Господь приятное благоухание » (Быт.8:21), ибо эта жертва была принесена от чистого и благожелательного сердца; но еллинские идолы, как мерзкие и богоненавистные, были запрещены и прокляты, так как были кумирами демонов.

Кроме сего кто может изобразить лице Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению?
Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении.

Но потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себя истинным человеком, ходя по земли, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв погребен, потом воскрес и вознесся на небеса – тогда всё то, что было в действительности, всё то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие в то время, – всё сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы мы, не видя то, как бы слышали то. и, уверовав, получили блаженство (вечное).

А так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы единогласно рассудили изобразить всё сие на иконах для быстрейшего воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав, покланяемся, не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы покланяемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному в нем слову Божию; точно также мы покланяемся не тому материалу, из которого сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову.

Крест ничем не отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее.

Точно также и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к прославлению Богу и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному первообразу.

То, что мы сказали, не записано в Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь эдесский, послал живописца своего, бабы он написал образ Господа, но тот (живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света, исходившего от лица Христова.

Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые Апостолы многое передали нам без писаний, об этом свидетельствует Апостол язычников святой Павел , говоря так: «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2Фес.2:15). И в другом месте: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания » (1Кор.11:2).

1 Святой Иоанн Дамаскин – знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные умилительные песнопения он получил наименование «златоструйный». Память его празднуется Святой Церковью 4 декабря.

2 Говоря о людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в VIII веке, следовательно святой Иоанн Дамаскин был ее современником. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает безбожное заблуждение иконоборцев. Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии – малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717-741 гг.) и Константин V Копроним (741-775 гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее.

3 Св. Василий Великий – знаменитейший отец Церкви IV в. – Память его празднуется св. Церковью 1 и 30 января.

4 Ной – сын Ламеха, последний патриарх до потопа. Жертва Богу принесена Ноем по выходе из ковчега (Быт.8:15-20) и была прообразом жертвы Христовой.

Вконтакте